Базисные условия контракта. Инкотермс
Весь комплекс основных положений контракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта, или базисных условий поставки. Те или иные базисные условия контракта предопределяют, кто несет расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхованию товаров, составляющих предмет внешнеторговой сделки купли-продажи, а также возможный риск при осуществлении сделки. Указанные расходы очень разнообразны и довольно ощутимы по размерам, достигая по массовым сырьевым грузам до 40—50% цены соответствующего товара. Здесь обычно используется термин «франкировка», означающий, что покупатель свободен «франко» от обязательств до пункта (станции, пристани, порта, склада, борта судна и т.п.), или аналога «франко» на другом, как правило, английском, языке (free). К числу расходов на поставку, учитываемых в базисных условиях, относятся разнообразные их виды при внешнеторговых операциях. Это:
• затраты на подготовку товара к отгрузке с предприятия, фирмы, проверка количества и качества, отбор проб и проведение испытаний, упаковка;
• доставка и оплата доставки товара с погрузкой, выгрузкой и хранением при перевозке на транспортных средствах перевозчика внутри страны;
• перевозка и оплата перевозки товара от пункта отправления до транспортных средств международного сообщения;
• погрузка и расходы по погрузке продукции на транспортные средства международного сообщения;
• доставка и расходы по доставке товара средствами международных перевозок;
• страхование и затраты на страхование при международных
перевозках;
• оплата выгрузки, перегрузки и хранения продукции в пункте
назначения;
• оплата таможенных пошлин при пересечении границы и, наконец, расходы по доставке товара из пункта прибытия до склада покупателя.
На практике действует правило, согласно которому расходы экспортера по доставке товара включаются в цену последнего. Таким образом, определяется базисная цена, используемая для установления контрактной. Последнее важно для исчисления так называемой таможенной стоимости товаров, являющейся базой налогообложения и расчета внутренних цен.
Четкое разграничение базисных условий контракта, однозначное понимание каждого из них вырабатываются международной практикой. Впервые согласованное толкование основных коммерческих терминов, применяемых во внешней торговле — Инкотермс (International Commercial Terms) — было разработано и принято Международной торговой палатой в 30-х годах. В настоящее время действует обновленная и уточненная редакция международных коммерческих терминов Инкотермс-2000. В ней дана подробная трактовка 13 основных (из общего числа 28) вариантов базисных условий контракта. (Краткий обзор Инкотермс-2000 см. в приложении И.) Они по-новому подразделены применительно к современным способам транспортировки: для любых видов транспорта и смешанных перевозок — семь вариантов; морским и внутренним водным транспортом — шесть; воздушным транспортом — один и железнодорожным — один вариант. Краткие названия основных базисных условий контракта, записываемые в соответствующих документах, обозначены первыми буквами английских слов, выражающих их содержание. Назовем главные из них:
• FOB (Free on Board) — «свободно на борту» — экспортер обязан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно;
• CFR (Cost and Freight) — «стоимость и фрахт» — груз доставляется экспортером в порт прибытия с разгрузкой на причале, по этот момент экспортер полностью несет риск и расходы, кроме страхования;
• CIF (Cost, Insurance and Freight) — «стоимость, страхование, фрахт» — экспортер доставляет груз в порт прибытия с разгрузкой на причале и полностью несет риск и расходы по момент разгрузки, включая страхование.
Перечень всех базисных условий и их значений приведен в приложении 12. Некоторые обязанности — общие для экспортера и импортера при всех условиях. Так, продавец всегда должен, если иное не оговорено специально,
• поставить товар согласно контракту в указанный в нем пункт международного отправления;
• обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;
• получить и оплатить экспортную лицензию или необходимое разрешение на вывоз;
• оплатить таможенные пошлины и сборы по экспорту;
• нести риски и расходы до момента перехода товара в распоряжение покупателя в пункте, предусмотренном контрактом.
В свою очередь покупатель при всех базисных условиях, если специально не оговорено иное, должен:
• принять товар в месте и в сроки, определенные контрактом, и оплатить контрактную цену товара;
« оформить и оплатить получение импортной лицензии или иного разрешения на ввоз.
Все возможные обязанности экспортера и (или) импортера при любых базисных условиях поставки разбиты согласно Инкотермс-2000 на десять пунктов, которым присвоены соответствующие порядковые номера. Их не надо перечислять текстуально — достаточно лишь указать необходимый номер для экспортера (А) и импортера (В). Перечень обязанностей и их нумерация приведены в приложении 13. Знание Инкотермс также необходимо для участников внешнеэкономической деятельности, как инструкций для бухгалтера. Поставляя товары на экспорт или закупая их по импорту, контрагенты несут определенный и часто немалый риск, в том числе в случае утраты или гибели товара, его неприбытия или несвоевременного прибытия в место назначения, потери качеств, нарушения сертификационных характеристик и т.п. Это может привести к подрыву отношений доверия, вызвать необходимость обращения за исковой защитой, в том числе через арбитраж. Если при заключении и оформлении контракта стороны ссылаются на Инкотермс, они могут быть уверены в простом и четком распределении своих прав и обязанностей, исключают возможность возникновения недоразумений и споров по принятым формулировкам, обеспечивают единообразное понимание и толкование условий внешнеторговой сделки. Ссылка на то, что условия сделки купли-продажи регулируются Инкотермс, позволяет избежать многословных и расплывчатых определений, комментариев и оговорок, нередко затрудняющих обоснованные правовые, экономические и финансовые решения, вызывающих дополнительные расходы.
Наиболее часто применяются и используются в международной статистике для оценки стоимостных объемов экспорта и импорта базисные условия и цены FOB при экспорте и CIF при импорте.
Действие правил Инкотермс может быть показано на примере условия FOB («свободно на борту») с указанием далее порта отгрузки: «Российские лесоматериалы FOB Находка». Это означает, что товар, в данном случае обработанные доски лиственных пород, доставляются в порт Находка экспортером и погружаются им на борт судна. Риск гибели или повреждения товара, утраты им оговоренных в контракте качеств и другие обязательства экспортера переходят с продавца на покупателя (импортера) в момент пересечения товаром (крановым средством) поручней (линии борта) судна. По условию FOB экспортер обязан:
• поставить лесоматериалы в соответствии с условиями договора купли-продажи с предоставлением предусмотренных контрактом данных, подтверждающих такое соответствие;
• погрузить их на борт судна, названного покупателем, в установленные дату или срок и незамедлительно уведомить импортера об отправке груза;
• нести все расходы и риск по доставке на судно в порту отгрузки до момента фактического перехода товара (стрелы крана с лесоматериалами) через поручни судна, включая расходы по оплате всех пошлин, налогов и сборов, взимаемых при экспорте, а также расходы по совершению всех формальностей, обязательных для выполнения продавцом при погрузке товара на борт;
• обеспечить за свой счет обычную упаковку груза, кроме случаев, когда подобные товары отправляются, как правило,. без упаковки.
И в контрактах покупки, и в контрактах продажи должно быть четко оговорено, какие расходы несет покупатель, а какие — продавец:
• оплатить расходы, связанные с проверкой (взвешивание, подсчет, проверка качества), необходимой для осуществления поставки;
• оформить и представить за свой счет обычно принятый в практике чистый документ, удостоверяющий поставку груза на борт обозначенного судна;
• представить импортеру по его просьбе и за его счет свидетельство о происхождении товара;
• по просьбе импортера на его риск и за его счет оказать ему содействие в получении коносамента и других документов помимо указанных в предыдущих пунктах, выдаваемых в стране отправления и (или) происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для ввоза в страну назначения, а также для транзита при перевозке через третьи страны.
Аналогично можно расшифровать и обязанности импортера при внешнеторговой сделке купли-продажи товара на условиях CIF.
Условие (и соответственно цена) CIF означает, что в цену товара включены его основная цена — FOB и все последующие расходы по страхованию груза и транспортировке в пункт (порт) назначения.
Инкотермс исходит из того, что основные трудности участников внешнеторговых сделок купли-продажи связаны со следующими моментами:
• неопределенностью в части того, право какой страны должно применяться в контракте;
• недостаточностью информации;
• различием в толковании базисных условий сделок. Применение Инкотермс в значительной мере устраняет все эти
трудности, хотя на практике иногда возникают ситуации, не поддающиеся единой трактовке. Причины этого:
• особенности отдельных видов торговли;
• обычаи некоторых портов;
• особые условия контрактов, требующие отступления от стандартных вариантов.
Но и в этих случаях решение облегчается с учетом общих подходов, сформулированных в «Международных коммерческих терминах». Из сказанного можно понять значение Инкотермс для практики внешней торговли.