Факторы, влияющие на уровень и структуру расходов на реализацию товаров
Уровень расходов –отношение суммы расходов на реализацию к товарообороту в процентах.
Уровень расходов на реализацию - важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 тыс. р. товарооборота, с другой - о доле расходов на реализацию в розничной цене, с третьей - об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Оптимальный уровень расходов соответствует наилучшему способу использования ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели - обеспечения конкурентоспособности.
Уровень и структура расходов на реализацию зависят от специфики отрасли торговой деятельности.
На уровень и структуру расходов на реализацию влияют 2 группы факторов:
1. Внешние (неподконтрольны организации)
2. Внутренние (управляемы организацией)
Внешние факторы:
- объем производства товаров,
- жизненный уровень населения,
- уровень цен на товары,
- уровень цен и тарифов на услуги и работы.
.Внутренние факторы:
- объем товарооборота,
- ассортиментная структура товарооборота (чем больше удельный вес товарных групп с наибольшими издержками, тем больше уровень издержек в целом),
- оборачиваемость товаров,
- ценовая политика торговой организации,
- производительность и интенсивность труда торговых работников,
- состояние и эффективность использования материально-технической базы торговой организации,
- организация и технологии товародвижения,
- формы и методы продажи товаров.
4. Анализ расходов на реализацию товаров
Исходной информацией для анализа расходов на реализацию служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность:
- бухгалтерский баланс,
- отчет о прибылях и убытках (приложение 2 к бухгалтерскому балансу),
- отчет об изменении собственного капитала (приложение 3 к бухгалтерскому балансу),
- основные сведения о выпуске товаров и услуг по видам деятельности (1-У),
- Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) (4-ф (затраты) с 01.01.2014г.,
- отчет о финансовых результатах (12-ф (прибыль),
- Отчет о составе средств (4-ф (средства)
- Отчет о состоянии расчетов (12-ф (расчеты)
- отчет об использовании денежных средств (1-ф),
а также данные оперативного и управленческого учета, другие источники учетной и не учетной информации.
Анализу расходов на реализацию предшествуетрасчет ожидаемой суммы и уровня расходов на реализацию за текущий год.
Цель анализа расходов на реализацию:
1. Установить степень выполнения плана по общей сумме и уровню расходов на реализацию, а также в разрезе каждой статьи и определить экономию или перерасход расходов на реализацию по сравнению с планом;
2. Установить динамику общего уровня и суммы расходов, а также в разрезе статей;
3. Рассчитать и оценить влияние основных факторов на сумму и уровень расходов;
4. Определить влияние расходов на реализацию на конечные результаты хозяйственной деятельности (прибыль, рентабельность);
5. Выявить возможные резервы экономии расходов и оптимизации их величины.
Состояние расходов на реализацию характеризуется следующими показателями:
1. Сумма и уровень расходов на реализацию;
2. Размер изменения уровня расходов на реализацию уровень ИОфакт. – уровень ИОплан.;
3. Темп изменения уровня расходов на реализацию:
размер изменения уровня расходов на реализацию / уровень расходов на реализацию в базовом периоде
4. Абсолютная и относительная сумма экономии или перерасхода расходов на реализацию
Абсолютная экономия (перерасход) устанавливается только по условно-постоянным статьям и определяется путем сравнения ожидаемой или фактической суммы расходов с плановой суммой (за прошлый год).
Относительная экономия (перерасход)устанавливается только по условно-переменным статьям и определяется путем сравнения ожидаемой или фактической суммы расходов на реализацию с пересчитанной на фактический товарооборот плановой (прошлого года) суммой расходов на реализацию.
Пересчитанная (скорректированная) сумма расходов на реализациюпоказывает, какую сумму расходов на реализацию может израсходовать организация в анализируемом периоде при фактически достигнутом объеме товарооборота, но при соблюдении планового уровня расходов (за прошлый год).
Пересчитанная (скорректированная) сумма расходов на реализацию по условно-переменным статьям определяется 2-мя способами:
1. Путем умножения ожидаемого или фактического товарооборота на плановый уровень условно-переменных статей и делением результата на 100.
2. Плановая сумма условно-переменных статей расходов умножается на процент выполнения плана товарооборота и результат делится на 100.
Пересчитанный (скорректированный) уровеньрасходов на реализацию по условно-постоянным статьям определяется путем деления плановой (прошлого года) суммы условно-постоянных издержек на ожидаемый или фактический товарооборот и умножением результата на 100.
Влияние изменения цен на товары и тарифов на услуги на величину расходов определяется индексным методом. (см. уч. пос. стр. 500-501)⃰
Использование при анализе расходов на реализацию ЭММ:
Уравнение гиперболы –
Ух – уровень расходов;
ао – уровень условно-перемен. расходов (const)
а1 - уровень условно-постоян. расходов
Х – объем товарооборота.
Анализ влияния изменения структуры товарооборота на уровень расходов на реализацию определяется методом процентных чисел:
n Отклонение по структуре товарооборота;
n Расчет %-ных чисел путем умножения отклонения на уровень расходов по каждой товарной группе;
n Суммируются %-ные числа с учетом знака отклонения и результат делится на 100.
Конечной целью анализа расходов на реализацию является выработка комплекса мероприятий по оптимизации расходов и выявлению резервов их экономии,которыми могут выступать:
n Рост объема товарооборота;
n Ускорение товарооборачиваемости;
n Эффективное использование торговых и производственных площадей;
n Повышение эффективности труда (через эффективную систему стимулирования труда);
n Снижение транспортных расходов;
n Экономия энергоресурсов и воды;
n Соблюдение сроков текущего и капитального ремонтов;
n Упорядочение тарного хозяйства;
n Бережное отношение к инвентарю и т.п.;
n Усиление ответственности работников за эффективное использование ресурсов и др.
5. Прогнозирование и планирование расходов на реализацию товаров в различных отраслях торговли
План расходов на реализацию целесообразно составлять на год с ежемесячной разбивкой и на пять лет с годовой разбивкой
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ для составления плана расходов на реализацию:
1. Прогнозные расчеты объема товарооборота и выпуска продукции, объемов транспортных перевозок и др. видов работ;
2. План развития материально-технической базы;
3. Учет изменений в составе торговой сети, структуре товарооборота, режима работы организаций и др. изменений;
4. Действующие и прогнозируемые величины тарифов и ставок на услуги др. отраслей, действующие и прогнозные ставки отчислений;
5. Экономический анализ расходов на реализацию за предшествующий период.
План расходов на реализацию целесообразно составлять на год с ежемесячной разбивкой и на пять лет с годовой разбивкой.
При планировании расходов на реализацию по общему уровню используются следующие методы (уч. пос. стр. 502-509)⃰:
n Метод технико-экономических расчетов (нормативный)
n Суть:при расчете расходов на реализацию по отдельным статьям используются различные нормативы затрат (тарифы на перевозку, ставки арендной платы, нормы отчислений и т.п.). Общая сумма и общий уровень расходов определяется путем суммирования по всем статьям. В н.в. затраты не нормируются, но с развитием рыночной экономики эта необходимость снова возникнет на более высоком уровне.
n Экономико-статистические методы
- метод скользящей средней
Суть: приведение динамического ряда по расходам в сопоставимом виде как по уровню цен, так и по уровню тарифов (средний уровень расходов за ряд лет);
- коэффициент эластичности
Суть: рассчитывается по переменным расходам на реализацию
- коэффициент эластичности
Темп прироста суммы перем. ИО =
Кэл × Темп прироста товарооборота
- Сумма перемен. расходов в прогнозном периоде =
3. Расчетно-аналитический метод:
Суть: на основании сложившегося на начало периода уровня расходов с учетом изменения условий хозяйствования вносятся корректировки и определяется уровень расходов на планируемый год