Государственное регулирование деятельности торговых предприятий
Государственное регулирование представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством мер для формирования и устойчивого развития предприятий.
Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязка частных и общественных интересов, а, следовательно, эволюционному развитию экономики.
Целями государственного регулирования является создание условий для укрепления и развития бизнеса в сфере торговли. Необходимость государственного регулирования связана с ролью отрасли в системе хозяйственных связей. Торговля не только обеспечивает удовлетворение потребности населения в товарах и услугах, но и является важным источником формирования доходной части бюджета страны (до 1/3), способствует реализации рыночного механизма хозяйствования.
Роль государства, как субъекта управления, заключается в определении наиболее общих правил поведения и координации экономических интересов предприятий.
В основе правил регулирования лежат законы.
Существовавшая модель административно-
командной и плановой системы управления была ориентирована не на внешнюю экономическую среду, а на действия вышестоящих органов (министерство, главк, объединение), в том числе партийных.
Модель предполагала:
— стабильное функционирование и «вечное существование» предприятия;
— производство плановой продукции;
— жёсткое построение внутренних структур и выполнение предписанных функций;
— гарантированный сбыт при относительно сложном получении дополнительных ресурсов.
В этих условиях предприятия представляли достаточно автономно работающую систему, которая держалась в основном на вертикальных связях.
Все функции по управлению предприятиями торговли сводились к следующему:
— планированию (от достигнутого) основных экономических показателей хозяйственной деятельности;
— выделению фондов на основные продовольственные и непродовольственные товары;
— строгому прикреплению покупателей к поставщикам товаров;
— перераспределению прибыли среди субъектов и объектов управления торговлей.
Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становление и развитие инфраструктуры рынка коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования розничных и оптовых торговых предприятий.
Существенное изменение претерпели принципы государственного регулирования. Это, прежде всего:
— отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами на потребительском рынке;
— сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
— обеспечение равенства субъектов;
— чёткое разграничение макро- и микроуровней в системе госрегулирования;
— чёткое разделение функций на всех уровнях госрегулирования.
Изменения в принципах управления привели к изменениям в функционировании торговых предприятий.
Во-первых, цели и задачи торговых предприятий во многом стали иными по сравнению с периодом административно-командной экономики.
Во-вторых, преобразования коснулись самого характера деятельности торгового предприятия, который становится экономически свободным субъектом рыночной экономики.
В-третьих, появилось многообразие видов и организационно-правовых форм торговых предприятий.
В-четвёртых, коренным образом изменились внешние условия функционирования торговых предприятий, их связи и взаимоотношения между собой и другими субъектами рынка.
Юридическая и хозяйственная самостоятельность предприятий даёт им возможность планировать основные экономические показатели, устанавливать и регулировать структуру хозяйственных связей.
На предприятия негосударственных форм собственности приходится более 90 % общего объёма товарооборота.
Сегодня процесс преобразования форм собственности перешёл на качественно новый уровень от продажи прав на торговую деятельность к выкупу объектов и занимаемых ими земельных участков. Усиливается процесс интеграции торговых предприятий с товаропроизводителями и банками.
Начиная с 1998 г. изменения во внешней среде характеризуются внутриотраслевой дифференциацией, восстанавливаются вертикальные структуры, но на новой базе, которая определяется отношениями собственности.
Объектами государственного регулирования являются три группы торговых организаций:
— торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов;
— торговые организации, осуществляющие контроль исполнительной власти на потребительском рынке (Роспотребнадзор и др.);
— торговые организации, функционирующие на принципах саморегулирования.
Система государственного регулирования торговлей должна предусматривать чёткое формулирование её идеологии, принципов и целей, долгосрочных перспектив функционирования, организационных и экономических параметров развития.
Основной целью государственного регулирования является создание условий для укрепления и развития бизнеса в сфере торговли.
Приоритетными задачами в области государственного регулирования предпринимательства в торговле в настоящее время являются:
— разработка и принятие законодательной базы, обеспечивающей правовую защиту интересов организаций торговли и отдельных граждан;
— обеспечение контроля над исполнением действующего законодательства;
— строгая регламентация функций чиновник, и прежде всего контролирующих, снижающая возможности коррупции, вымогательства и взяточничества;
— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках с учётом интересов развития экономики, контроль за соблюдением правил конкуренции;
— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и процентной политики;
— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства.
Система государственного регулирования представляет собой механизм взаимодействия органов государственной и исполнительной власти всех уровней и субъектов торговли.
В настоящее время государственное регулирование торговли осуществляется в трёх уровнях взаимодействия органов государственной и исполнительной власти.
1 уровень: Правительство РФ при нём образовано – Министерство промышленности и торговли. Оно разрабатывает и реализует государственную политику по вопросам внешней и внутренней торговли. Также осуществляет экспортный контроль. Основными его задачами являются:
— формирование сети цивилизованных посреднических организаций и предприятий складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю и продвижение товаров с минимальными затратами;
— повышение конкурентоспособности товаров за счёт создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
— создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;
— развитие организационно-структурных форм управления;
— научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков.
В целях усиления мер по защите прав граждан, интересов общества и государства в поступлении и обороте на потребительском рынке товаров, отвечающих национальным требованиям качества и безопасности, Правительством приняты решения по усилению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью товаров и усилению координации федеральных органов исполнительной власти, действующих в этой сфере.
Введён запрет на продажу продукции, не содержащей полной и достоверной информации о её происхождении и свойствах.
Утверждены новые правила продажи товаров по образцам, перечни продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также товаров, на которые обязательно установление изготовителем сроков годности и сроков службы.
Принят ряд решений, направленных на реализацию государственной политики в области государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции.
2 уровень: Правительство Хабаровского края и администрации районов. При нём образовано – Министерство экономического развития и торговли. Разрабатывает политику в крае, выдача лицензий на право торговли отдельными видами товаров.
При нём образовано – Управление потребительского рынка Хабаровского края.
Основными задачами Министерства являются:
— обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и защита здоровья населения края;
— обеспечение поступления доходов от налогов и сборов, подлежащих уплате подведомственными организациями в краевой бюджет;
— создание благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособности в курируемых отраслях;
— осуществление полномочий Хабаровского края как собственника имущества в пределах своей компетенции;
— обеспечение готовности Министерства и подведомственных организаций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1. Разрабатывает и реализует целевые программы развития подведомственных отраслей, в том числе в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, вносит предложения о разработке и реализации совместных с Российской Федерацией программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также разрабатывает прогнозы социально-экономического развития подведомственных отраслей.
2. Определяет потребность в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения региона и реализации целевых программ поставки продукции для региональных нужд. Принимает меры по обеспечению жителей края потребительскими товарами в требуемом ассортименте и количестве.
3. Организует и проводит с участием органов государственного надзора и контроля мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.
4. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по соблюдению организациями и предпринимателями требований к оказанию услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в целях защиты прав потребителей.
Администрация города, при ней образован – Департамент торговли общественного питания и бытового обслуживания. Им осуществляется государственный контроль за деятельностью предприятий, выдача лицензий на мелкую розницу, арендная плата, оформление магазинов.
3 уровень: Предприятия торговли всех организационно-правовых форм. На любом уровне системы Государственного регулирования следует выполнять предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции. Они должны поддерживать предпринимательство, способствовать реализации научно-технических достижений в отрасли и кадровому обеспечению.
Государственное регулирование товарного обращения осуществляется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:
— правовые нормы;
— финансово-экономические рычаги;
— защита прав потребителей;
— регулирование торговой практики.
Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на реализацию доброкачественных товаров и услуг.
В системе финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие социальную значимость. Сюда следует отнести кредитно-денежную, налоговую и таможенную политику.
В системе государственного регулирования важное место занимают вопросы защиты прав потребителей. В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система лицензирования торговли.
Особое внимание уделяется контролю за качеством товаров и услуг, их стандартизации и сертификации. Особую группу методов государственного регулирования торговли составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно предусматривает санкции в случае нарушения правил торговли, информируем о том, что запрещено, стимулирует прогрессивное развитие предприятий торговли.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Каково значение торговли для экономики страны?
2. Перечислите основные тенденции развития торговли.
3. Каковы основные цели по управлению торговлей?
4. Назовите значение задач в управлении торгового предприятия.
5. Что формирует основные принципы управления торговлей?
6. Назовите типы торговых предприятий по формам создания.
7. Кто и на основании чего осуществляет государственное регулирование торговлей?
8. Каковы функции органов государственного регулирования?