Строительство гидроэлектростанций
На Волге
Пуск крупных предприятий первой пятилетки обострил проблему энергоснабжения. Ляпинская электростанция, построенная в 1926 году, уже не могла обеспечить электроэнергией ярославскую промышленность. Да и в целом в стране ощущался сильный дефицит электроэнергии. Поэтому уже в начале 1930-х годов ученые начали разрабатывать проект «Большая Волга», кото-ми предусматривал строительство нескольких гидро-:ектростанций на Волге.
В марте 1932 года Правительство РСФСР приняло постановление «О строительстве электростанций на Волге», в котором речь шла о строительстве электростанции I • пределах Ярославского округа. Для этого в Ярославль ныла переведена с Украины крупная строительная орга-I визация «Днепрострой». На ее основе здесь возникла новая организация «Средневолгострой».
Поначалу строительство гидроэлектростанции было ч| планировано вблизи Ярославля в районе Верхнего • Острова и села Воздвиженское. В 1932 году был проведен призыв молодежи на стройку, и начались строительные работы. Но вскоре первоначальный проект изменили на "чшее экономичный вариант строительства электростанций в районе Рыбинска и Углича.
Ярославский край в XX веке
Этот вариант предполагал создание крупного водохранилища в Молого-Шекснинской низменности. Оно подняло бы уровень воды в Волге, обеспечило надежное судоходство. Кроме того, мощность Рыбинской ГЭС (330 тысяч киловатт) и Угличской ГЭС (110 тысяч киловатт) была бы значительно больше, чем Ярославской ГЭС (300 тысяч киловатт).
В районе Рыбинска развернулась грандиозная стройка. У села Переборы строили мощную плотину и шлюзы, а в нескольких километрах от них на реке Шексне возводилась сама Рыбинская ГЭС. В районе города Углича строились Угличская ГЭС и гидроузел. Кроме вольнонаемных, на строительстве было занято также большое количество заключенных из «Волголага», лагеря в системе ГУЛАГа.
Переселение Мологи
Для многих тысяч мологжан, которые вынуждены были покинуть родные места, попадавшие под затопление, это строительство стало большой личной трагедией. Жителям Мологского уезда было объявлено о предстоявшем переселении осенью 1936 года. Местные власти поставили такое условие: к концу года переселить около 60 % жителей города Мологи и вывезти их дома. За два месяца, оставшиеся до замерзания Волги и Мологи, сделать это было невозможно. Жители, как могли, протестовали.
Но власти упорно стояли на своем. «Закончить переселение Мологи к 1 ноября 1936г.» — таким было окончательное решение вопроса. Однако выполнить это решение все-таки не удалось. Переселение жителей Мологского района фактически растянулось почти на четыре года. Большая часть мологжан была поселена недалеко от Рыбинска в поселке «Слип», который тогда называли Новой Мологой, но это название не прижилось. Часть оказалась в соседних районах, городах Яро-
Переход к политике индустриализации в крае
славле, Москве, Ленинграде и других местах, где до сих пор существуют объединения бывших жителей Мологского края под названием «Землячества мологжан».
Пуск в эксплуатацию Угличской ГЭС произошел осенью 1940 года, почти на год раньше намеченного срока. Рыбинская ГЭС дала первый ток в самом начале войны — осенью 1941 года. Еще раньше был принят в эксплуатацию Рыбинский гидроузел.
Создание Рыбинского и Угличского гидроузлов по своим масштабам и оригинальности технических решений не имело аналогов в мировой практике гидростроительства на равнинных реках. Это стало возможным благодаря привлечению к строительству крупных ученых-гидростроителей С. Я. Жука, В. Д. Журина, Г. А. Черни-лина и других.
При строительстве ГЭС были применены самые большие в мире турбины с диаметром рабочего колеса 9 метров. Впервые в СССР была внедрена система бокового наполнения шлюзов, что позволило в два раза увеличить их пропускную способность. На строительстве был применен плотный и экономически выгодный трех-компонентный цемент, железобетонные оболочки и сварные армированные формы.
На строительстве удалось собрать огромное по тем временам количество всевозможной техники. Здесь Выло занято более 600 автомашин, более 100 тракторов, Волее 100 экскаваторов и подъемных кранов. Строители использовали около 50 пароходов и катеров, более 120 барж, более 100 паровозов. В этом смысле стройка гнкже была уникальной.
Пуск в эксплуатацию Рыбинской и Угличской ГЭС привел к тому, что Ярославская область стала крупным центром энергетики в стране. Но последствия этих событий до сих пор вызывают споры и неоднозначные оценки.
С одной стороны, эти электростанции позволили навсегда ликвидировать угрозу разрушительных наводнений, от которых каждый год страдали сотни тысяч
Ярославский край в XX веке
жителей Ярославского края. Произошло значительное улучшение условий судоходства на Волге, которая действительно превратилась в важную транспортную магистраль. Полученная на станциях электроэнергия была крайне необходима нашей экономике и в годы индустриализации, и в годы войны, и в последующие десятилетия. Промышленные центры получили гарантированное водоснабжение, что было очень важно как для роста промышленности, так и для развития городов.
С другой стороны, нельзя не видеть и отрицательных последствий тех решений. Под затопление попали многие плодородные земли Молого-Шекснинской низменности, на которых издавна развивалось молочное животноводство. Подтопленными оказались территории соседних с Мологой районов, поэтому на них затруднено ведение сельского хозяйства. В воде погибли многие леса, не вырубленные полностью перед затоплением.
И все-таки, по мнению ученых, сейчас нельзя ставить вопрос о спуске Рыбинского водохранилища или о значительном понижении его уровня. Последствия такого непродуманного решения, считают ученые, в экологическом плане могут быть гораздо более опасными, чем сам факт существования водохранилища. Кроме того, в современных условиях постоянно возрастает стоимость электроэнергии, да и судоходство на Волге жизненно необходимо для современной российской экономики.
: