Принципы организации оперативных процессов

Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети

1. Плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей.

2. Обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.

3. Доля полустационарной сети в общем количестве розничной тор-говой сети.

4. Уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.

5. Общая численность торговых предприятий.

6. Соотношение торговой и неторговой площадей магазина.

3. Материально-техническая база магазинов.

Включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.

Виды зданий магазинов:

• встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежилых по-мещений);

• встроенно-пристроенные;

• кооперативного пользования, в которых подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания;

• отдельно стоящие.

Все помещения магазина можно разделить на две группы:

1) торговые;

2) неторговые.

К торговым помещениям (площадям) магазина относятся:

• торговые залы;

• залы кафетериев;

• места для продажи соков;

• места для игровых автоматов.

К неторговым относятся помещения, разделенные на 5 групп в зависимости от их назначения:

•помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

•помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: для хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;

•административно-бытовые помещения;

•технологические помещения;•коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.

Технологическая планировка магазина - это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Виды торгово-технологического оборудования магазинов

1. Мебель классифицируется:

• по месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);

• назначению (для приемки товаров, для подготовки и продажи, для показа товара, для выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, для обслуживания покупателей);

• товарному профилю (универсальная, специализированная);

• конструкции (неразборная, сборно-разборная).

2.Торговый инвентарь - приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров при обслуживании покупателей, а также для проведения различных вспомогательных и хозяйственных операций. Классифицируется:

• по месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов);

• назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовке к продаже и отпуску, для выкладки и рекламы, счётный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный).

3. Торговое холодильное оборудование - устройства охлаждения, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифицируются по:

• по назначению (для хранения товаров, их показа и продажи, демонстрации товара);

• температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).

4. Торгово-измерительное оборудование - весы, гири, меры длины и объема.

5. Контрольно-кассовое оборудование - контрольно-кассовые машины, которые классифицируются:

· по количеству суммирующих счетчиков;

· количеству рядов для набора суммы, вводимой в машину;

· количеству операционных счетчиков, наличию съемных клавиш-ключей.

5.Понятие торговых и технологических процессов

· Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине - это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

· Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как разгрузка транспортных средств, доставка товаров в зону приемки, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей (рис. 2.1), см. на стр.

· Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Он обеспечивает не только доведение товаров до потребителей, а также изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара.

Принципы организации оперативных процессов

• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

• создание наилучших условий выбора товаров, экономии времени покупателей, высокого уровня торгового обслуживания;

• соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;

• достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;

• сохранение физико-химических свойств товаров.

6. Приемка товаров является важной операцией торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и ТУ. Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц физически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.

Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительным сроком реализации (нескоропорт) хранят при температуре 10-18 °С и относительной влажности воздуха 60-70 %.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдается санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Все подготовительные операции целесообразно проводить в специально оборудованных помещениях.

7. Формы продажи товаров:

самообслуживание - покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета; предусматриваются типовое торговое оборудование, минимум услуг;

продажа товаров по предварительным заказам - покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы;

индивидуальное обслуживание - продавец обслуживает каждою конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах использования товара, упаковывает и отпускает товар, предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара;

продажа с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары;

продажа товаров по образцам - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров, после выбора и оплаты товар может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина;

консультативная продажа - покупателей обслуживает продавец, являющийся одновременно и консультантом; используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике;

продажа по телефону - активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента, рекламируя товар по телефону; используется для реализации товаров через торговых агентов;

парадоксальная (групповая) продажа - основана на выслушивании, проявлении взаимопонимания, выявлении общих точек зрения, что является предпосылкой для реализации товара; продавец выполняет роль хозяйки, ведущей;

продажа по дисконтным магазинным картам.

Этапы продажи товаров:

• прием и установление контакта;

• выявление потребности и выслушивание;

• аргументация и показ товара;

• ответ на возражение;

• осуществление продажи.

8. Правила розничной торговли. Торговые услуги.Продавец обязан предоставить покупателю следующие сведения:

• наименование товара;

• наименования и места нахождения изготовителя товара и фирм, принимающих от покупателей претензии и производящих ремонт и техническое обслуживание товара;

• обозначение стандартов;

• перечень основных потребительских свойств товара;

• правила и условия эффективного и безопасного его использования;

• гарантийный срок конкретного товара, если он установлен;

• срок службы и срок годности;

• цена и условия приобретения товара.

Информация о продовольственных товарах, кроме того, должна содержать сведения:

• о входящих в состав продуктов ингредиентах, включая пищевые добавки;

•пищевой ценности, весе и объеме;

•области применения;

•способах и условиях приготовления и применения;

•условиях хранения;

•дате изготовления, противопоказаниях для употребления в пищу.

Информация о парфюмерно - косметических товарах помимо других сведений должна содержать сведения:

• о назначении и входящих в состав изделий ингредиентах;

• действии и оказываемом эффекте;

• противопоказаниях для применения;

• способах и условиях использования.

Покупатель имеет право в течение 14 дней с момента покупки качественных непродовольственных товаров обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, иных форм и габаритов. При отсутствии необходимого для обмена товара покупатель может получить деньги обратно.

9. Товарные склады. Устройство и планировка.

Склад - это специальное помещение для хранения запасов и материалов.

В зависимости от характера выполняемых функций склады подразделяются на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного долгосрочного хранения, накопительные.

Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов торговли. . Сюда относят склады оптовых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях. Они служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. К складамсезонного долгосрочного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения. Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления. По ассортиментному признаку склады делят науниверсальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых и секций. Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.

По техническому устройству склады подразделяются на обще-товарные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.

К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т.д.

В зависимости от устройства склады подразделяют наоткрытые,полузакрытые и закрытые.

Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок или ленточных фундаментов. Полузакрытые представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады - это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемые и неотапливаемые (утепленные и не утепленные).

10. назначение и функции складов.Склады предназначены для накопления и хранения товарных запасов, а также формирования торгового ассортимента.

Складское хозяйство торговли является основной частью материально-технической базы общества и представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения.

Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Большинство складов выполняет следующиеосновные функции:

• получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

• накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;

• подсортировка и подготовка товаров к продаже;

• товароснабжение розничной торговой сети;

• сезонное и долгосрочное хранение товаров.

11.Виды складских помещении и планировка. Планировка общетоварного склада.

Все помещения на общетоварных складах делятся на следующие группы:

- основного производственного назначения - для выполнения основных производственных операций (хранение товаров, их распаковка, упаковка, расфасовка и комплектование, прием и oтпуск товаров);

- вспомогательные - для хранения тары, многооборотных контей-неров и поддонов;

- подсобно-технические - для размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также хозяйственных кладовых и ремонтных мастерских;

- административно-бытовые - для размещения административного аппарата и бытового обслуживания работников склада.

На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств, приемки товаров по количеству и качеству, хранения, фасовки товаров, отборки и комплектования заказов покупателей, погрузки автомобильного транспорта. Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Наши рекомендации