Теория конкуренции М. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
Одна из общих проблем теорий внешней торговли — совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях. Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер [8, 25]. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
• факторных условий;
• условий спроса;
• состоянием обслуживающих и близких отраслей;
• стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации. М. Портер — сторонник классической теории факторов, которые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств).
Второй компонент — спрос — определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на ситуацию фирмы. Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за' пределы страны. Подход М. Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.
Третий — состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств, обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.
Четвертый компонент — стратегия фирмы и конкурентная ситуация. Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, предполагающие необходимую гибкость, — важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезный стимул — достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки — негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов.
Для разных стран характерно разное сочетание этих четырех факторов, в соответствии с которыми Портер выделяет четыре стадии жизненного цикла страны:
1) стадия факторов производства (factor-driven economy), (Страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют прежде всего за счет использования конкурентных преимуществ, связанных с факторами производства, более дешевой рабочей силы, более плодородной земли);
2) стадия инвестиции (investment-driven economy). Конкурентоспособность экономики базируется на инвестиционной активности государства и национальных фирм, при этом способность национальных производителей к адаптации и совершенствованию зарубежных технологий является решающей для достижения этой стадии. Рост объема инвестиций приводит к созданию новых, передовых факторов и развитию современной инфраструктуры;
3) стадия нововведений (innovation-driven economy). Эта стадия характеризуется наличием всех четырех факторов конкурентного преимущества в широком круге отраслей, которые находятся в постоянном взаимодействии. Совокупность отраслей, в которых национальные фирмы могут успешно конкурировать, существенно расширяется. Возрастает разнообразие потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышением уровня образования и стремлением к комфорту, а также благодаря стимулирующей роли внутренней конкуренции;
4) стадия богатства (prosperity-driven economy). Спад производства. Движущей силой экономики служит уже достигнутое изобилие. Страна и ее компании начинают уступать позиции в международной конкуренции, больше внимания уделяется сохранению собственных позиций, нежели их усилению, компании предпочитают не активное инвестирование, а консервативные стратегии, базирующиеся на поддержке со стороны органов власти.
В соответствии с таким разделением Портер формулирует рекомендации по экономической политике стран, выделяя типовые (в рамках каждого вида) приоритеты экономической политики государства.
1. Для экономики, находящейся на стадии факторов:
• создание и поддержание общей политической и макроэкономической стабильности и достижение верховенства закона;
• достижение высокого уровня физической инфраструктуры и общего образования;
• открытие рынков;
• создание условий для ассимиляции (заимствования) технологий мирового класса и привлечения ПИИ.
2. Для экономики, находящейся на стадии инвестиций:
• инвестирование в совершенствование физической инфраструктуры и научно-исследовательские мощности;
• способствование развитию кластеров;
• создание возможностей по опережению зарубежных технологий и расширение мощностей по всей цепочке ценностей (value chain), т.е. от добывающих до обрабатывающих отраслей.
3. Для экономики, находящейся на стадии нововведений:
• дальнейшее усиление развития кластеров;
• создание исследовательских ресурсов (организации, инфраструктура, рабочая сила) мирового класса;
• создание для национальных фирм условий для развития уникальных стратегий и лучших в мире нововведений.
Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 1990-х годах.
Многие видные экономисты-международники неоднозначно принимают теоретические посылки М. Портера, считая, что их концептуальные положения следует развить в отношении конкурентоспособности стран.
Проблема международной конкурентоспособности стран, помимо теоретических разработок, вызывала и вызывает практический интерес органов государственной власти ряда стран, а также международных организаций. Так, в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. был создан ряд национальных и наднациональных органов по данным вопросам, например Совет по политике конкурентоспособности США или Консультативная группа по конкурентоспособности при Европейской комиссии; кроме того, с начала 1990-х годов проводятся международные сопоставления стран по их конкурентоспособности (такие сопоставления проводят, в частности, Международный институт развития менеджмента, Лозанна, и Всемирный экономический форум).
Основные концепции конкурентоспособности, выдвигаемые как учеными, так и национальными и международными организациями, по факторному признаку можно разделить на три базовые группы:
1) конкурентоспособность за счет внутренних факторных резервов (трудовых ресурсов, природных ресурсов, технологических ресурсов и др.);
2) конкурентоспособность за счет внешнеэкономической деятельности и завоевания мировых рынков (через внешнюю торговлю и иностранные инвестиции);
3) повышение конкурентоспособности страны за счет усиления институциональных образований — компаний, регионов, отраслей.
К первой группе относится, в частности, концепция КС страны Консультативной группы по конкурентоспособности при Еврокомиссии. В соответствии с подходом этой организации «конкурентоспособность включает элементы продуктивности (производительности), эффективности и рентабельности, но ограничивается не только ими. Это действенные методы, позволяющие достигать повышения жизненных стандартов и социального благосостояния — средство достижения целей. Если рассуждать глобально, при помощи повышения продуктивности и эффективности в контексте международной специализации конкурентоспособность создает необходимые условия для повышения доходов населения неинфляционным путем» [34]. На основании этого подхода там же сформулировано определение КС: «наиболее общие способы повышения жизненных стандартов, обеспечения безработных рабочими местами и искоренения бедности».
Вторая группа представлена прежде всего американскими учеными и организациями. Такой подход, в частности, характерен для Совета США по политике конкурентоспособности. По определению, данному Советом США по политике конкурентоспособности в ее докладе президенту и Конгрессу, под конкурентоспособностью страны следует понимать «способность производить товары и услуги, отвечающие потребностям мирового рынка, при обеспечении
устойчивости и повышения стандартов жизни населения в долгосрочном плане*- [35]. Подобного же подхода придерживался Совет экономических консультантов при президенте США во времена Клинтона. По мнению главы этого органа Лауры Д'Андреа-Тайсон, конкурентоспособность применительно к США — это «наша способность производить товары и услуги, выдерживающие требования международной конкуренции, при одновременном устойчивом росте жизненных стандартов населения» [36], в таком же контексте можно воспринимать и определение, данное американскими учеными Б. Скоттом и Дж. Доджем: «конкурентоспособностью называется способность страны к созданию, производству, распределению и обслуживанию продукции в международной торговле при одновременном повышении прибыльности на использование ресурсов страны» [37].
К третьей группе относится подход ОЭСР, сформулированный в вышедшем в 1996 г. Обзоре ОЭСР по промышленной конкурентоспособности, в рамках которого под конкурентоспособностью страны понимается «...поддержание способности компаний, отраслей, регионов, наций и наднациональных образований, оставаясь открытыми для международной конкуренции, создавать относительно высокий доход на факторы и высокий уровень занятости», также к данному виду можно отнести точку зрения Р. Ферера и К. Чахарбаги, в соответствии с которой «...КС относительна, а не абсолютна. Она зависит от уровня акционеров и потребителей, финансовой мощи, которая определяет способность действовать и реагировать на конкурентную среду, а также потенциала населения и технологий в создании необходимых стратегических изменений. Конкурентоспособность может быть устойчива только в случае поддержания необходимого баланса между этими факторами, которые могут и вступать в противоречия друг с другом» [38]
Особняком от этих подходов стоят подходы Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Международного института развития менеджмента (МИРМ) в Лозанне, которые ежегодно готовят доклады по мировой конкурентоспособности, в рамках которых страны сопоставляются по беспрецедентно широкому массиву количественных (полученных по данным статистики) и качественных (опросных) данных: по 194 показателям — в докладе ВЭФ, по 314 — в докладе Института развития менеджмента.
Инструментом и конечным итогом этих сопоставлений служат страновые рейтинги по конкурентоспособности (см. приложение 2). Кроме того, для каждой страны составляется так называемый национальный баланс конкурентоспособности, в левой части которогопредставлены показатели, служащие, с точки зрения разработчиков этих рейтингов, конкурентными преимуществами страны, в правой — показатели, относимые к конкурентным слабостям.
Россия фигурирует в рейтингах конкурентоспособности международных организаций с середины 1990-х годов, при этом (при увеличении совокупности обследуемых стран как ВЭФ, так и в меньшей степени Институтом развития менеджмента) с заведомым постоянством оказывается в последней десятке, чему можно давать различные объяснения.
При всех очевидных объективных слабостях российской экономики нельзя не увидеть некоторую закономерность в факторах, определяющих место России по конкурентоспособности среди других стран, которую можно проследить при внимательном анализе балансов конкурентоспособности России ВЭФ и Института развития менеджмента за 2001 и 2002 гг. Так, в докладе ВЭФ за 2001 г. в левой части баланса, среди конкурентных преимуществ, из примерно 30 индикаторов только восемь имели четкое количественное выражение, подтверждаемое данными национальной и международной статистики (остальные же были получены в результате опросов). В правой же части (конкурентные слабости) — лишь два показателя (в 2002 г. — 7 из 20 и 8 из 46 соответственно); все остальные показатели были получены в результате опросов, что позволяет сделать предположение о заниженности позиции России по следующим причинам:
1) опрос проходил среди российских предпринимателей, психологически склонных к занижению экономического климата в стране;
2) мнения экспертов из других стран, имеющих практику работы с Россией, не учитывались.
Проведем более подробный анализ показателей конкурентоспособности России в Докладе ВЭФ. Для этого проанализируем левую (конкурентные преимущества) и правую (конкурентные слабости) части Баланса конкурентоспособности России за 2001 г.
Основными конкурентными преимуществами России, по мнению экспертов ВЭФ, являются: технологическое развитие, уровень расходов частного сектора на НИОКР (что не вызывает доверия, во всяком случае, в самой России принято считать, что эти расходы низкие), преимущества в доступе к железнодорожному транспорту (что критично для таких отраслей, как угольная промышленность, автомобилестроение, нефтепереработка), преимущества в расходах на авиаперевозки и в обеспеченности услугами международной телефонной связи, относительно низкий уровень налога на прибыль (хотя опять же среди российских практиков бытует иное мнение, количественным выражением которого служит доля «теневого» сектора в экономике), уровень образования.
Основные недостатки: низкий уровень защиты интеллектуальной собственности и других прав собственности (что автоматически создает нестабильную экономическую среду для отечественных предприятий), низкая доступность ссуд и венчурного финансирования для малого бизнеса (наиболее динамичной формы, остро реагирующей на все изменения экономической конъюнктуры), низкая платежеспособность банков, высокая доля государства в банковском секторе, наличие скрытых барьеров импорта, высокие ставки тарифов на ввоз и вывоз товаров, низкий уровень маркетинга, слабая политика фирм в отношении мотивации персонала, низкая прозрачность финансов предприятий, высокий уровень коррупции среди государственных чиновников (этот показатель был выявлен в ходе опросов на российских предприятиях, проводившихся по заказу ВЭФ), высокий уровень безработицы, плохие дороги, низкий уровень использования электронной почты и электронной коммерции, высокий уровень организованной преступности, низкая влиятельность профсоюзов, высокий уровень развития теневого сектора экономики, низкий уровень лицензирования технологий (что говорит о том, что большинство отечественных фирм использует зарубежные технологии без лицензий, что не соответствует законодательной практике, принятой во всем мире).
Что касается позиций России в рейтингах конкурентоспособности, то на протяжении всей истории присвоения нашей стране рейтингов конкурентоспособности они остаются весьма низкими. С одной стороны, это обусловлено объективными факторами, имеющими экономическую природу: Россия отстает от развитых стран мира по таким важным показателям, как уровень ВВП на душу населения, доля машин и оборудования в экспорте, наконец, и по научно-техническому потенциалу.
В то же время позитивные сдвиги в экономическом развитии страны, произошедшие с 1998 г., никак не затрагивают динамику рейтинга конкурентоспособности России, который остается достаточно низким. И во многом это обусловлено причинами, которые лежат в субъективной, политической плоскости: низкие рейтинги обусловлены низкими оценками России по опросным показателям, субъективность которых, очевидно, достаточно высока (примеры таких показателей — оценка коррумпированности судов, сложность открытия нового дела, отношение к глобализации в обществе и т.п.).
Приведем сводные данные по рейтингу России за последние годы в обоих источниках (табл. 5.1, 5.2).
Таблица 5.1