Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности

Наименование показателя Методика расчета Обозначение показателя
Финансовые показатели 1. Рентабельность товарооборота (Рт)   Рт = (Пр : Т) х 100 Пр – прибыль от реализации товаров, Т – объем товарооборота
2. Рентабельность вложенного капитала (Рвк) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru П – прибыль за отчетный период
3. Рентабельность собственного капитала Рск = (ЧП : СК) х 100 ЧП- чистая прибыль, СК – собственный капитал
4. Рентабельность основных средств (Рос) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru – среднегодовая сумма основных средств
5. Рентабельность оборотных средств (Роб) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru – среднегодовая сумма оборотных средств
6. Коэффициент текущей ликвидности (Ло) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru Рб –расходы будущих периодов, Зкр –краткосрочные финансовые обязательства, Рп – резерв предстоящих расходов
7. Коэффициент абсолютной ликвидности (Ла) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru ДС – денежные средства, КФВ – краткосрочные финансовые вложения
8. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (автономии) ()Ка Ка = СК : Вб СК – собственный капитал, Вб – валюта баланса
9. Коэффициент общей платежеспособности (Кп) Кп = РА : ЗК РА – реальные активы, функционирующие в обороте, ЗК – заемный капитал
10. Коэффициент финансовой напряженности (Кн) Кн = ЗК : Вб  
11. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко.с.) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru С.ОБ – собственные оборотные средства; ОБ – сумма оборотных активов
12. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (Ко.ф.) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru ФО – краткосрочные и долгосрочные финансовые обязательства Рп – резерв предстоящих расходов ВН – внеоборотные активы ОБ – оборотные активы
Показатели деловой (коммерческой) активности организации 1. Доля организации на рынке (УД) УД = (Ti : T) х 100 Ti – товарооборот организации, Т – товарооборот региона-района деятельности
2. Коэффициент оборачиваемости совокупных активов (Кса) Кса = Тр : А Тр – товарооборот в розничных ценах, А – среднегодовая стоимость всех активов
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб) Кта = Тс : Тоб Тс – товарооборот в ценах себестоимости, Тоб – среднегодовая сумма оборотных средств
4. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов (Ктз) Ктз = Тс : ТЗ ТЗ – среднегодовая сумма товарных запасов
5. Фондоотдача по основным фондам (Фо) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru Тр – товарооборот в розничных ценах, Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru – среднегодовая сумма основных фондов
6. Фондоотдача по оборотным средствам (Фоб) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru – среднегодовая сумма оборотных средств
7. Производительность труда (ПТ) ПТ = Тсц : СЧР Тсц – товарооборот в сопоставимых ценах, ОФ – среднесписочная численность работников
8. Прибыль на одного работника (ПР) ПР = П : СЧР П – прибыль за отчетный год
9. Товарооборот на 1 м2 торговой площади (ТПм2) ТПм2 = Т : S S – торговая площадь
10. Прибыль на 1 м2 торговой площади (ПРм2) ПРм2 = Пр : S Пр – прибыль от реализации товаров
Показатели оценки уровня удовлетво-рения спроса и обслуживания покупателей (социальной эффективности) 1. Индекс физического объема розничного товарооборота (Iфт) Iфт = Тсц о : Тсц б Тсц о, Тсц б – товарооборот в сопоставимых ценах в отчетном и базиспом периодах
2. Степень удовлетворения спроса (Ср) Ср = (Т х 100) : (Зн + П) Ср – степень реализации товаров, Зн – товарные запасы на начало периода, П – поступление товаров в отчетном периоде
3. Степень оседания товаров в запасах (Сз) Сз = Зк : (Зн + П) х 100 Зк – товарные запасы на конец года
4. Степень обновления ассортимента товаров (Со) Со = П : (Зн + П) х 100  
5. Коэффициент устойчивости ассортимента (Ку) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru О1, О2, Оn – количество разновидностей в момент проверки, n – количество проверок, А – количество разновидностей по ассортиментному перечню
6. Коэффициент развития прогрессивных методов продажи товаров (Кпр) Кпр = Тпр : Тоб Тпр – объем товарооборота с применением прогрессивных методов продаж, Тоб – общий объем товарооборота
7. Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей (Кд) Методика расчета частных показателей экономической эффективности торговой деятельности - student2.ru У1, У2, Уn – количество услуг, которые оказывались в момент проверки, Ус – количество дополнительных услуг по перечню, n – количество проверок


5.Тематика и планы семинарских (практических) занятий и методические указания к ним

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

Факультет экономики и управления торговлей

Кафедра экономики торговли

Учебно-методический комплекс к практическим занятиям по дисциплине

«эКОНОМИКА ТОРГОВЛИ»

для студентов I ступени образования

по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

(практико-ориентированная магистратура)

Форма получения высшего образования дневная

Курс 2-3

Семестр 4-6

Практические занятия 102 часа

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование раздела, темы Количество аудиторных часов
лекции семинарские, практические занятия лабораторные занятия
  Раздел 1.Экономические основы развития торговли и торговой деятельности  
1. Торговля в системе национальной экономики  
2. Торговая организация как объект национальной экономики, субъект хозяйствования, бизнес-структура  
3. Хозяйственный механизм деятельности торговых организаций  
  Раздел 2. Внешняя среда функционирования торговли и развития торговой деятельности  
4. Рынок потребительских товаров и услуг – сфера хозяйственной деятельности торговых организаций  
5. Покупательский спрос: механизм формирования и учёта в деятельности торговых организаций  
6. Формирование товарных ресурсов и распределение их потоков  
7. Конкуренция в торговле: формы, особенности конкурентной борьбы  
8. Информационные ресурсы: виды, роль в развитии торговой деятельности, условия доступа к ним  
9. Механизм взаимодействия государства с субъектами торговой деятельности  
10. Конъюнктура рынка потребительских товаров и услуг: методы исследования и использования в деятельности торговых организаций  
  Раздел 3. Экономический потенциал торговли – внутренняя среда функционирования торговых организаций  
11. Экономический потенциал торговли: сущность и факторы роста  
12. Трудовые ресурсы и оплата труда в торговле  
13. Материально-техническая база торговли  
14. Оборотные фонды и средства торговли  
         
  Раздел 4. Товарооборот  
15. Товарооборот как экономическая категория  
16. Механизм формирования товарного обеспечения  
17. Розничный товарооборот: сущность, анализ и планирование  
18. Специфика формирования и развития оборота общественного питания  
19. Особенности анализа и планирования оптового товарооборота  
20. Товарные запасы: сущность, виды и направления эффективного использования  
  Раздел 5. Экономическая эффективность деятельности торговых организаций  
21. Эффект и эффективность - основополагающие критерии современного хозяйственного механизма  
22. Затраты и расходы торговли  
23. Доходы торговли  
24. Прибыль и рентабельность: виды, методы исчисления, анализ и прогнозирование  
25. Показатели и методы оценки эффективности использования ресурсного потенциала торговли и торговых организаций  
  Итого  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО БГЭУ

Наши рекомендации