Формирование товарного ассортимента в оптовой торговле
Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Различают два основных вида ассортимента товаров – промышленный и торговый. Промышленный ассортимент производится отдельной отраслью промышленности либо отдельным промышленным или сельскохозяйственным предприятием. Торговый ассортимент представлен в торговой сети. Он шире промышленного, поскольку включает товары с делением по группам, видам, сортам, моделям, размерам и др. признакам.
Формирование ассортимента — это сложный и непрерывный процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения и обеспечения прибыльности торгового предприятия..
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий.
Необходимым условием бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров на оптовых предприятиях. Поэтому правильное, научно обоснованное формирование ассортимента представляет собой важнейшую функцию коммерческой службы оптовых предприятий.
Ассортиментная политика - это целенаправленное управление товарной массой и номенклатурой товаров. Задача заключается и том, чтобы умело сочетая товарные ресурсы с рыночными запросами, разрабатывать и осуществлять такую политику, которая способствовала бы устойчивому продвижению и росту оптовой продажи товаров. Ассортиментная политика обусловливается: современными требованиями рынка, покупательским спросом, стратегией конкуренции, темпами производства и обновления продукции, доведением ее до потребителей.
Разработка ассортиментной политики оптового предприятия состоит из ряда последовательно осуществляемых этапов:
Первый этап - характеризуется оценкой сложившегося положения в оптовой торговле в рассматриваемом периоде, которое в значительной степени определяется общеэкономическими условиями, факторами внешней среды и уровнем жизни населения, составляющими вместе единое целое.
На втором этапе разрабатывается стратегии ассортиментной политики в соответствии с принятой стратегией оптового предприятия, направленная на расширение целевых рынков, заполнение новых рыночных ниш и получение прибыли.
Третий этап связан с изучением и анализом потребительского спроса па товары. На основе исходной информация о рынке определяются структура товаров и возможности расширения предложения товаров.
Четвертый этап обусловливается формированием товарной номенклатуры с ориентацией на спрос, предложение и контингент покупателей. При этом учитываются номенклатура товаров, прошедшая через оптовую торговлю в отчетном периоде, и постоянно действующие товарные запасы.
Пятый этап - касается развития производства товаров. Оптовая торговля, углубляя связи с производителями и покупателями, основанные на спросе, определяет способы повышения объема выпуска необходимой продукции и расширения ассортимента. Отличительной чертой производителей становится своевременное реагирование на происходящие изменения требований рынка, что вынуждает их перестраивать свое производство с учетом максимального удовлетворения запросов конечных потребителей.
Шестой этап направлен на управление распределением и доведением товарных потоков до потребителей. Работа каналов распределения зависит от предназначенности продукции и контингента обслуживаемых потребителей. На этих позициях базируются товаропроводящие и распределительные звенья, которые являются, существенной стороной хозяйственной деятельности оптового предприятия.
Завершающий этап разработки ассортиментной политики заключается в получении устойчивой прибыли от продажи продукции.
Ориентация на потребителя, а не на поставщика-изготовителя, как это было раньше, является отличительным признаком нового подхода к ассортиментной политике оптового торгового предприятия. Таким образом, все большее внимание следует уделять интересам и запросам потребителей.
На конкретном оптовом предприятии ассортимент товаров формируется на основании ассортиментного перечня товаров.
В связи с тем, что условия работы различных оптовых предприятий имеют свои особенности, оптимальный ассортимент товаров у них неодинаков. Он диктуется теми маркетинговыми решениями, которые принимает для себя оптовик.
В ассортиментом перечне оптового предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться оптовому покупателю - это минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах оптового предприятия. Однако в каждый период времени это количество будет зависеть от состояния производства и поставок данного товара, спроса на него со стороны магазинов, сезона и от других причин.
Ассортиментные перечни товаров на оптовых предприятиях разрабатываются, как правило, в два этапа.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров. Основой для его определения являются маркетинговые исследования в области целевого рынка, который представлен оптовыми покупателями — магазинами и другими предприятиями розничной торговли.
На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня, т. е. определяется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с заявками оптовых покупателей.
Разработанные ассортиментные перечни товаров оптового предприятия должны подвергаться корректировке с учетом изменений покупательского спроса, выпуска промышленностью новых товаров, результатов закупок на оптовых ярмарках и других факторов.
Главная цель создания обязательных ассортиментных перечней для оптовых торговых баз — контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.
Чтобы ассортиментные перечни действительно способствовали созданию на оптовых предприятиях достаточного стабильного ассортимента, необходимо регулярно контролировать, имеются ли на складах базы все товары, включенные в ассортиментные перечни, и в таком ли количестве разновидностей, которые требуются клиентам.
Результаты проверок по соблюдению ассортимента товаров на оптовом предприятии каждый раз должны анализироваться для принятия необходимых мер по восстановлению неснижаемых запасов отдельных разновидностей товаров, а анализ ассортимента должен быть использован при заключении договоров на поставку товаров в следующем году и в работе по их уточнению и изменению.
Контроль за наличием на оптовом предприятии товаров в соответствии с ассортиментным перечнем осуществляют товароведы. Часто оптовые предприятия осуществляют контроль за ассортиментом и количеством товаров не только на собственных складах, но и в обслуживаемой розничной торговой сети. В большинстве случаев необходимо использование автоматизированных рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами с соответствующим программным обеспечением.