Особенности построения и размещения сельской торговой сети.
Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плотность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому населению приобретать все необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.
Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:
• райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);
• межхозяйственные центры (малые города, крупные села);
• местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);
• рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).
Кроме них на селе имеется значительное количество нестационарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), по этому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функциональное) или ступенчатое построение.
В потребкооперации разработана и введена Номенклатура типов розничных торговых организаций для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа (таблица 7.2).
Таблица 7.2 - Основные типы магазинов потребительской кооперации
Тип магазина | Вариант текста вывески | Примерная торговая площадь, м2 |
Универмаг | Универмаг. Детский мир. Молодежный | 600, 800, 1000, 1200 и более |
Супермаркет | Супермаркет. Универсам | 250,400, 550 и более |
Мини-маркет | Мини-маркет. Товары повседневного спроса. Магазин | 30, 50, 70, 100, 150 |
Продтовары | Продтовары. Продукты. Продовольственные товары. Гастроном | 70, 100, 150, 200 |
Специализированный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров | Хлеб. Сельхозпродукты. Мясо и молоко. Овощи и фрукты. Колбасы. Кулинария. Вино и водка. Кондитерские изделия и т.д. | 30, 50, 70, 100 |
Промтовары | Промтовары. Промышленные товары | 100,150,250,400 |
Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаров | Хозтовары. Культтовары. Техника. Товары для дома. Строительные материалы. Товары для приусадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйство. Одежда. Обувь. | 70, 100, 150, 250, 400 и более |
Дом торговли | Дом торговли. Торговый центр | 1000,1500 и более |
Фирменный магазин | Фирменный магазин. Дары природы. Кооператор. Неман. Коммунарка. Горизонт и др. | 100, 150 |
Удобный (дискаунтный) магазин | Удобный магазин. Комфорт. Комиссионный магазин. Пайщик. Товары по сниженным ценам. Ветеран. Магазин-заготпункт и др. | 50, 70, 100 |
Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Товары повседневного спроса". Немаловажное место занимают современные типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.
В потребительской кооперации для каждого административного района, как и для городской торговли, разрабатываются схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами АПК. Разработка таких схем основана на определении потребности в торговых площадях для населенных пунктов на перспективу. Методика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 260 м2 на 1000 жителей).
Планирование развития и размещения торговой сети.
Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.
При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:
- обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;
- повышение уровня технической оснащенности магазинов;
- улучшение условий труда работников магазинов;
- обеспечение рационального использования торговых площадей;
- создание условий для рентабельной работы продавцов.
План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.
Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают рай-по, а сводные по областям — облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.
Процесс планирования включает этапы:
• анализ состояния розничной сети;
• анализ экономических условий развития города или района;
• определение необходимой потребности в розничной торговой сети;
• определение необходимого прироста торговой сети;
• выбор типов магазинов и их размещение;
• определение экономической эффективности инвестиций в строительство сети.
Анализ состояния розничной торговой сети — исходный, важнейший этап планирования. Основная цель такого анализа — выявление уровня развития торговой сети и изыскание резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа определяются и анализируются следующие показатели:
1. Коэффициент плотности торговой сети (Кп) характеризует отношение количества магазинов к численности населения или размеру обслуживаемой территории
Кп = (К - 1000) /(Ч - П),
где К — количество магазинов; Ч — численность населения; II — площадь территории, км2.
Как видно, коэффициент плотности не учитывает размеров магазинов, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может применяться только при ориентировочных расчетах.
2. Показатель обеспеченности населения розничной торговой сетью выражается в показателе торговой площади (м2), приходящейся на 1000 (в некоторых странах на 100 000) жителей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади, а в европейских странах на 1 торговую единицу. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.
3. Уровень специализации розничной торговой сети.
4. Средний радиус действия магазинов (Р). Этот показатель имеет важнейшее значение при размещении магазинов по территории застройки. Например, при размещении продовольственной торговой сети он должен быть не более 400—500 м. Для одного магазина он равен
Р = / π
где П — площадь территории, обслуживаемой магазином, км2; π = 3,14.
5. Эффективность использования торговых площадей определяется размером товарооборота, приходящегося на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона.
По результатам такого анализа определяются меры по совершенствованию структуры розничной торговой сети и ее рациональному использованию, по улучшению размещения, специализации предприятий и т.д.
Анализ экономических условий развития города, района позволяет определить развитие и размещение промышленного производства, демографический состав населения и размеры его прироста, темпы роста доходов населения и объема платежеспособного спроса, места строительства спортивных и культурных комплексов, административных зданий, вокзалов, жилья.
Определение необходимой потребности в розничной торговой сети может осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.
Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей
П= (Н×Ч) / 1000,
где П - потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н - норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч - плановая численность населения.
Норматив потребности разрабатывается Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического развития республики. В настоящее время он равен 260 м2 на 1000 жителей.
Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируемого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.
Экономико-математические методы, используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5-10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.
Необходимый прирост торговой площади определяется по формуле
ΔП = П - Ф + С,
где ΔП – прирост торговой площади в магазинах, м2; П — общая потребность на конец планового периода, м2; Ф — фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; С — уменьшение размера торговой площади за счет сноса и реконструкции, м2.
Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа состояния обеспеченности розничной торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов магазинов.
Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, а также источников финансирования.
Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства магазинов, определяется по формуле
К = Δ П×У
где К — общий объем капитальных вложений, р.; Δ П —прирост торговой сети, м2; У — удельные капитальные вложения (стоимость строительства 1 м2), р.
Эффективность капитальных вложений характеризуется показателем общей эффективности и сроком окупаемости капитальных вложений
Эобщ = Пр / К
где Эобщ – коэффициент общей эффективности капитальных вложений; Пр – торговая прибыль за год, р.; К – объем капитальных вложений, р.
Срок окупаемости – величина, обратная эффективности
Т = К / Пр
где Т – срок окупаемости капитальных вложений, лет.
Для торговли нормативный показатель срока окупаемости в среднем составляет 5 лет.
Важным элементом планирования является определение источников финансирования. Если ранее основным источником финансирования капитальных вложений в торговлю были отчисления 5—7 % от жилищного строительства, т.е. государственные бюджетные средства, то в настоящее время эти источники значительно расширяются за счет производителей товаров, торгово-посреднических кооперативов, совместных предприятий, частных лиц, иностранных инвестиций.