Тема №2: «Торговая организация как объект национальной экономики, субъект хозяйствования, бизнес-структура»

Тип занятия: комбинированное занятие

Методическое обеспечение: схемы, таблицы, рисунки, карточки с заданиями

Виды деятельности студентов:

· проверка усвоения материала прошлого занятия,

· изучение нового материала,

· рефлексия по итогам занятия

Цели занятия:

· научиться определять объекты и субъекты торговли,

· научиться выявлять основные признаки, черты организации,

· изучить классификацию организаций торговли и научиться определять организационно-правовые формы организаций,

· научиться определять и структурировать основные процессы, осуществляемые в торговых организациях,

· организовать самостоятельную работу студентов

Межпредметные связи: экономическая стратегия организации, экономика торговли, маркетинг и менеджмент в организации

Содержание занятия:

№ п/п Ход занятия Методы Средства Формы организации деятельности учащихся Время на выполнение работы
1.   Целевая установка, мотивация предстоящей деятельности. Информационный метод Объявление темы занятия. Постановка целей занятия. Объяснение хода урока. Доска коллективная 5 минут
2. Ознакомление студентов с предстоящей работой. Информационный метод Студенты изучают план практического занятия План ПР № 2   индивидуальная 5 минут
3. Экономический диктант Самостоятельная работа 1. Студенты самостоятельно, в соответствии с методическими указаниями дают определения предложенным понятиям, называют элементы для предложенных классификаций: · торговля · предпринимательская деятельность · задачи торговли · функции торговли · виды торговли · формы торговли · основные черты торговли · розничная торговля · оптовая торговли · добавленная стоимость · ВВП · ВДС · глобализация торговли 2.Выполнение тестовых заданий (см. ниже варианты)   индивидуальная 10 минут
3. Обсуждение проблем по теме занятия Рецептивный метод.Ответы студентов на поставленные проблемы Дискуссия по выдвинутым проблемам Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение понятий организация, предприятие, фирма 2. Основные черты организации Функции и принципы функционирования организации   Варианты вопросов Формулировки проблем дискуссия минут
4. Презентация доклада и обсуждение проблемных вопросов Информационный метод Студенты слушают презентации докладов на тему: «Основные направления развития торговли Беларуси», задают вопросы по теме выступлений   коллективная минут
5. Выполнение индивидуальных заданий Самостоятельная работа Студенты самостоятельно, в соответствии с методическими указаниями заполняют таблицу в соответствии с предложенной формой (см. ниже). Таблица для индивидуальной работы «Характеристика организационно-правовых форм организаций» индивидуальная работа 10 минут
6. Подведение итогов занятия Домашнее задание. Информационный метод.Анализ занятия Вопросы: 3. Насколько вам понравилась форма проведения занятия? 4. Достигли ли мы поставленных целей?   коллективная 5 минут

Варианты тестовых заданий для контроля знаний:

Вариант №1

№ п/п Вопрос Варианты ответов  
1. Потребительский рынок - это:
  1. сфера обмена товарами и услугами между товаропроизводителями и продавцами, сложившаяся на основе разделения труда
  2. сфера обмена товарами и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда
  3. сфера деятельности, связанная с куплей продажей товаров и оказанием услуг конечным потребителям
  4. сфера обмена товарами и услугами, предполагающая их движение из сферы потребления в сферу производства
2. Основными функциями торговли являются:
  1. оформление договоров купли-продажи
  2. доведение товаров до потребителей
  3. обмен товара на деньги потребителей
  4. создание новых материальных ценностей
2, 3
3. Основными отраслями товарного обращения являются
  1. торговля и общественное питание;
  2. материально-техническое снабжение и сбыт;
  3. сельское хозяйство и промышленность;
  4. заготовки сельскохозяйственной продукции
1, 2, 4
4. Основными формами государственного регулирования торговли в Республике Беларусь в соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «О торговле» определены 1. сертификация, техническое нормирование, стандартизация, государственная гигиеническая регистрация и регламентация; 2. лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством; 3. контроль и надзор за торговой деятельностью; 4. квотирование поставок товаров, формирование товарных ресурсов, закупочная и товарная интервенция 1, 2, 4
5. Вторая фаза денежного кругооборота предусматривает:
  1. реализацию товаров производителям
  2. реализацию товаров оптовым и розничным торговым организациям
  3. реализацию товаров конечным потребителям
  4. реализацию товаров мелкооптовым торговым организациям
6. Результатом осуществления первой фазы денежного обращения является:
  1. удовлетворение потребностей конечных потребителей
  2. создание товарного ассортимента
  3. формирование запасов товаров, сырья, материалов
  4. расширение сферы производства
7. Торговле как самостоятельной отрасли присущи следующие особенности: 1. финансирование деятельности за счет привлечения долгосрочных кредитов 2. короткое время оборота капитала 3. финансирование деятельности за счет привлечения краткосрочных заемных средств 4. высокая доля частной собственности 2, 3,4
8. Торговые города возникли в эпоху:
  1. капитализма
  2. первобытно-общинного строя
  3. феодализма
  4. рабовладения
9. В условиях плановой экономики внутренний рынок обслуживали:
  1. государственная торговля
  2. частная торговля
  3. кооперативная торговля
  4. колхозная торговля
1,3,4
10. По факторам производства выделяют следующие виды рынков:
  1. рынок энергетических ресурсов и топлива
  2. рынок труда и рынок капитала
  3. потребительский рынок и рынок средств производства
  4. рынок труда и рынок ценных бумаг
11. Инфраструктура рынка - это
  1. совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Беларусь
  2. совокупность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на рынке, а также органов государственного регулирования, надзора и контроля за этой деятельностью
  3. совокупность институтов и видов деятельности, организаций и служб, обеспечивающих условия для функционирования рынка
  4. совокупность условий, правил, законов и норм, регулирующих порядок функционирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на рынке

Вариант №2



№ п/п Вопрос Варианты ответов  
1. Торговля - это:
  1. сфера обмена товарами и услугами между товаропроизводителями
  2. элемент экономической системы, отвечающий за удовлетворение требований и потребностей населения
  3. вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг
  4. вид хозяйственной деятельности, которая обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы потребления в сферу производства
2. Торговля в системе общественно-экономических отношений выполняет следующие функции:
  1. удовлетворение платежеспособного спроса населения;
  2. фискалькальную;
  3. обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или при обмене затрат общественного необходимого труда;
  4. информационно-аналитическую
1, 3
3. Основными тенденциями развития торговли в современных условиях являются
  1. увеличение доли частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны;
  2. увеличение доли реализации импортных товаров в общем объеме розничного товарооборота;
  3. снижение удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте;
  4. ежегодное снижение доли розничного товарооборота на душу населения страны
1, 3
4. Первая фаза денежно кругооборота предусматривает:
  1. куплю-продажу между производителями
  2. куплю-продажу между производителями и конечными потребителями
  3. куплю-продажу меду розничными и оптовыми организациями торговли
  4. куплю продажу между розничными торговыми организациями и конечными потребителями
1, 3
5. Вторая фаза денежного кругооборота предполагает:
  1. перемещение товаров из сферы потребления в сферу производства
  2. перемещение товаров внутри сферы обращения при поступлении товаров со кладов оптовым баз в розничные торговые организации
  3. переход товара из процесса производства в сферу обращения
  4. перемещение товаров внутри сферы обращения при передаче их конечным потребителям
6. Предпосылками возникновения обмена продуктами как товарами является:
  1. развитие научно-технического прогресса
  2. разделение труда
  3. появление частной собственности
  4. появлением денег
7. Торговый капитал оформился в обособленную часть промышленного капитала в период:
  1. рабовладения
  2. феодализма
  3. капитализма
  4. социализма
8. В период капитализма роль торговли заключалась в том, что:
  1. она выступала посредником между производителем и потребителем
  2. она выполняла функции реализации стоимости и прибавочной стоимости
  3. она обеспечивала непрерывность производственного процесса
  4. она обеспечивала непрерывность воспроизводства общественного капитала
2, 4
9. В рамках плановой экономики торговля выполняла следующие функции:
  1. обслуживание обмена товаров
  2. максимальное удовлетворение требований потребителей
  3. доведение товаров до потребителей
  4. создание новых материальных ценностей
1, 3
10. По степени зрелости выделяют следующие виды рынков:
  1. формирующийся, сформированный
  2. недостаточный, досточный, развитый
  3. сформированный, формирующийся, неразвитый
  4. сформированный, неразвитый, монопольный
11. Конъюнктура рынка – это:
  1. комплекс учреждений, организаций и предприятий, фирм и различных институтов, обеспечивающих условия для нормального функционирования рынка
  2. условия реализации товаров в каждый конкретный момент времени
  3. совокупность условий, правил, законов и норм, регулирующих порядок функционирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на рынке;
  4. совокупность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на рынке, а также органов государственного регулирования, надзора и контроля за этой деятельностью

Таблица для индивидуальной работы «Характеристика организационно-правовых форм организаций»

  Вариант 1 Вариант 2
Форма юридического лица (ЮЛ) ООО ОДО ЧУП ЗАО ОАО ПК
Количество участников            
Учредительные документы ЮЛ            
Размер уставного фонда            
Порядок и сроки формирования уставного фонда            
Право собственности на имущество            
Ответственность участников            
Место нахождения ЮЛ            
Возможности изменения состава участников            
Органы управления ЮЛ            
Обязанности по ведению бухгалтерского учета могут осуществлять (кто?)            

Домашнее задание:

· тема №2

· Ознакомиться с основными положениями Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы (в части торговли и общественного питания знать основные прогнозные показатели) и Концепции развития внутренней торговли РБ до 2015г. Основные экономические индикаторы (ВВП, золото-валютные резервы, индекс цен, индекс тарифов, государственный долг, ставка рефинансирования, уровень безработицы и проч.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО БГЭУ

Наши рекомендации