Основные этапы интернационализации бизнеса

Интернационализация бизнеса может осуществляться в различных формах - экспортная торговля, создание представительств, торговых фирм, совместных предприятий за рубежом, перенос производства, проведения НИОКР, разработки маркетингового комплекса в другие страны и т.д. Выбор рациональной формы интернационализации бизнеса зависит от стратегических целей фирмы и конкретных условий деятельности на родине и за рубежом. Ниже приводится таблица выбора предпочтительного этапа интернационализации бизнеса в зависимости от целей фирмы и условий ее деятельности (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Выбор предпочтительного этапа интернационализации бизнеса

Этап интернационализации Подэтапы интернационализации Условия для реализации Цели
1. Экспортный 1.1. Продажа через агентов - незначительная доля экспорта в продажах; - отсутствие барьеров для импорта; - местный спрос превышает предложение. - преодоление цикличности в спросе - реализация отличий в экономических условиях; -рост объемов продаж;
  1.2. Создание представительств - значительная доля экспорта в продажах; - продленный спрос;
    - отсутствие барьеров для импорта; - выгоды массового производства;
    - спрос равен предложению;  
    - сильная конкуренция;  
    - важность послепродажного обслуживания.  
2. Международ-ный 2.1. Местный маркетинг - различия в условиях деятельности; -необходимость дифференциации маркетинга; - интенсивная конкуренция - реализация различий в условиях деятельности
  2.2. Местное производство - наличие барьеров для импорта - доступ к местным ресурсам
  2.3. Местные НИОКР - более низкая стоимость - специфика маркетинга ---// ----
3. Транснацио-нальный   - мировая конкуренция - выгоды массового производства -глобальная оптимизация: НИОКР-ресурсы-производство

Таблица 16.2

Выбор варианта стратегии маркетинга

Предпочтительный тип стратегии Факторы Мировой стандарт Его косметическая корректировка Специальная для больших СЗХ Специальная для каждой СЗХ
1. Важность уникальной информации о стране Малая     Большая
2. Конкуренция Слабая     Сильная
3. Необходимость дифференциации стратегии Отсутствует     Большая
4. Сдвиг факторов успеха Медленный     Частый
5. Соотношение размеров рынка и затрат на разработку стратегии Малое     Большое

В табл.16.2 следует отметить положение, соответствующее каждому фактору в столбцах стратегии (крайних или двух промежуточных). "Усредненное" положение таких отметок и укажет целесообразный тип стратегии маркетинга.

Таблица 16.3

Выбор варианта стратегии продукт/технология

Тип стратегии Факторы Мировой стандарт Его космети-ческая коррек-тировка Специ-альная для больших СЗХ Специаль-ная для каждой СЗХ
1. Важность уникальной информации о стране Малая     Большая
2. Сходство спроса по всем СЗХ Большое     Малое
3. Различие товаров внутри СЗХ Малое     Большое
4.Продолжительность жизненного цикла Длинная     Короткая
5. Различие в продолжительности жизненных циклов продуктов Малое     Большое
6. Соотношение объема затрат на НИОКР и объема продаж Высокое     Низкое
7. Регулирование местным правительством характеристик продукции Слабое     Большое

Действия с этой таблицей те же, что и с предыдущей.

Таблица 16.4

Выбор вариантов размещения производства

Альтернативы Факторы Местное производство Глобальная сеть производств Централизованое производство
1. Экономия за счет масштабов производства Малая Значительная Большая
2. Расходы на транспортировку Высокие Значительные Низкие
3. Тарифные барьеры Высокие Значительные Низкие
4. Балансировка валют Трудная Со сложностями Простая
5. Местное законодательство по ввозу Ограничивающее Нейтральное Разрешающее
6. Разница в стоимости рабочей силы Низкая Большая Низкая
7. Разница в издержках по реакции на нестабильность рынка Низкая Значительная Высокая

Правила пользования этой таблицей те же, что и для предыдущих.

Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса

Из вышеприведенной таблицы следует, что выбор оптимальной формы интернационализации зависит от значительного числа факторов, определяющих стратегию фирмы по выбору продукта, технологии его изготовления, маркетингу, размещению производства. Поэтому предварительно должны быть выбраны варианты стратегии маркетинга, продукта/технологии и размещения производства. Этой цели служат вспомогательные таблицы.

Итак, алгоритм выбора предпочтительной интернационализации бизнеса:

1. Определение предпочтительных стратегий маркетинга и продукта/технологии.

2. Определение предпочтительного варианта размещения производства.

3. По основной таблице (16.1) с учетом этих вариантов определяется наиболее целесообразная форма интернационализации бизнеса.

Наши рекомендации