Покупательский спрос как форма проявления потребностей и фактор развития системы товарного обращения
В соответствии с основным концептуальным положением рыночной экономики производитель должен производить, а посредник продавать то, что требует покупатель, по ценам, которые являются приемлемыми для конечного потребителя. Потребности присущи человеку со дня его рождения. Они объективны и представляют собой движущую силу экономического, социального и духовного развития, критерий целесообразности использования природных богатств и других ресурсов. Потребности неиссякаемы, они находятся в постоянном развитии, причем удовлетворение одной потребности дает толчок к развитию другой. Процесс формирования новых потребностей непрерывен и называется законом возвышения потребностей.
Потребности являются связующим звеном между производством и потреблением и проявляются через конкретные (желаемые) образы материальных и духовных благ, способных их удовлетворять. Потребности, несмотря на их абстрактность, являются одновременно исходным моментом и результатом производства. Необходимость их удовлетворения требует от производителя постоянного поиска форм их удовлетворения, разработки новых товаров, способных решить эту задачу в конкретном периоде. Экономическая сущность диалектики развития потребностей характеризуется следующим образом.
1. Природа потребностей и их развитие определяются производственной деятельностью людей.
2. Виды потребностей и формы их удовлетворения определяются характером производственных отношений.
3. Содержание потребностей, формы удовлетворения, процесс развития отражают специфику переживаемого исторического момента.
4. Осознанное отношение к труду, его результатам проявляется через осознание необходимости удовлетворения потребностей
Удовлетворение потребностей осуществляется посредством предъявления покупательского спроса.
Спрос — платежеспособная потребность, которую предъявляет покупатель на рынке для реализации своих потребностей, т.е. потребность потребителя в товарах и услугах, ограниченная деньгами.
Особенностью проявления спроса является использование для покупок не только собственных но и заемных средств (продажа товаров в кредит, кредит на потребительские нужды). По степени удовлетворения спроса судят о степени удовлетворения потребностей. Спрос объективен, поскольку предъявляется на конкретные товары.
Выбор методов удовлетворения спроса зависит от его разновидностей. В зависимости от принципа классификации различают следующие виды спроса:
— от степени удовлетворения — реализованный (измеряется по показателю розничного товарооборота), неудовлетворенный, действительный, потенциальный;
— уровня проявления и управления (макро- и микроспрос);
— периодичности возникновения (повседневный, периодический, редкий, импульсивный, эпизодический);
— динамики развития интенсивности предъявления (формирующийся, возрастающий, стабильный, снижающийся);
— характера спроса — первичный (начальный), спрос на замену, дополнительный;
— объемов и того, кто предъявляет спрос (индивидуальный и совокупный);
— уровня подвижности (базовый, мобильный).
Спрос является носителем связи между потребностью и потреблением.
Процесс удовлетворения потребностей, спроса завершается потреблением товаров.
Потребление — использование средств производства и предметов потребления для удовлетворения производственных и1. личных потребностей. Реальное потребление товаров (товар оплачен, деньги поступили производителю и у него появилась возможность, не прерывая производственный процесс, закупить сырье, материалы и оборудование и приступить к изготовлению новых товаров) становится основой для организации их воспроизводства.
Объем, структуру и динамику спроса определяют следующие группы факторов.
1. Социальные (социальная структура общества, уровень развития культуры, мода, профессиональный состав населения, уровень безработицы).
2. Экономические (уровень развития экономики страны, региона, размер денежных доходов, уровень и динамика розничных цен, соотношение товарной и нетоварной форм потребления, степень обеспеченности покупателей товарами, величина налогов, культура торговли, уровень цен на коммунальные услуги.
3. Демографические (численность, половозрастной состав потребителей, размер и состав семьи, миграция населения).
4. Природно-климатические (специфика климата, национальные традиции, сезонность продаж).
5. Политические (меры по поддержке малоимущих потребителей, минимальный уровень заработной платы и прожиточного минимума, индексация доходов, международные кризисы, войны, политические конфликты).
6. Товарная политика (качество товаров, насыщенность рынка товарами, современная техника и технология производства, широта ассортимента, наличие товаров-заменителей, товаров-дополнителей).
7. Прочие факторы (потребительские ожидания, предпочтения потребителей, сегмент рынка, реклама).
Размер спроса конкретного сегмента рынка обусловлен численностью потребителей, объемом предъявленного спроса в натуральном измерении, ценой товара и рассчитывается по формуле
Q = (Чп * СВ * П) * Р,
где Q — спрос;
Чп, СВ — число покупателей на определенном сегменте рынка в определенное время, чел.;
П — среднедушевой объем покупок в натуральном измерении;
Р — цена, р.
Тенденции развития спроса на товары, позволяющие оценить степень использования покупательных фондов, характеризует нижеприведенная система понятий и показателей: фактическая емкость рынка; эластичность спроса; частота и ритмичность покупок; особенности сегмента рынка; стадии зрелости товарного рынка; динамика спроса; колебания объема спроса (продаж).
Степень удовлетворения спроса измеряется с помощью следующих показателей на макро- и мезоуровнях:
— коэффициента реализации действительного спроса населения (Крдс)
где Т – объем розничного товарооборота, р.;
ПФ – покупательные фонды, р.;
ОД – остаток денег на руках населения во вкладах, предназначенных на покупку товаров, р.
— индекса изменения коэффициента спроса реализации (IКС) (действителен на микроуровне)
— коэффициента охвата покупательных фондов населения товарооборотом (Копф)
— путем сравнения темпов изменения среднедушевого потребления с темпами изменения спроса, денежных доходов и цен.
В условиях рыночной экономики важно не только ориентироваться на сложившийся спрос, но уметь управлять им, т.е. создавать такие предпосылки, которые вели бы не только к развитию спроса, но и побуждали потребителей активнее совершать покупки.
Важнейшим элементом системы управления спросом является организация прогнозирования спроса. Система прогнозирования спроса на товары народного потребления (ТНП) взаимодействует с системой показателей прогнозирования экономического развития страны, регионов, отраслей, организаций. Прогнозы потребительского спроса используются для разработки балансов спроса и предложения, стратегий развития организаций промышленности, сельского хозяйства, торговли, оптимизации методов государственного регулирования товарного обращения.
Для качественного прогнозирования общего объема и структуры потребительского спроса необходимо иметь следующую информацию: данные о динамике и прогнозах изменения численности, демографическом и половозрастном составе населения; об источниках образования доходов и направлениях их развития; материалы, характеризующие динамику развития производства; прогнозную информацию об уровнях цен; результаты анализа состояния товарных рынков и степени удовлетворения спроса на отдельные виды товаров; социальные нормативы; результаты выборочных обследований бюджетов семей; материалы опросов специалистов и потребителей.
|
Рис. 2.4 Этапы прогнозирования спроса
Основными источниками получения вышеназванной информации являются:
- балансы денежных доходов и расходов (методика по формированию годового баланса доходов и расходов населения утверждена Приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 12.10.2008г. № 11);
- данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств (проводятся организациями Министерства статистики и анализа);
- информация Министерства статистики и анализа о динамике цен на потребительские товары и услуги;
- статистические материалы о динамике розничного товарооборота (составляются организациями торговли и статистики);
- нормы рационального потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров;
- материалы переписи населения;
- справочники, словари, результаты научных исследований, публикации в научных периодических изданиях;
- данные о выполнении кассовых планов банков;
- прогнозы развития экономики на текущую, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Процесс прогнозирования спроса включает в себя девять этапов (рис. 2.4).
Прогнозирование спроса идет от общего к частному:
— прогноз общего (совокупный объем спроса на товары и услуги) объема спроса;
— прогноз макроструктуры спроса (на продовольственные и непродовольственные товары);
— прогноз спроса на отдельные товары;
— прогноз микроспроса (спроса определенного сегмента рынка в размере ассортиментной структуры).
Прогнозирование общего объема покупательского спроса осуществляется с применением статистических, экономико-математических, методов логической связи.
Баланс денежных доходов и расходов населения разрабатывается на трехсмежный период и позволяет определить общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, рассчитать реальные и номинальные доходы, а также покупательную способность населения. Он характеризует объем и источники денежных расходов населения, а также размеры и структуру денежных доходов и сбережений населения. Баланс содержит доходную и расходную части и формируется в виде таблицы (табл. 2.3)