Факторы, влияющие на формирование товарного ассортимента

Товарный ассортимент — это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента то­варов в магазине, относятся:

спрос;

производство (включая поступление по импорту);

ассортиментный профиль магазина;

зона деятельности магазина;

состояние его МТБ.

Потребительские комплексы, виды спроса

Потребительские комплексы — это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку. Они разрабаты­ваются по множеству вариантов, учитывающих размеры торго­вой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам:

возраст, пол ("Товары для женщин", "Товары для ребен­ка");

особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода", "Товары для туриста");

торжественные события в жизни людей ("Товары для ново­брачных");

общественные события и праздники ("Товары к началу учеб­ного года");

покупательские привычки, обусловленные сезоном ("Лет­няя мода", "Товары для дачи").

Формирование ассортимента товаров в значительной степе­ни определяется характером предъявляемого спроса, который может быть:

специальным — спрос на определенный товар или его раз­новидность, не допускающий замены каким-либо другим, даже однородным товаром;

импульсивным — спрос, появляющийся и формирующийся под влиянием побуждений, предложения (рекламы, выклад­ки);

альтернативным — спрос, окончательно формирующийся в процессе выбора товаров, ознакомления с предложенным их ассортиментом.

Оптимальный ассортиментный набор предусматривает ста­бильный состав товаров специального (твердо сформулирован­ного) спроса, возможность введения в ассортимент изделий импульсивного и обновления товаров альтернативного спроса.

Групповой ассортимент характеризуется перечнем входящих в него групп товаров, выделенных по следующим признакам:

однородность сырья, из которого они изготовлены (метал­лоизделия, молочные продукты);

потребительское назначение (продукты детского питания, обувь);

способ производства (трикотажные изделия).

Основные звенья товарной классификации

К основным звеньям товарной классификации относятся:

раздел (продовольственные и непродовольственные товары);

подраздел (скоропортящиеся и нескоропортящиеся);

группа (основанная на признаке однородности производства или общности хранения — бакалейные товары, обувь, мебель);

подгруппа (используется для детализации торгового ассор­тимента данной группы);

вид товара (развертывает ассортимент каждой группы);

разновидность (наименование конкретного товара).

По частоте спроса товары разделяются на товары частого спроса, периодического спроса и редкого спроса.

Принципы формирования торгового ассортимента

К этим принципам относятся:

• обеспечение в каждом магазине достаточной полноты то­варов частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе;

• обеспечение достаточной широты видов товаров по каж­дой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного про­филя магазина;

• установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;

• учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.

Наши рекомендации