Сущность стратегического управления в торговле
Наличие постоянной нестабильности в экономике, отражением которой являются изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования работников организаций к качеству жизни, носит объективный и всеобщий характер.
Основной проблемой для любой организации, действующей в условиях рынка, является проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий она решается различными организациями по-своему, но в основе её лежит кропотливая и трудоёмкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ.
Содержание и организацию этой работы раскрывает концепция стратегического менеджмента. Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределённой среды. Ответ предполагает не только необходимость проведения анализа, оценку среды и прогнозирование того, как она будет изменяться во времени, но и создание такой системы управления, которая постоянно поддерживала бы соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации.
Для успешного функционирования система управления должна иметь в своём арсенале не меньшее разнообразие инструментов и реакций на происходящие изменения.
Характер деятельности организации начнёт соответствовать среде, когда организация будет реализовывать нужный данному рынку товар (по техническим, экономическим, экологическим и другим характеристикам), и при этом результат её деятельности будет отвечать ожиданиям руководства.
В случае нарушения соответствия ожидаемый результат недостижим, и, следовательно, организация будет нести материальные потери, утратит доверие партнера к товару, услуге, товарной марке.
Причины, обусловившие несоответствие затрат и результатов, могут быть самыми разнообразными, но все они разделяются на две группы: текущие и стратегические.
К текущим причинам несоответствия следует относить те, которые влияют на снижение экономичности изготовления продукции и затрудняют продвижение её на рынок (плохая организация рекламы, недостаточнее использование производственных мощностей, снижение качества товара (услуги) вследствие производственных проблем и др.).
К стратегическим причинам относятся те, которые сдерживают достижение цели организации: ошибки в определении платежеспособного спроса, ошибки в выборе уровня характеристик товара, неверно выбранное время выхода товара на рынок, не предусмотренные действия конкурентов и др.
Текущее несоответствие устраняется средствами оперативного управления, изменением характеристик производственного процесса, сменой поставщиков и покупателей, совершенствованием трудовых процессов.
Стратегическое несоответствие может быть устранено с помощью таких действий, как корректировка или изменение целей организации, осуществление диверсификации, создание новых организационных форм управления.
Развитие организации следует понимать не только как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом исходя из требований и тенденции изменения среды. Для этого требуется чётко представлять возможности организации, уметь правильно определять и выбирать направления развития.
Стратегическое управление – область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дают организации конкурентные преимущества.
От действующей стратегии зависит реализация потенциала организации; в свою очередь высокий потенциал позволяет расширить круг возможных стратегий, сделать их более активными, наступательными.
Конкурентоспособность организации – это возможность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей фирмой, способность вести успешную конкурентную борьбу, противостоять конкурентам.
Конкурентоспособность организации определяют её конкурентные преимущества по сравнению с другими предприятиями, действующими на данном рынке. Конкурентные преимущества определяются множеством факторов. Они охватывают в первую очередь более эффективные виды деятельности, рекламу, высокий уровень управления, хорошие отношения с потребителями и поставщиками. Конкурентная стратегия – синоним деловой стратегии, стратегии делового успеха. Вся деловая стратегия сводится к достижению конкурентных преимуществ, которые фирма должна использовать незамедлительно и стараться пользоваться ими как можно дольше. Это даёт возможность упрочить свои позиции на рынке. Отсюда следует, что стратегия – это не абстрактная вещь, а сильная деловая концепция плюс набор реальных действий, что приводят к реальным конкурентным преимуществам.