Причины создания и цели международной организации труда

Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
История создания, развития и задачи МОТ
Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора. Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

Первая — политическая.

Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальныых проблем эволюционным мирным путем.

Вторая — социальная.

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.

Третья — экономическая.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».

У МОТ 4 основных стратегических цели:

- продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;

- расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;
- увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;
- укреплять трипартизм и социальный диалог.

Институты гражданского общества -это реализованные через раз­личные организационные формы (организации) направления деятель­ности граждан, направленных на решение социально значимых задач.

Элементами гражданского общества принято считать следующие его институты:

1. Отдельные граждане и их неофициальные группы;

2. Органы местного самоуправления;

3. Различные виды некоммерческих организаций:

- общественные и иные неправительственные организации,

- средства массовой коммуникации,

- учебные заведения,

- церковь,

- профессиональные союзы и ассоциации,

- различные институты общественной кооперации,

- бизнес-ассоциации,

- благотворительные организации,

- политические организации,

- культурные организации, в том числе национально-культурные автономии.

Демократизация общественной жизни и в чем она проявляется.

Процессы демократизации общественной жизни в Российской Федерации актуализируют проблемы повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех социальных групп. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от умений и навыков использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.

Можно назвать три основных вида условий демократизации общества: 1) экономические; 2) политические; 3) социальные.

1. Экономические условия — это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает:

• товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

• стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране;

• равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности;

• свободную конкуренцию различных форм собственности и недопущение создания монополий;

• защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников;

• защиту отечественного рынка от внешней «интервенции». Рыночная экономика является институтом демократии. Она препятствует концентрации экономической и политической власти в руках немногих, стимулирует развитие свободы, предприимчивости, ответственности и др. Рынок — это «плюрализм» товаров, услуг, потребностей, это свобода выбора в производстве и потреблении. Кроме того, рыночная экономика является наиболее эффективной и способна обеспечить достаточно высокий уровень жизни людей.

2. Политические условия — это создание правового демократического государства, которое предполагает:

• наличие развитого гражданского общества;

• правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;

• всеобщность прав и их распространение на всех граждан, все организации и институты;

• взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом;

• суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер;

• реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Социальные условия — это формирование гражданского общества, состоящего из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Такое общество предполагает:

• разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

• демократию и плюрализм в политической сфере;

• рыночную экономику, основу которой составляют негосударственные предприятия;

• экономику, основанную на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

• наличие среднего класса как социальной основы гражданского общества — экономически, политически, социально независимых от государства граждан, имеющих возможности и способности обеспечить самих себя;

• тесное взаимодействие с правовым государством в правовой сфере. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

• идеологический и религиозный плюрализм;

• свободу слова и средств массовой информации.

Процессы демократизации общественной жизни в Российской Федерации актуализируют проблемы повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех социальных групп. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от умений и навыков использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.

Наши рекомендации