Углубление интернационализации и МЭО
В результате интернационализации экономики в условиях НТР произошли существенные изменения в видах, формах, динамике и структуре международных экономических отношений. Современные МЭО развиваются под воздействием следующих факторов: изменения геополитических векторов мирового хозяйства, влияния НТР, интернационализации производства и капитала, мобильности трудовых ресурсов [1].
До середины 1980-х годов мировой рынок условно делился на пять секторов: Запад — Запад (экономические связи между индустриальными странами), на который приходилась подавляющая часть мирового товарооборота и движения капиталов; Запад — Юг (экономические связи между индустриальными и развивающимися странами); Восток — Запад (между социалистическими и индустриальными странами Запада); Восток — Юг (между социалистическими и развивающимися странами); Восток — Восток (экономические связи между странами СЭВ). С началом перестройки в СССР и переходом к рынку составляющая Восток — Восток исчезла.
Возникла проблема определения места России и других стран СНГ в этой модели. В руководящих кругах России считают, что страна уже вступила в систему рыночной экономики. На Западе с этим не согласны и полагают, что Россия находится еще на стадии перехода к рынку. Определение статуса России — в данном случае не просто теоретическая абстракция. Это влечет за собой определенные практические последствия, а именно: к стране применяются меры дискриминационного характера, не дающие возможности использовать принцип наибольшего благоприятствования в полном объеме. Нередко и необоснованно используются антидемпинговые меры, практикуется, использование различных квот и других ограничений к российскому экспорту.
Для послевоенного периода характерна интенсификация всех форм внешнеэкономических связей, в том числе международной торговли и экспорта капитала.
За 40 лет до Второй мировой войны объем международной торговли вырос немногим более чем в 2 раза, а за 50 лет после войны — более чем в 30 раз. В послевоенный период мировая торговля развивалась достаточно неравномерно. Так, в 1954—1963 гг. среднегодовой прирост объемов международной торговли составил 7,1%, а общеэкономический рост — 5,2%, в 1964—1973 гг. соответственно 8,7 и 5,7%, в 1974-1990 гг. - 4,5 и 3,2%, в 1991-1996 гг. - 5,6 и 1,5%, в 1997 г. — 9,4 и 4,1%, а после некоторого снижения прироста в 1998—2000 гг. был зафиксирован последующий устойчивый рост до 7,5 и 4,1% в 2004 г. В то время как в период между мировыми войнами (1913—1939), например, наблюдалась другая картина: рост производства составил 43%, а мирового экспорта — 19%. В этом нашли отражение углубление международного разделения труда и рост специализации между странами.
Еще больший динамизм показывает рост вывоза капитала. За период с 1914 г. до конца Второй мировой войны капиталовложения за рубежом увеличились на ]/3. Потом они удваивались каждое десятилетие, затем каждые шесть-семь лет. За период с 1960 по 1985 г. рост составил 400%. В 1996 г. накопленные иностранные прямые капиталовложения достигли 2,7 трлн долл, в 1999 г. — 4.8 трлн долл., в 2000 г. — 6,3 трлн долл., в 2001 г. — 6,8 трлн долл. В 1999 г. объем прямых иностранных инвестиций достиг отметки 865 млрд долл., в 2000 г. он составил 1,5 трлн долл., в 2001 г. уменьшился до 735 млрд долл., а в 2003 г. опять уменьшился до 560 млрд долл. (динамика ПИИ за последние 20 лет показана в приложении 6).
Движение капиталов служит сегодня приводным ремнем развития мировой экономики. Через прямые инвестиции за рубежом транснациональные корпорации все больше влияют на будущее принимающих стран. Если в рамках международного торгового обмена в день пересекают границы товары на 5 млрд долл., то в рамках движения капиталов каждый день перемещается до 200 млрд долл.
Резко активизировалась деятельность валютных рынков, обслуживающих международную торговлю и миграцию капиталов. По сведениям Базельского банка международных расчетов, ежедневный оборот валютных рынков составляет около 1 трлн долл. — в 13 раз больше, чем совокупный ВНП стран — членов ОЭСР.
Другой особенностью современных международных экономических отношений стало углубление процесса интернационализации производства и продажи товаров. Около трети мирового производства контролируется транснациональными компаниями, и их влияние на мировой рынок становится все сильнее. В 2003 г. по всему миру насчитывалось около 850 тыс. иностранных филиалов транснациональных компаний, в то время как в начале 1960-х годов их было всего 3500. В настоящее время более трети мировых торговых потоков проходит внутри компаний, в то время как 1970-х годах этот показатель составлял одну пятую. Международные торгово-экономические связи на этой основе носят более устойчивый характер.
Появление международных монополий приводит к сужению сферы свободного рынка, при котором производимые товары выходят на мировой рынок на контрактной основе. Сейчас товар производится не просто на рынок, а на конкретного покупателя. Монополии обрабатывающих отраслей промышленности все больше опираются на массовые поставки сырья от определенных зарубежных поставщиков на основе долгосрочных контрактов. Готовая продукция также часто изготовляется не впрок, а предназначена для адресного покупателя. В результате в международной торговле самым значительным из устойчивых изменений последних десятилетий стало относительное падение роли обычной коммерческой торговли по сравнению с товарооборотом, обслуживающим устойчивые производственные связи в рамках внутрифирменного обмена либо на основе долгосрочных кооперационных и подрядных отношений.
Важный результат деятельности ТНК — организация ими производства за рубежом, основанного на зарубежном инвестировании, внутрифирменной специализации и кооперировании. До 3/4 международного производства осуществляется фирмами развитых капиталистических стран. Объем такого производства в последние годы превысил масштабы мирового экспорта.
По различным оценкам, международные фирмы контролируют от 1/4 до 1/3 ВНП, до 2/3 экспорта и свыше 9/10 прямых зарубежных инвестиций индустриальных государств [1]. Зарубежное производство крупнейших ТНК уже обогнало мировой экспорт. Почти 1/3 всей взаимной торговли промышленно развитых стран приходится в настоящее время на внутрифирменные поставки нескольских сот крупнейших корпораций. При этом по итогам за 2003 г. в числе 500 самых крупных — 2/3 составляют американские, 1-е и 2-е места принадлежат соответственно «Дженерал электрик» и «Эксон Мобил».