Приказ Чрезвычайного Штаба Ярославского фронта
«Чрезвычайный Штаб Ярославского фронта объявляет населению города Ярославля. Всем, кому дорога жизнь, предлагается в течение 24 часов со дня объявления сего, оставить Город и выйти к Американскому мосту. Оставшиеся после указанного срока в городе будут считаться участниками мятежа. По истечении 24 часов пощады никому не будет, по городу будет открыт самый беспощадный, ураганный артиллерийский Огонь из тяжелых орудий, а также химическими снарядами.
Рее оставшиеся погибнут под развалинами города, вместе с мятежниками, предателями и врагами революции рабочих и беднейших крестьян.
Ярославль, 20-го июля 1918 года
Чрезвычайный Штаб Ярославского фронта».
(Шестнадцать дней: Материалы по истории
Ярославского белогвардейского мятежа
(6—21 июля 1918г.).
Ярославль, 1924. С. 253)
Ярославский край в XX веке
Это интересно
Сподвижник Перхурова полковник Карл Гоппер позже писал в мемуарах:
«Меня иногда мучают угрызения совести за эти страшные и ненужные жертвы, принесенные на алтарь Ярославля, и я нахожу некоторое утешение только в том, что я не был инициатором этого дела, а лишь исполнителем, не бывшим в состоянии изменить хода событий. Но нельзя отрицать и того, что Ярославское восстание послужило большим стратегическим плюсом для чешского движения. Ярославль почти в течение месяца сковывал у большевиков руки в важном стратегическом узле, притягивая их слабые в то время силы. Несомненно, положение чехов в Екатеринбурге сильно облегчалось Ярославлем...»
•
1. Укажите основные причины, которые привели к июльским событиям 1918 года в Ярославле?
2. На какие политические силы и социальные слои опирались руководители мятежа?
Покажите это на конкретных примерах.
3. Какие политические цели преследовали руководите ли мятежа?
4. Какую роль должен был сыграть Ярославль в плч нах интервентов?
5. Приведите конкретные примеры тяжелых после») ствий белогвардейского мятежа.
Переход к политике индустриализации в крае
ПЕРЕХОД К ПОЛИТИКЕ
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В КРАЕ
Восстановление экономики страны после окончания Гражданской войны завершилось примерно к 1927 году. После завершения этого процесса началось расширение производства на некоторых ярославских предприятиях. За 1926—1928 годы Ярославский автозавод, например, довел производство грузовых автомашин до 120 штук б год. Рыбинский завод «Металлист» освоил производство современного спичечного оборудования, что позволило отказаться от ввоза такой техники из-за границы. На Кон-стантиновском нефтеперерабатывающем заводе удалось наладить производство солидола для тракторной и автомобильной промышленности СССР.
Это были, несомненно, успехи, но успехи местного аначения. По-настоящему Ярославский край начал превращаться в крупнейший центр промышленности только в годы первых пятилеток.
В первом пятилетнем плане, разработанном в конце 1920-х годов, предусматривалось, что темпы роста производства в стране должны быть значительно выше, Чем в ведущих капиталистических странах. За пять лет (1928—1933) страна должна была превратиться из аг-рарно-индустриальной в индустриально-аграрную и резко сократить импорт машин и оборудования. Для этого нужно было построить в кратчайшие сроки много новых со-иременных предприятий.
В Ярославле, к примеру, должны были появиться круп-••йший в Европе резиноасбестовый комбинат (РАК), завод «иитетического каучука (СК-1), сажевый завод и другие. В Рыбинске — завод полиграфических машин и завод дорожных машин, а в Ростове — консервный завод в поселив Поречье.
Все эти предприятия вошли в число 518 наиболее |вжных, ударных объектов первой пятилетки. Эти объекты находились под особым контролем правительств
Ярославский край в XX веке
Их в первую очередь финансировали, снабжали строительными материалами и рабочей силой. Здесь лучше было продовольственное снабжение.
Самым крупным объектом пятилетки должен был стать резиноасбестовый комбинат в Ярославле. Он должен был перерабатывать 75 % общесоюзного или 20 % мирового производства каучука. Комбинат должен был состоять из нескольких заводов, связанных друг с другом единым технологическим процессом. Это механический, шинный, асбестовый, подошвенный, регенераторный заводы и кордная фабрика. Самым важным в этой цепочке был шинный завод, который должен был производить автопокрышки практически для всей автомобильной и тракторной промышленности страны.
Комбинат начали строить в 1929 году на берегу Волги рядом с Полушкиной рощей. На строительство прибыли тысячи ярославских и костромских крестьян, а также выходцы из губерний Среднего Поволжья. В разгар строительства здесь было занято более 20 тысяч человек. Строительство велось с большими трудностями. Не хватало техники. Преобладал ручной труд. Поначалу на строительстве комбината использовалось всего семь автомашин. Лопата и тачка оставались главными орудиями труда. Строители жили во временных, неприспособленных бараках. Постоянно ощущалась нехватка продовольствия.
Широко использовался опыт зарубежных стран. Группа ярославских инженеров побывала в США, гдо ознакомилась с работой подобных предприятий. Некоторые американские фирмы поставили в Ярославль техническую документацию. На строительстве, а затем и и процессе производства автопокрышек была занята группа американских инженеров и техников.
Но квалифицированных кадров все равно не хватало. И уже в ходе строительства на различных курспх без отрыва от производства было подготовлено свымн» 5 тысяч квалифицированных рабочих. Более 800 раГх> чих и техников для комбината направили в Ярославль из других городов страны.
Еще одним крупным объектом пятилетки в Ярославле стал завод СК-1. Синтетический каучук должен был заменить натуральный каучук, который за большие деньги закупали за границей. Каучук являлся основным сырьем для производства автопокрышек, поэтому завод СК-1 строили в непосредственной близости от резиноасбестового комбината.
Всесоюзный конкурс на разработку методов получения синтетического каучука был объявлен еще I • 1926 году. Победителем конкурса стал ленинградский профессор С. В. Лебедев, который предложил изготавливать каучук из пищевого спирта, получаемого, в свою очередь, из картофеля. Ярославская губерния всегда Оыла крупнейшим в стране производителем картофеля. И а этого картофеля на Ярославском спиртоводочном заводе получали спирт. Так выстраивалась технологическая цепочка, и создавались необходимые условия для
Ярославский край в XX веке
строительства завода СК-1 именно в Ярославле. Завод СК-1 начали строить летом 1931 года и построили в кратчайшие сроки.
Уже 7 июля 1932 года в Ярославле был получен первый в мире искусственный каучук. На торжественном собрании в театре имени Ф. Г. Волкова профессор С. В. Лебедев взволнованно поблагодарил ярославцев, которые, как он сказал, совершили настоящую революцию в мировой технологии производства синтетического каучука.
7 ноября 1932 года Ярославский резиноасбестовый комбинат, который возглавил бывший начальник строительства Д. Л. Михайлов, изготовил на основе своего ярославского каучука первую автопокрышку. Это событие сталр историческим не только для Ярославля, но и для всей советской промышленности.
Одновременно с сооружением промышленных гигантов в годы пятилетки происходила коренная реконструкция старых предприятий.
С 1929 года началась реконструкция Ярославского автозавода. Появились новые цехи. В пять раз выросла численность работающих. Завод начал выпускать новыо модели грузовых автомобилей — «Я-4», «Я-5» и другие. А в 1931 году коллектив завода выпустил опытный образец 12-тонного грузовика, который вместе с другими образцами советской техники участвовал в праздновании годовщины Октябрьской революции в Москве на Красной площади.
На Рыбинском заводе «Металлист» с 1931 года был начат выпуск отечественных полиграфических машин «Пионер» производительностью до 18 тысяч экземпляров газет в час. Бывший завод «Трансстрой» в Рыбински после серьезной реконструкции перешел на выпуск дорожной техники — моторных катков. А ярославский комбинат «Красный Перекоп» полностью изменил профиль производства и приступил к выпуску технических тканей, которые также предназначались для рези но асбестового комбината.
Переход к политике индустриализации в крае
Уже первые годы индустриализации в крае привели к появлению новых крупных промышленных предприятий, к росту производства, а также изменили структуру промышленности.
На первый план в промышленности Ярославского края все более выходили такие отрасли, как химическое производство и машиностроение, которые оттеснили на второй план традиционные для нашего края текстильную и пищевую промышленность.