Управление социальным развитием торгового предприятия
Сегодня при ускоренном развитии частных и смешанных форм собственности многие социальные функции из государственных переходят к новым собственникам. В первую очередь это относится к вопросам труда и его оплаты, ряду аспектов социального страхования и социальной защиты, содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
Торговля всегда считалась непроизводственной и неприоритетной отраслью народного хозяйства в период планового развития экономики, и её финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Поэтому социальные вопросы практически не решались, что привело к неразвитости социальной инфраструктуры как ни в одной другой отрасли.
Планирование социального развития коллектива предприятия обеспечивает комплексность подхода к реализации его социальной политики.
Социальная политика – это определённым образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей (в пределах страны, региона, предприятия).
В процессе разработки социальной политики важное значение имеет её ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (что, кто, когда и ответственность).
1. Планирование социальной структуры коллектива.
2. Планирование квалификационной структуры.
3. Работа с молодёжью.
4. Повышение квалификации персонала.
5. Программа улучшения условий труда.
6. Режим труда и отдыха.
7. Программа совершенствования оплаты труда.
8. Культурно-массовая работа.
9. Физическая культура и спорт.
При разработке социальной политики необходимо соблюдать четыре основных принципа:
— обоснованность, т.е. расчёт необходимых ресурсов для обеспечения целей, задач, направлений и конкретных мероприятий. Наиболее распространённая ошибка при обосновании – это чрезмерный оптимизм и большие желания. Социальная политика не просчитывается по необходимым ресурсам. Документ содержит её изложение, обилие замыслов, но не реализуется;
— реалистичность, т.е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на решение наиболее значимых на тот или иной период времени;
— конкретизация социальной политики (сколько, когда, кто, ответственность);
— результативность – обеспечение достижения необходимых результатов.
Схема разработки социальной политики на предприятии должна состоять из пяти взаимосвязанных элементов (рис. 4.2.1).
Рисунок 4.2.1 – Схема разработки социальной политики для предприятия
Каковы же конкретные социальные потребности работников, удовлетворение которых они вправе требовать у администрации (рис. 4.2.2):
— удовлетворённость характером и содержанием профессиональной деятельности;
— профилактика здоровья и благополучия семьи;
— организация досуга и отдыха детей, их обучение;
— обеспечение безопасности функционирования, как самой фирмы, так и конкретной личности в бизнесе;
— организация общественного питания;
— создание нормальных условий труда.
Рисунок 4.2.2 – Социальные потребности работников торговых предприятий
Прибыль торгового предприятия является основным источником финансирования социальных программ.
В настоящее время в связи с демократизацией управления трудовые коллективы получили право самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.
Являясь соучредителями торгового предприятия (обществ, товариществ, АО) работники в праве самостоятельно определять приоритетные направления социального развития своего предприятия.
Прибыль торгового предприятия должна направляться на решение тех задач, которые соучредители и акционеры считают наиболее важными (рис. 4.2.3).
Рисунок 4.2.3 – Схема распределения прибыли торгового предприятия по приоритетным направлениям социальной политики
Однако на практике очень многое зависит и от руководителя торгового предприятия. Современный руководитель должен понимать, что основной его капитал – это люди и забота о них является одним из главных условий повышения эффективности работы торгового предприятия.
Реализация социальной программы осуществляется за счёт прибыли, получаемой от собственной торговой деятельности, сдачи торговых площадей в аренду и выпуску собственной продукции.
Для оценки эффективности реализации разработанного плана социального развития используются частные критерии эффективности по отдельным направлениям социального развития. Обобщающим показателем являются удельные затраты на социальное развитие в валовой прибыли организации (Dсп).
Dсп =
Решение социальных проблем на торговых предприятиях позволит сократить текучесть кадров, повысит заинтересованность работников в качестве труда и уровень торгового обслуживания.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Дайте определение социальной системы управления.
2. Сформулируйте основные социальные проблемы в России.
3. В чём состоит специфика деятельности торговых предприятий?
4. Раскройте содержание понятия «социальная политика предприятия».
5. в чём вы видите основные проблемы при разработке стратегии социального развития предприятия?
6. Назовите основные принципы разработки социальной политики предприятия.
7. Выделите главные приоритетные направления при разработке социальной политики торгового предприятия.
8. Перечислите источники финансирования социальных программ на торговом предприятии.