Структура торгово-технологических процессов в магазине и принципы ее организации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1.СТРУКТУРА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 7

1.1. Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях. 7

1.2. Управление и основные принципы организации торгово-технологических процессов в магазине. 13

2. АНАЛИЗ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ МАГАЗИНА 22

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия. 22

2.2. Организация торгово-технологического процесса в магазине. 23

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 29

3.1. Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации. 29

3.2. Основные направления повышения эффективности торгово-технологических операций. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 47

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в организации инновационного взаимодействия между торговым предпринимателем и потребителем торговой услуги играет совершенствование структуры оборота розничной торговли.

Современный рынок товарного предложения в сфере розничной торговли характеризуется значительной концентрацией его участников, широким ассортиментом предлагаемых товаров и их схожестью. В результате определенная часть предлагаемого товарного ассортимента оказывается вне поля зрения покупателя, что обусловливает снижение объемов реализации товаров, замедление их оборачиваемости и, как следствие, убыточное функционирование субъекта розничной торговли.

Можно сделать вывод, что для предприятий розничной торговли в целях обеспечения предрасположенности к ним покупателей все большее значение приобретает совершенствование торгово-технологического процесса
в магазине. Необходимо реализовать баланс между товарами, торговым оборудованием, обслуживающим персоналом и поведением покупателя.

Повышение уровня обслуживания требует постоянного совершенствования ее технологии, особенно использования новой техники менеджмента, автоматизированных систем управления, автоматизированных рабочих мест коммерческих работников, компьютеризации управления коммерческими процессами. Весьма актуальна задача компьютеризации процессов управления в гипермаркетах и супермаркетах. Для эффективного функционирования на потребительском рынке розничному предприятию необходимо совершенствовать информационное обеспечение маркетинговой деятельности. Организация сбора внешней информации и оперативное внутреннее распределение, может спрогнозировать динамику рыночных тенденций, что позволит принимать обоснованные управленческие решения. Первоочередной является информация о новой продукции, технологических процессах и применяемых конкурентных стратегиях, использование которых снижает коммерческие риски.

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что торгово-технологические операции имеют большое значение для деятельности всего предприятия. Поэтому очень важно правильно и рационально организовать торгово-технологический процесс. А именно тщательная и внимательная приемка товаров по количеству и качеству позволяет своевременно выявить и предотвратить поступление недостающего количества товаров, а также товаров, качество которых не соответствует стандартам. Применение при хранении рациональных способов укладки, соблюдение основных принципов хранения, поддержание оптимальных режимов хранения и организация постоянного контроля за хранимыми товарами обеспечивают сохранность товаров. Также важно отметить, что без правильной организации торгово-технологического процесса невозможно достижение главной цели розничной торговой организации - получение максимальной прибыли, а также наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, лидировании
по экономическим показателям.

Целью данной работы является рассмотрение организации торгово-технологического процесса в розничной торговле, а также выделение путей совершенствования технологических операций в процессе продажи товара.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть содержание, управление и организацию торгово-технологического процесса в магазине;

2) изучить организацию торгово-технологического процесса в магазине;

3) оценить оптимальность организации технологических операций
в процессе продажи товара;

4) выработать предложения по повышению эффективности торгово-технологического процесса в магазине.

Объектом исследования является торгово-технологический процесс
в розничном торговом предприятии. Предмет – управление торгово-технологическим процессом в розничном торговом предприятии.

Методологическую основу дипломной работы составляют основные выводы и ключевые положения ученых, посвященные вопросам организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью
и поставленными задачами.

Общий объём работы включает 49 страниц машинописного текста , 1 таблицу и список используемых источников состоит из 31 наименований.

СТРУКТУРА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях

Самое современное оформление торгового зала розничного магазина, идеально проведенная реконструкция, лучшее в мире торговое оборудование, полнейшая автоматизация, красочное оформление витрин и др. не будут иметь ровным счётом никакого значения для повышения эффективности работы магазина, если в нём отсутствует главное - глубоко продуманная концепция
и чётко работающая схема торгово-технологических процессов[1].

Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям
и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Преимущества магазинов перед другими предприятиями розничной сети заключаются в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям в выборе и приобретении товаров, широком использовании наиболее прогрессивных форм их обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также труда работников[2].

Магазины располагают комплексом помещений, предназначенных для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации, создает благоприятные условия труда, способствует повышению качества торгового обслуживания.

На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные
с доведением товаров до населения. Торгово-технологический процесс в магазине состоит из торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание
и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

К основным торговым функциям магазинов следует отнести:

1) изучение покупательского спроса на товары;

2) формирование ассортимента товаров;

3) составление заявок на завоз товаров;

4) оказание торговых услуг покупателям;

5) рекламирование товаров и услуг;

6) продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.).

Основными технологическими функциями являются:

1) приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

2) хранение товаров;

3) выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

4) внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров
на торговом оборудовании в торговом зале.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг. Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина[3].

Одним из важных условий успешной работы магазина является правильная организация торгово-технологического процесса. От его слаженности и организованности зависит степень удовлетворения покупательского спроса, уровень культуры торговли, общие результаты коммерческой деятельности предприятия.

Рационально организованный торгово-технологический процесс оказывает благоприятное влияние на организацию труда торгового персонала, увеличивает его производительность, снижает утомляемость работников, улучшает социально-психологический климат в коллективе, способствует полной сохранности товаров[4].

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных, торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до покупателей.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

1) операции с товарами до предложения их покупателям;

2) операции непосредственного обслуживания покупателей;

3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

1) разгрузку транспортных средств;

2) доставку товаров в зону приемки;

3) приемку товаров по количеству и качеству;

4) доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

5) хранение товаров;

6) подготовку товаров к продаже;

7) перемещение товаров в торговый зал;

8) выкладку товаров на торговом оборудовании.

Приемка товаров - важнейший элемент торгово-технологического процесса, от которого зависит качество предлагаемых покупателям товаров и культура обслуживания покупателей. Поступление товаров, их приемка регламентируются Гражданским Кодексом РФ; Положением о поставках товаров народного потребления; Документами, регламентирующими порядок приемки товаров.

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Также предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет количества единиц или взвешивание товаров и сверку с транспортными и сопроводительными документами; укладку товаров на поддоны.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов,
то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают
на ответственное хранение[5].

Приемка товаров по качеству состоит из следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товароведа-бракера; вскрытие тары; проверка качества товаров; укладка проверенных товаров на поддоны.

Приемка товаров по качеству является важной операцией технологического процесса складской переработки грузов. Она проводится с целью выявления качества и комплектности поступивших на склад товаров и соответствия их требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам). Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договорами поставки, ГОСТами или техническими условиями.

В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров[6].

В магазинах хранение товаров должно осуществляться с учетом правил товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и противопожарной безопасности. В целях сохранности количества и качества товаров должны быть проведены организационно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия.

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента
и других факторов. Все эти операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, руководители магазинов).

Важная роль в организации технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров[7].

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса
в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

1) встреча покупателя;

2) предложение товаров;

3) отбор товаров покупателями;

4) расчет за отобранные товары;

5) оказание покупателям дополнительных услуг.

Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей.
Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных
с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.)[8].

Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Понятие качества обслуживания охватывает состояние материально-технической базы торговли, широкое применение прогрессивных, удобных для населения форм продажи товаров и методов обслуживания, соблюдение правил торговли, установление удобного для покупателей режима работы предприятия, состояние рекламы и информации покупателей об услугах, наличии ассортимента товаров в продаже, их свойствах, цене.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли. В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса.

Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.

Вторая схема торгово-технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.

Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, утюжку, чистку и т.д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве розничных торговых организаций одновременно действуют все три схемы.

Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д[9].

Наши рекомендации