ГАТТ 1947, причины неудачи создания международной торговой организации.

11.Специализированные организации в системе ООН.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

Поощряет научные исследования, связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и содействует всемирному обмену метеорологическими данными.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и достижение всеми людьми максимально возможного уровня здоровья. Ведет работу по таким направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными лекарственными средствами.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Поощряет международную охрану интеллектуальной собственности и содействует развитию сотрудничества в вопросах, касающихся авторских прав, товарных знаков, промышленных образцов и патентов.

Всемирный почтовый союз (ВПС)

Устанавливает международные нормы почтового обслуживания, предоставляет техническую помощь и содействует развитию сотрудничества в области почтовых услуг.

Всемирная туристская организация (ВТО)

Служит глобальным форумом для решения программных вопросов, связанных с туризмом, и источником практического опыта в области туризма.

Группа Всемирного банка

Предоставляет займы и техническую помощь развивающимся странам в целях сокращения масштабов нищеты и содействия устойчивому экономическому росту.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Устанавливает международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией.

Международная морская организация (ИМО)

Способствует совершенствованию процедур международного морского судоходства, содействует повышению уровня безопасности морского судоходства и прилагает усилия в целях предотвращения загрязнения моря с судов.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Самостоятельная межправительственная организация, действующая под эгидой Организации Объединенных Наций, занимается обеспечением безопасного использования атомной энергии в мирных целях.

Международный валютный фонд (МВФ)

Способствует развитию международного сотрудничества в кредитно-денежной сфере и обеспечению финансовой стабильности и служит постоянным форумом для проведения консультаций, предоставления рекомендаций и оказания помощи по финансовым вопросам.

Международная организация труда (МОТ)

Разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает международные трудовые стандарты, используемые странами всего мира.

Международный союз электросвязи (МСЭ)

Способствует развитию международного сотрудничества в целях совершенствования всех видов электросвязи, координирует использование радио- и телевизионных частот, содействует принятию мер по обеспечению безопасности и проводит исследования.

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)

Занимается мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)

Направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Способствует промышленному развитию развивающихся стран путем оказания технической помощи и консультативных услуг и подготовки кадров.

12.Роль международных торговых соглашений и международных организаций в регулировании международной торговли.

В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО), которая с 1 января 1995 г. Пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО является 146 государств. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости).

Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, – приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.

Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих стран Запада.

В целом все международные организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого происходит взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку , который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

13.ОПЕК, ОАПЕК, СИПЕК, Комитет по кофе, Совет по вольфраму, Совет по какао-бобам и др.

Организация стран — экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК., англ. OPEC) — международная межправительственная организация (также называемая картелем), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 2007 г.) — Абдалла Салем аль-Бадри.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960

ОАПЕК, или Организация арабских стран — экспортёров нефти (англ. OAPEC, Organization of Arab Petroleum Exporting Countries) — картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации — контроль над мировыми ценами на нефть.

ОАПЕК — постоянно действующая международная организация. В состав организации входят 11 членов: Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Кувейт, Ливия, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и ОАЭ.

Штаб-квартира ОАПЕК находится в Кувейте.

СИПЕК(от французского : C onseil я ntergouvernemental о р н я электронной xportateurs де с uivre , немецкий Международной ассоциации Медный стран-экспортеров) с 1967 по 1988 год, международная организация со своими целями формирование картеля влиять на цены на медь и углублению взаимного сотрудничества были.

В 1960-х годов в ряде стран национализированы медные рудники . В частности, национализация в Чили и Замбии , которые имеют крупнейшие разведанные запасы меди, новые возможности для международного сотрудничества. В ноябре 1966 г. Президент Чили встретилась бесплатно и президента Замбии Каунда в Сантьяго для первоначального обсуждения. В июне 1967 года СИПЕК, по аналогии с ОПЕК [1] , в Лусаке было создано. [2] Кроме того, в Чили и Замбии были одними из Перу и Демократической Республике Конго, один из членов-учредителей. Страны, в которых основным источником доходов, не полученных в основном из меди горнодобывающей промышленности, таких как Соединенные Штаты были намеренно из СИПЕК.

Сове ПРЕАМБУЛА

Стороны Соглашения,

а) признавая вклад сектора какао в искоренение нищеты и дости-жение согласованных на международном уровне целей в области разви-тия, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия;

b) признавая важность какао и торговли какао для экономики раз-вивающихся стран в качестве источника дохода для их населения и клю-чевой вклад торговли какао в получение ими экспортных доходов и в раз-работку программ социально-экономического развития;

с) признавая значение сектора какао в качестве источника средств к существованию для миллионов людей, в особенности в развивающихся странах, в которых производство какао выступает непосредственным ис-точником доходов для мелких фермеров;

d) признавая, что тесное международное сотрудничество по во-просам, связанным с какао, и постоянный диалог между всеми заинтере-сованными сторонами в рамках производственно-сбытовой цепочки в секторе какао могут способствовать устойчивому развитию мировой эко-номики какао;

е) признавая важность стратегического партнерства между экс-портирующими и импортирующими Участниками для формирования ус-тойчивой экономики какао;

f) признавая необходимость обеспечения транспарентности меж-дународного рынка какао в интересах как производителей, так и потреби-телей;

g) признавая вклад предыдущих международных соглашений по какао 1972, 1975, 1980, 1986, 1993 и 2001 годов в развитие мировой эко-номики какао;т по какао-бобам

СОВЕРШЕНО в Женеве 25 июня 2010 года, причем тексты настоящего Соглашения на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными.

14.Принципы международной торговой системы.

К международному регулированию экономи­ческих отношений, в том числе, и к внешней торговле, прежде всего применимы принципы равноправия, невмешательства во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сотрудничества, добросовестного выполнения международных обя­зательств, недискриминации, взаимности, взаимной выгоды и некоторые другие. В то же время в международных экономических отношениях выработаны и при­меняются специальные или отраслевые принципы. Действие данных принципов

на­правленно в первую очередь на формирование торгово-политических режимов. Ши­рокое признание получили следующие специальные отраслевые принципы — прин­цип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип взаимной выгоды, принцип преференциального режима, принцип свободы транзита, принцип гласности внешнеторгового законодательства.

Принцип прозрачности.

Обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

16.Принцип недискриминации и эффективности рынка.

17.Режим наиболее благоприятствуемой нации.

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ (режим наиболее благоприятствуемой нации)- международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Р. н. б. предполагает предоставление льгот в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых при ввозе или вывозе товаров, а также преимуществ в отношении внутренних налогов на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Таким образом, Р. н. б. означает обычные, недискриминационные условия сотрудничества, в отличие от особых (ограничительных или, наоборот, преференциальных) условий, которые могут вводиться для отдельных стран.

Режим наиболее благоприятствуемой нации - принцип, лежащий в основе деятельности ВТО, согласно которому каждая из стран, входящих в ВТО, применяет один и тот же уровень таможенного тарифа на одинаковые товары ко всем своим торговым партнерам.

18.Национальный режим.

Национальный режим - юридическое понятие в международных экономических отношениях, распространяющее на иностранные компании национальный статус. Иностранные юридические или физические лица, работающие в условиях национального режима в данной стране, пользуются всеми юридическими преимуществами, что и национальные предприятия, юридические и физические лица данной страны, что обычно подразумевает преимущества в сфере налогообложения и возможность не платить импортные налоговые пошлины. Предоставление национального режима физическим лицам может обеспечить иностранным гражданам имущественные права на равне с гражданами данного государства, правовую помощь, возможность защищать свои интересы в суде, реже социальную помощь.

Принцип национального режима может быть зафиксирован национальным правом или устанавливаться международным договором, причем и тот и другой могут определять изъятия из его действия и, следовательно, сужать или расширять его сферу. Так, в ст. 6 Торгового кодекса Португалии закрепляется: «Все предписания настоящего кодекса применяются к торговым отношениям с иностранцами, за исключением случаев, когда закон ясно устанавливает иное, либо имеется международный договор или специальная конвенция, иным образом регулирующие подобные отношения».

Будучи сформулирован в национальном праве, принцип национального режима может быть закреплен в основном законе (как, например, в Российской Федерации, Конституция 1993 г. которой в ст. 62 четко выражает данное положение: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации...») или в каком-либо ином документе. В российском праве нормы, закрепляющие национальный режим в отношении иностранных физических и юридических лиц, достаточно многочисленны и присутствуют в самых различных по своей правовой природе актах1. В соответствии с указанным принципом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Согласно вышеуказанным статьям законодательства России об иностранных инвестициях в Российской Федерации и ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются также к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Наши рекомендации