Принципы организации оперативных процессов в магазине.
1. Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
2. Создание наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
3. Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;
4. Сохранение физико-химических свойств товаров.
Эти принципы определяют динамичность торгового и технологического процесса.
Организация торгового и технологического процессов в магазине зависит от многих факторов: от существующей системы управления; потребительских свойств реализуемых товаров и степени их готовности к продаже; принятой системой товародвижения; применяемых форм продажи.
К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.
К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся: приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.
В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и технологического процессов.
Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу (рисунок 8.1). При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс продажи товаров наиболее сложен, чем в магазинах самообслуживания. Эта схема присуща только розничным предприятиям.
Разгрузка | Приёмка | Хранение | Подготовка | Продажа | ||||
товаров | товаров | товаров | к продаже | товаров |
Рисунок 8.1 - Первая схема торгово-технологического процесса
Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приёмку их по количеству и качеству, хранение и продажу (рисунок 8.2). Эта схема присуща для оптового и розничного предприятия.
Разгрузка | Приёмка | Хранение | Продажа | |||
товаров | товаров | товаров | товаров |
Рисунок 8.2 - Вторая схема торгово-технологического процесса
Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, и продажу (рисунок 8.3). Эта схема присуща только для оптового предприятия.
Разгрузка | Приёмка | Продажа | ||
товаров | товаров | товаров |
Рисунок 8.3 - Третья схема торгово-технологического процесса
Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универсальных, одновременно действуют все три схемы.
Приёмку товаров по качеству осуществляют одновременно с приёмкой их по количеству. Организуя приёмку, работники магазина призваны не допустить проникновения в розничную торговую сеть товаров ненадлежащего качества, не соответствующих спросу населения, не отвечающих требованиям нормативно- технической документации.
Уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина зависят от выбора оптимального варианта размещения и выкладки товаров в торговом зале. Рациональное их размещение позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отбор товаров, увеличить пропускную способность торгового предприятия, уменьшить затраты труда персонала на пополнение товарных запасов в торговом зале, более эффективно использовать площадь торгового зала под выкладку товаров.
При размещении товаров в торговом зале должны быть соблюдены следующие требования: хороший обзор торгового зала; размещение ассортимента товаров в количествах, обеспечивающего их широкий выбор и бесперебойность торговли; соблюдение правил товарного соседства; закрепление за каждой группой товаров постоянного места в торговом зале; обеспечение сохранности материальных ценностей.
При размещении товаров в торговом зале большую роль играет планировка. В зависимости от расстановки оборудования различают следующие виды планировки торгового зала магазинов:
линейная (оборудование размещают вдоль стен и в центре торгового зала продольными или поперечными линиями);
боксовая (разбивку всей торговой площади на изолированные отделы - боксы); островная;
комбинированная (сочетание линейной, боксовой и выставочной планировок).
В торговых залах магазина, обслуживаемых продавцами, размещение и выкладку товаров необходимо осуществлять с учётом частоты спроса, чтобы продавцы затрачивали меньше труда при показе и продаже товаров.
При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:
· оптимальное использование пространства торгового зала;
· оптимальное расположение товарных групп;
· расположение основных и дополнительных точек продажи;
· способы замедления потока покупателей.