Глава 7 Эффективность менеджмента на предприятиях торговли
Основные понятия эффективности торговой деятельности
Эффективность менеджмента – многогранная категория. Она отражает особенности экономических, технологических и социальных явлений.
Для выражения многогранности эффективности управления необходимо выделить главные, лежащие в основе деятельности управляемой системы. Этими показателями эффективности управления являются:
— эффективность труда работников предприятия;
— эффективность процесса управления (разработка, принятие, реализация управленческого решения).
Эффективность – это уровень результативности в сопоставлении с произведёнными затратами.
Результативность – это степень реализации целей организации.
По своему содержанию эффективность управления торговым предприятием по трём видам:
— экономическую;
— технологическую;
— социальную.
Экономическая эффективность управления – это способность организации обеспечивать достижение таких экономических результатов, которые удовлетворяют потребности предприятия.
Социальная эффективность управления – способствует всестороннему развитию личности (система оплаты, условия труда, повышение квалификации и др.).
Технологическая эффективность – мера выполненной работы по отношению к затраченной энергии.
Показатель эффективности комплексный.
Для того чтобы оценить эффективность управления нужны критерии.
Критерий – целевой показатель, по которому можно судить о достижении определённого уровня эффективности. Он представляет собой важнейший отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния; характеризует количественные и качественные стороны явлений.
Критерии эффективности управления многообразны, и их нельзя свести к какому-то одному показателю.
Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.
Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой системы в целом, т.е. достижение предприятием (отраслью) наивысших технико-экономических результатов деятельности при наименьших затратах.
Группа более частных локальных критериев:
1) наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
2) наименьшие затраты материальных ресурсов;
3) наименьшие затраты финансовых ресурсов;
4) наивысшие показатели использования основных производственных фондов;
5) наименьшие издержки обращения;
6) наивысшая рентабельность.
Группа качественных критериев:
1) высокий уровень технической оснащённости предприятия;
2) условия труда персонала, ведущие к снижению напряжения (усталости) работников;
3) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах нормы;
4) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;
5) экологическая чистота.
С учётом функционирования субъекта управления, т.е. управляющей системы, критериями эффективности управления могут быть:
1) быстрый сбор информации, необходимой для принятия управленческих решений;
2) способность принимать оптимальные решения в кратчайшие сроки;
3) оперативность доведения решений до исполнителей;
4) обеспечение чёткого выполнения решений;
5) осуществление комплексного контроля за выполнением решений.
При оценке системы управления могут быть использованы как качественные, так и количественные критерии.
Качественная определённость критерия эффективности менеджмента раскрывает внутренние (сущностные) связи между понятиями «цель управления», «результат управления» и «затраты на управление». Количественное определение этих связей выражает количественную определенность критерия. Для этого необходимо принять такие показатели, которые, с одной стороны, отражали бы эффективность хозяйственной деятельности, с другой – были бы следствием эффективности управления.
Критерии, характеризующие эффективность управления должны отвечать следующим требованиям:
— отражать конечные результаты хозяйственной деятельности;
— фиксировать уровень затрат;
— обладать сравнимостью результатов.