Теория конкурентоспособности наций М. Портера

От чего зависит конкурентоспособность страны? Какие факторы лежат в ее осно­ве? Что, собственно говоря, такое конкурентоспособность национальной эконо­мики? Почему одни страны добились значительных успехов в своем развитии, а другие — нет? Почему определенные компании, представляющие достаточно небольшую группу стран, стабильно лидируют на мировом рынке? Многих эко­номистов прошлого и настоящего волновали и продолжают волновать данные вопросы. Довольно просто определить конкурентоспособность одной отдельно взятой компании, принимая во внимание получаемую ею прибыль, уровень тех­нологий, лидерство на рынке и т. п. Но как определить конкурентоспособность целой страны? Какие макроэкономические показатели при этом следует рассматривать? Стабильный курс национальной валюты, положительное сальдо платежного баланса, обеспеченность природными ресурсами?

Современное развитие целого ряда ведущих стран мира задает немало загадок. Япония и страны ЕС в свое время получили преимущества из-за снижения курса национальных валют по отношению к американскому доллару. Экономика США не имеет себе равных в мире по потенциалу, несмотря на дефицит платежного баланса. История послевоенного развития таких стран, как Германия, Италия Япония и Южная Корея, — это история успеха государств, большинство из кото­рых потерпели поражение во Второй мировой войне и изначально были обделе­ны природными ресурсами. Так что же такое конкурентные преимущества и от­куда они возникают?

Ответ на многочисленные приведенные выше вопросы дает теория известного аме­риканского экономиста Майкла Портера из Гарвардской школы бизнеса. Работая в созданной президентом Рональдом Рейганом Комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, М. Портер задался целью определить термин «кон­курентоспособность» применительно к государству. В результате его исследований в свет вышла знаменитая книга «Конкурентные преимущества наций»,10 в кото­рой детально рассмотрены проблемы современной международной конкуренции. Новизна подхода Портера заключалась в том, что он предложил рассматривать конкурентоспособность стран через призму конкурентоспособности компаний, представляющих данные страны на мировом рынке. По Портеру, конкурентоспо­собность одного отдельно взятого государства связана с производительностью нации, т. е. с эффективным использованием всех имеющихся ресурсов (сырья, рабочей силы, капитала). Рассматривать степень благосостояния государства следует с микроэкономического уровня — уровня одной отдельно взятой фирмы, поскольку в конечном счете ВВП и национальный доход страны создаются компаниями-производителями. Портер отмечал, что даже в самых благополучных странах не все отрасли промышленности и не все компании могут одновременно процветать. Успехи развития национальной экономики зависят от деятельности определенного ядра компаний, ведущих международную активность. Причем дан­ные фирмы, как правило, в каждой стране представляют довольно небольшой спектр отраслей промышленности.

Поскольку, по Портеру, изначально конкурентоспособны не страны, а нацио­нальные компании данных стран, то для успеха в конкурентной борьбе фирмы должны обладать одним из двух преимуществ: иметь низкие издержки производ­ства либо дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен. Конкуренция на мировом рынке заставляет компании постоянно равняться друг на друга, сравнивая свою деятельность с успехами конкурентов. Междуна­родная специализация страны при этом связана с теми сферами экономики, в ко­торых ее национальные производители наиболее конкурентоспособны.

Международная торговля по сути дела перераспределяет продукцию наиболее конкурентоспособных отраслей различных стран, при этом экспортируются такие товары и услуги, в производстве которых имеют преимущества отечественные компании, а импортируется то, в чем оказались более эффективными иностранные конкуренты. Портер заявляет, что ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям, поскольку сказывается ограничен­ность ее ресурсов. Важной задачей становится использование имеющихся у страны ресурсов наиболее рациональным способом. При этом даже в странах с самым вы­соким уровнем развития обязательно найдутся такие отрасли экономики, нацио­нальные производители которых неконкурентоспособны. Важной задачей стано­вится специализация страны на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики, а менее производительные отрасли национального хозяй­ства при этом могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит вообще отказаться. Все это будет способствовать здоровому процессу национального эко­номического процветания.

Конкурентоспособность отечественной промышленности, сферы услуг, сельского хозяйства означает также то, что они развиваются по законам свободного рынка. Лю­бая политика протекционизма, государственные субсидии местным компаниям и ограничение доступа на внутренний рынок зарубежных конкурентов причиня­ют непоправимый ущерб конкурентоспособности отечественных производителей. Далее Портер предлагает свою широко известную модель «конкурентного ром­ба», отражающего систему детерминант национального конкурентного преиму­щества (рис. 8.3). Ответом на вопрос, почему государства добиваются успехов в той или иной области, служат четыре свойства страны, имеющие общий харак­тер и формирующие среду, в которой конкурируют местные компании. Среда мо­жет способствовать созданию конкурентных преимуществ, а может и препятство­вать их появлению. Четырьмя свойствами — иначе, детерминантами модели — являются:

1. Факторные условия.

2. Условия внутреннего спроса.

3. Наличие смежных и обслуживающих отраслей.

4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Теория конкурентоспособности наций М. Портера - student2.ru

Рис. 8.3. Система детерминант национального конкурентного преимущества — «конкурентный ромб» М. Портера

Четыре свойства все вместе, а также каждое из них в отдельности создают среду, в которой функционируют фирмы данной страны. Рассмотрим каждый из детерминантов-свойств подробнее.

Факторные условия представляют собой конкретные факторы производств (труд, капитал, земля, инфраструктура и т. п.), необходимые для успешной конкуренции в данной отрасли. К числу таких условий относятся:

человеческие ресурсы: количество, квалификация, стоимость рабочей силы, наличие ученых и специалистов высшей категории, продолжительность рабочей недели, трудовая этика и система управления персоналом;

физические, или природные ресурсы: земля, вода, полезные ископаемые, лес­ные богатства, энергетические ресурсы, климатические условия, размер и географическое местоположение страны, ее внешнее окружение;

научно-информационный потенциал: весь накопленный страной ресурс зна­ний, в том числе относительно производства, распределения и потребления товаров и услуг (научные, технические и рыночные знания);

капитал: денежные ресурсы страны, количество и стоимость капитала, кото­рый может быть направлен на инвестиции, уровень сбережений и структура национальных рынков капитала;

инфраструктура: тип, качество имеющейся инфраструктуры, плата за ее ис­пользование (транспорт, связь, финансовые учреждения, жилой фонд, учреждения культуры).

Основные для конкурентоспособности страны факторы, как правило, не наследуются ею автоматически от предшествующих поколений, а создаются в про­цессе трудовой деятельности. В этой связи факторы подразделяются на основные, которые достаются даром от природы (природные и климатические ресурсы, географическое положение страны и неквалифицированное население), и развитые, которые, что называется, зарабатываются потом и кровью (современная инф­раструктура, высококвалифицированный персонал, банки научно-технической информации и т. п.). Только развитые факторы дают стране конкурентные пре­имущества, которые достаточно трудно скопировать странам-конкурентам. Здесь заключается ответ на вопрос о том, почему Россия при ее несметных природных богатствах, неплохом образовательном уровне и высоком (по крайней мере в не­далеком прошлом) научно-техническом потенциале неконкурентоспособна на мировом рынке. Все дело в том, что у нашей страны в большей степени имеются в наличии основные факторы, а обеспеченность развитыми факторами (инфра­структура, капитал) заметно отстает от уровня ведущих государств планеты.

Кроме вышеназванного деления факторные условия подразделяются также на общие, которые могут применяться во всех сферах деятельности (например, ав­томобильные и железнодорожные дороги, университеты, коммерческие банки и публичные библиотеки), и специализированные, применяемые только в конкретных видах деятельности (гоночные трассы для «Формулы-1», высокоскоростные железнодорожные магистрали, технологические институты, ипотечные банки и медицинские библиотеки). Если страна располагает специализированными факторами, то это даёт ей солидную и долговременную основу для конкурентных преимуществ.

Нужно отметить, что в наукоемких отраслях национальной экономики основ­ные факторы не дают никаких преимуществ. Такие факторы без труда можно по­лучить и в любой другой стране мира. Труднее всего продублировать специализи­рованные факторы, они труднодоступны для иностранных конкурентов, требуют значительных инвестиций. Интересно, что недостаток отдельных основных фак­торов стимулирует технологическое развитие страны, порождает бережливость и рациональность хозяйствования.

Таким образом, изначальная слабость обделенного природными ресурсами и населением государства превращается в его силу в конкурентной борьбе, побуждает компании к инновациям и совершенству. Нехватка природных ресурсов инициирует изобретательство ученых, оптимальное использование ограниченно­го набора имеющихся естественных богатств. И наоборот, если в стране имеется избыток основных факторов, если они достаются за просто так, без всякого труда местного населения, то очень часто это приводит к разбазариванию ресурсов.

Основной вывод, который можно сделать применительно к факторным усло­виям, заключается в том, что устойчивые конкурентные преимущества дает стра­не наличие одновременно и развитых и специализированных факторов. Прочие факторы могут создать стране иллюзию в ее мнимой конкурентоспособности, ко­торая довольно быстро может быть перехвачена странами-конкурентами, распо­лагающими аналогичным набором основных и общих факторов. Таким образом, надо с особой осторожностью относиться к факторам, достающимся даром, и усерд­но трудиться над искусственным созиданием факторов, дающих устойчивые кон­курентные преимущества.

Условия внутреннего спроса. Наибольшее значение имеет не объем внутрен­него спроса, а его качество. Национальный рынок может быть относительно не­большим, а спрос на нем — огромным благодаря высокому уровню доходов насе­ления, умело проведенной рекламной политике и т. п. Напротив, возможен и такой вариант, что при узости национального спроса существует огромный рынок для производимой продукции как внутри страны, так и за рубежом. Существенно так­же соответствие внутреннего спроса тенденции спроса на мировом рынке. В каче­стве примеров можно привести такие страны, как Китай или Россия, внутренний рынок которых довольно значителен, но существующий на этом рынке спрос в боль­шинстве своем неплатежеспособен. Напротив, узость внутреннего рынка с высо­ким платежеспособным спросом в Швейцарии заставляет компании Nestle и ABB работать преимущественно на зарубежных рынках сбыта.

В конкурентной борьбе выигрывают такие страны, в которых развитию опре­деленного сегмента рынка уделялось повышенное внимание в соответствии с осо­быми внутренними условиями спроса, в то время как в других странах спрос был невысок. К примеру, лидерство европейской самолетостроительной компании Airbus Industry, представляющей Францию, Германию, Испанию и ряд других стран Европейского союза в производстве среднемагистральных самолетов боль­шой вместимости (типа Airbus серий 300 и 320), объясняется игнорированием данного сегмента рынка американской корпорацией Boeing. Дело в том, что пас­сажиропотоки и характер их обслуживания в США и Западной Европе различа­ются. В Европе популярностью пользуются маршруты относительно небольшой протяженности между крупными городами и столицами разных стран, обслужи­ваемые при этом небольшим числом авиаперевозчиков. Напротив, в США анало­гичные маршруты обслуживают многочисленные конкурирующие авиакомпании на самолетах меньшей вместимости (типа Boeing 727 и Boeing 737).

Немаловажно качество самих потребителей, их привередливость. Дело в том, что требовательные и хорошо информированные потребители заставляют отечествен­ных производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, изобретать качественно новые продукты. При этом важно, чтобы внутренний спрос соответствовал тенденциям на мировом рынке. В таком случае, если товар неплохо продается внутри страны, его можно предлагать повсюду, и наоборот: товар, никому не нужный внутри страны, невозможно вывести на мировой рынок. Искушенные и квалифицированные потребители, таким образом, способствуют появлению вы­сококлассных национальных компаний, которые «усилиями» своих потребителей выводятся в число мировых лидеров. Первенство японских производителей аудио- и видеотехники на мировом рынке как раз и объясняется требовательностью япон­ских покупателей к качеству и внешнему виду продукции.

Итак, среди условий внутреннего спроса наибольшее значение имеют:

• структура спроса (сегментация рынка и природа покупательских потребно­стей, объем рынка, наличие платежеспособного спроса, информация о по­требностях, уровень образованности потребителей, концентрация населения, государственные закупки, национальные стандарты качества);

• объем и характер роста внутреннего спроса;

• механизмы, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке переда­ются на рынки зарубежных стран.

Наличие смежных и обслуживающих отраслей. Здесь принимается во внима­ние конкурентоспособность родственных и поддерживающих отраслей, посколь­ку развитие одной отдельно взятой отрасли фактически способствует процвета­нию смежных отраслей. Так, производство компьютеров в США породило спрос на периферийные устройства и программное обеспечение. Компания IBM при этом породила таких гигантов мировой компьютерной индустрии, как Microsoft, Netscape, Intel. Взаимное сотрудничество компаний-смежников позволяет реализовывать совместные проекты развития, способствует возникновению альянсов. Внедряются новые методы производства и управления, снижаются трансакционные издержки, усиливается обмен информацией между специалистами различ­ных отраслей.

Согласно Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные от­расли, но и целые «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрирова­ны по вертикали либо горизонтали. Например, в Швеции развиты все сферы дея­тельности, связанные с металлообработкой: производство высококачественной стали, подшипников, различных инструментов, производственного и электробытового оборудования, автомобилей. Такие гиганты шведской индустрии металлообработки, как SKF, Sandvik, ABB, Saab, Scania, Volvo, Electrolux, известны во всем мире.

Большое значение в развитии кластеров отводится средствам массовой информации, коммерческой рекламе. Это способствует повышению узнаваемости производителей и их продукции в потребительской среде, налаживанию производ­ственных связей между представителями смежных сфер деятельности, конкурен­тоспособности товаров и услуг.

Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. Известно, что цели, стратегии и способы организации компаний в разных странах отличаются яруг от друга. От национальных особенностей зависят способ управления фир­мой, стиль руководства, виды конкуренции. Ни одна система при этом не является универсальной, она должна соответствовать источникам конкурентных преиму­ществ компаний. Например, в Германии наиболее конкурентоспособны крупные компании в отраслях с высоким уровнем технологий. Напротив, в Италии лиди­рует малый и средний бизнес, преимущественно семейные предприятия.

Стратегия важна потому, что если ее нет либо она не верна, то компанию, а вместе с тем и всю страну не может ожидать успех в развитии. В таком случае компания не сама диктует условия внешней среде, а лишь плывет по течению в бурном потоке не всегда благоприятных для нее событий. Цели, ориентация на решение проблемы, мотивация, коммуникации внутри организации и с внешним миром, отношение к предпринимательству, риску и богатству, трудоспособность и квалификация пер­сонала — все имеет существенное значение для разработки стратегии.

Значение имеет состав инвесторов и всех держателей интересов компании (stakeholders), от их политики во многом зависят разработка и реализация стратегии развития фирмы. Важно то, в каких сферах деятельности страна видит своих героев, что является отраслями национальной гордости и престижа страны. К примеру, в США особо престижным делом считается занятие в таких областях, как медицина, юриспруденция, аудит и финансовые услуги, компьютерная индустрия, микробиология, космос, образование. Соответственно США могут гордиться успе­хами данных отраслей. В России, напротив, «престижно» иметь отношения со все­сильными государственными организациями, соответственно «гордостью» страны эпохи «укрепления вертикали власти» становятся коррупционные, неэффектив­ные и непроизводственные по своей сути «силовики», готовые подавить любой ча­стный бизнес, не удовлетворяющий их амбициям.

Главным катализатором всей экономической системы служит внутриотрасле­вая конкуренция. Если в стране есть несколько национальных производителей одного типа товаров или услуг, то это является огромным стимулом развития на­циональной экономики. Конкурируя друг с другом, такие компании повышают качество продукции, снижают издержки, способствуют научно-техническому про­грессу. Постоянно сравнивая себя с конкурентами, фирмы стремятся идти в ногу друг с другом, одновременно двигая вперед прогресс в данной сфере бизнеса. К при­меру, в Японии насчитывается почти десяток производителей автомобилей, двад­цать пять компаний, выпускающих аудио- и видеотехнику, пятнадцать произво­дителей фото- и киноаппаратуры, шестнадцать производителей компьютеров. Говоря о конкуренции, стоит обратить внимание на опасность создания ассоциаций, различных объединений производителей одной сферы деятельности. Карте­ли способствуют монополии, ограничению конкуренции, в конечном счете обора­чиваются против самих же производителей.

Тесное окружение конкурентов способствует ускорению процесса обмена ин­формацией. Успех одной из компаний воодушевляет и стимулирует к поиску ана­логичных и даже лучших решений других. Здесь действует принцип Голливуда: в благоприятной среде процветающих, но конкурирующих друг с другом за право считаться «звездой» соседей устанавливается особая атмосфера, способствующая и появлению шедевров, и росту доходов актеров и кинопродюсеров, и наполне­нию налоговыми поступлениями государственного бюджета, и вхождению в уз­кий круг избранных новых «звезд». Подобным образом развивается и знаменитая Силиконовая долина в Калифорнии, где среди целого кластера отраслей высоких технологий новые идеи просто сами витают в воздухе.

Кроме детерминантов в «конкурентном ромбе» есть две переменные, которые могут либо усилить, либо ослабить четыре свойства стран. Национальные компа­нии практически не в состоянии контролировать эти переменные, которые явля­ются элементами внешней среды бизнеса. К таким переменным относятся слу­чайные события и действия правительства.

Случай. К случайным относятся события, которые имеют мало общего с усло­виями развития данной страны. Ни компании, ни национальные правительства не могут влиять на такие события. В свою очередь, события меняют расстановку сил в национальном хозяйстве, влияют на позиции конкурирующих фирм. Кроме явно отрицательных событий возможны и события благоприятные, которые ком­паниям и правительству важно вовремя обратить в свою пользу.

К случайным событиям относятся:

• изобретения (причем совершенно непрогнозируемые);

• крупные технологические сдвиги (например, возникновение Интернета);

• резкие изменения цен на ресурсы;

• значительные потрясения на мировых валютных и финансовых рынках;

• неожиданный подъем спроса на мировом или местном рынке;

• политические решения зарубежных правительств;

• войны, эпидемии, стихийные бедствия.

Политика государства. Действия правительства также способны усилить или ослабить конкурентные преимущества страны. При этом необходимо делать ана­лиз влияния политики правительства на каждый из детерминантов. Если государ­ственная политика проводится без ее должной оценки с точки зрения влияния на систему детерминантов, то она в равной степени может подорвать конкурентные преимущества страны или усилить их. Государство не может и не должно созда­вать конкурентоспособные отрасли - это прерогатива частных компаний.Вместе с тем государство может быть катализатором развития бизнеса, проводя разумную макроэкономическую политику. Государству следует побуждать компании к кон­куренции между собой, а прямое вмешательство в дела бизнеса с целью повыше­ния конкурентоспособности отечественных производителей следует ограничить.

Государство может способствовать развитию бизнеса косвенными методами ре­гулирования: проводить разумную налоговую политику, стимулировать НИОКР, следить за уровнем национальных стандартов качества. Государству желательно проводить антимонопольную политику, развивать общественную инфраструкту­ру, инвестируя в образование, здравоохранение, культуру и транспорт, при необ­ходимости прибегая к государственным закупкам.

Проблема во взаимоотношениях государства и частного бизнеса, по Портеру, заключается в том, что задачи государственной политики и задачи бизнеса имеют разную ориентацию во времени. Государственная политика в большей степени должна удовлетворять надежды избирателей, которые не любят долго ждать. По­литики избираются на достаточно короткий срок и стремятся в течение него в мак­симальной степени понравиться избирателям, нередко прибегая к популизму. Та­ким образом, время политиков достаточно коротко, о долгосрочной стратегии здесь говорить довольно трудно. Соответственно решения правительства в боль­шей степени имеют краткосрочный характер, чем решения предпринимателей.

Компании, напротив, озабочены тем, чтобы подготовить себе хорошую почву для безбедного существования в будущем. Их стратегия направлена на долгосроч­ную перспективу, поскольку для создания конкурентного преимущества в отрас­ли нужны долгие годы упорной работы. Краткосрочные решения правительства, а также краткосрочные пожелания акционеров только раздражают бизнес, при­водят к ошибкам в сфере управления национальной экономикой. Впрочем, наи­более крупные компании могут иметь в правительстве свое лобби, что не всегда однозначно плохо.

«Конкурентный ромб» М. Портера является комплексной системой, его детер­минанты постоянно воздействуют друг на друга. Преимущества в одном свойстве страны создают или усиливают преимущества других свойств. Конкурентными преимуществами считаются преимущества, которые имеются во всех частях ром­ба. Конкурентные преимущества на основе только одного-двух детерминантов возможны только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где не применяются сложные технологии и навыки. Такие преимуще­ства невозможно долго удержать, они являются ускользающими, перетекают из одной страны в другую. К примеру, российские запасы сырья уже не делают нашу страну долгосрочно конкурентоспособной в сырьевом сегменте мирового рынка: новые месторождения открываются и в Африке, и в Латинской Америке, и в Ав­стралии, а современные технологии позволяют обходиться синтетическими за­менителями многих полезных ископаемых.

Для того чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в передовых отраслях экономики, необходимо иметь преимущества во всех составляющих «ромба». Преимущества по каждому детерминанту в отдельности не есть посыл­ка для конкурентоспособности данной отрасли, поскольку конкурентам из зару­бежных стран значительно проще ликвидировать или скопировать такое преиму­щество. И только комплекс свойств страны определяет ее глобальное лидерство как конкурентоспособной державы мирового класса. Национальные конкурент­ные преимущества возникают только тогда, когда уникальным является весь «ромб», его в таком случае невозможно продублировать другим странам.

Портер считает, что в стране может идти либо процесс роста конкурентоспособ­ности, либо процесс упадка. Упадок характерен потерей конкурентоспособности в одной из важных отраслей национального хозяйства, за чем следует подрыв все­го кластера. Напротив, если поэтапно развивать наиболее перспективные отрасли экономики, то их, а вслед за тем и всю страну ожидает успех на мировой арене.

Наши рекомендации