Понятие рентабельности торговой организации и методы ее измерения

Для оценки эффективности функционирования торговых организаций, проведения сравнительного анализа недостаточно знать только абсолютную величину полученной прибыли, поскольку одна и та же величина прибыли может быть получена при задействовании разного объема ресурсов (основных и оборотных средств, трудовых ресурсов; единовременных и текущих). Для этих целей используется относительная ее величина, определяемая показателями рентабельности, т.е. отношением прибыли к объему ресурсов, затраченных на ее получение, или объемным показателем деятельности.

Прибыль и рентабельность –тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественны по своим аналитическим возможностям.

Рентабельность, как экономическая категория,характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности организации.

Рентабельность, как синтетический показатель,отражает процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, вложенному капиталу и т.п. (см. уч. пос. стр.555-558)⃰

Рентабельность оборота – это отношение прибыли от реализации к объему товарооборота (розничного, оптового, валового), выраженное в процентах

Преимуществом этого показателя является тот факт, что он показывает непосредственную связь величины прибыли от объемов хозяйственной деятельности, уровня доходов и расходов. Недостатком данного показателя является отсутствие взаимосвязи между величиной прибыли и используемых для ее получения ресурсов.

Экономическая рентабельность – это отношение прибыли (общей или чистой) к объему вложенных организацией средств, выраженное в процентах. Данный показатель характеризует величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных средств

Рентабельность основных средств – это отношение прибыли к средней за период стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной). Показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль основных средств.

Рентабельность оборотных средств – это отношение прибыли к средней за период стоимости оборотных средств. Показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль оборотных средств (собственных, заемных и привлеченных).

Рентабельность реализованной продукции, товаров – это отношение прибыли от реализации к расходам на реализацию, выраженное в процентах. Характеризует величину прибыли, полученную на один рубль текущих затрат.

Рентабельность затрат живого труда могут характеризовать два относительных показателя:

П

Рж = ---------- * 100;

ФЗП

где П – прибыль,

ФЗП- расходы на оплату труда.

Данный показатель характеризует величину прибыли, полученную с каждого рубля средств, израсходованных на оплату труда. Поскольку средства на оплату труда это есть стоимость рабочей силы, то в силу этого он и является мерой оценки эффективности затрат живого труда.

П

Рж/ч = ---------- ;

Ч

где П – прибыль,

Ч- среднесписочная численность работников.

Данный показатель условно можно отнести к показателям рентабельности, целесообразно его отнести к показателям прибыльности, поскольку он не соотносит прибыль с объемными или стоимостными показателями. Он характеризует величину прибыли, приходящуюся на одного работника.

Рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к средней за период сумме собственного капитала организации и характеризует величину чистой прибыли, полученную с одного рубля собственных средств.

Рентабельность вложенного капитала – это отношение прибыли (общей) к средней за период сумме вложенного капитала и характеризует прибыль, полученную с одного рубля вложенных средств.

Показатель рентабельности вложенного капитала может служить индикатором привлекательности отрасли и организации при сравнении его с величиной банковского процента по депозитам сроком на пять лет как минимальной рентабельностью на вложенный капитал. Если величина показателя рентабельности вложенного капитала меньше банковского процента, то это означает, что вложение капитала в данную организацию или отрасль невыгодно или организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы.

В качестве показателя прибыльности используется также показатель маржи прибыли, который определяется отношением величины чистой прибыли к доходам от реализации, и характеризует долю чистой прибыли в доходах.

Ч П

Мп = ----------;

Др

где ЧП – чистая прибыль,

Др- доходы от реализации.

Наши рекомендации