Понятие экономической выгоды и доходов. Состав доходов торговой организации

.

n Экономическая выгода – возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию;

n Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Как экономическая категория доходы выполняют ряд функций:

1) воспроизводственную; 2) регулирующую; 3) стимулирующую; 4) распределительную; 5) оценочно-информационную.

Воспроизводственная функция проявляется в обеспечении постоянного возобновления процесса реализации товаров в хозяйственной системе страны на расширенной основе в целях количественного, качественного и структурного совершенствования национальной экономики.

Регулирующая функция определяет степень реализации экономических интересов как участников сферы товарного обращения, так и общества в целом.

Стимулирующая функция заключается в формировании экономической заинтересованности торговых организаций в устойчивом развитии, повышении качества реализуемых товаров, увеличении спроса на них. Реализация этой функции обеспечивается варьированием в цене надбавками, скидками, наценками, дифференциацией ставок налоговых платежей и т.д.

Распределительная функция состоит в распределении и перераспределении создаваемых валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) между организациями, отраслями, регионами, социальными группами населения в результате товарообмена.

Оценочно-информационная функция означает, что доходы используются торговыми субъектами для учета и расчета отчетных стоимостных показателей, разработки планов и прогнозов. Информационная составляющая проявляется в доведении до всех участников товародвижения сведений о доходности различных секторов потребительского рынка.

Классификация доходов торговой организации (уч. пос. стр. 514-515)⃰

Признак классификации доходов Вид доходов
1. Характер получения доходов 1. Доход от реализации товаров (продукции, работ, услуг) и собственности организации 2. Доходы от использования собственности и капитала торговой организации.
2. Источники формирования 1. Доходы от торговой деятельности и платных торговых услуг 2. Доходы от производственной деятельности 3. Доходы от посреднической деятельности 4. Доходы от инвестиционно-кредитной деятельности 5. Доходы от реализации имущественных и интеллектуальных прав 6. Чрезвычайные доходы 6. Другие виды доходов
3. Полнота и место отображения доходов 1. Бухгалтерские доходы 2. Скрытые доходы
4. Временной фактор 1. Доходы отчетного периода 2. Доходы будущих периодов
5.Характер налогообложения 1.Налогооблагаемый доход 2. Доход, не подлежащий налогообложению
6. Уровень для формирования прибыли 1. Доход, достаточный для формирования прибыли 2. Доход, не достаточный для формирования прибыли
7. Отрасль торговой деятельности 1. Доходы розничной торговли 2. Доходы оптовой торговли 3. Доходы общественного питания


В Инструкции № 102 все доходы разделены на следующие группы:

1. доходы по текущей деятельности,

2. доходы по инвестиционной деятельности,

3. доходы по финансовой деятельности,

4. иные доходы.

Доходы по текущей деятельности включают:

1. Доходы, связанные с реализацией продукции, товаров (доходы от реализации)

2. Другие доходы по текущей деятельности (не включаемые в состав доходов от реализации)

2.1 Доходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционных активов (за исключением инвестиционной недвижимости и других доходных вложений в материальные активы), запасов (если указанная деятельность не относится к основной приносящей доход деятельности организации)

2.2 Доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров), если тара учитывается как запасы в соответствии с законодательством

2.3 Неустойки, штрафы, пени, полученные или признанные к получению

2.4 Стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных безвозмездно

2.5 Доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг, финансирование текущих расходов

2.6 Суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации

2.7 Поступления в возмещение причиненных организации убытков по текущей деятельности

2.8 Прибыль (убыток) прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном периоде

2.9 Сумма дооценки (уценки) запасов и др.

Доход отрасли торговля – это чистая продукция отрасли или национальный доход, создаваемый в торговле производительным трудом работников отрасли.

2. Доходы от реализации товаров, источники их образования

Как экономическая категория доход от реализации – это часть стоимости товара, предназначенная для возмещения расходов на реализацию товаров, формирования прибыли и выполнения финансовых обязательств перед государством.

Как экономический показатель доход от реализации – это сумма всех торговых (розничных и оптовых) надбавок, скидок от реализации товаров и наценок на собственную продукцию (сырье) и часть покупных товаров организаций общественного питания.

Доход от реализации торговой организации (в учетном аспекте) представляет собой сумму выручки от реализации товаров, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

n Уровень дохода от реализации рассчитывается как отношение его суммы к величине товарооборота, выраженное в процентах:

Уровень дохода = Доход от реализации х 100/ Товарооборот

Доход от реализации учитывается и планируется в сумме и по уровню.

(см. уч. пос стр.518-519)⃰

Источниками образования дохода от реализации:

в розничной торговле:

- торговые надбавки, устанавливаемые в процентах на оптовую цену товаров

- торговые скидки, устанавливаемые в процентах с фиксированной розничной цены товара с НДС либо с единой розничной цены;

- комиссионные вознаграждения за реализацию товаров в комиссионных магазинах и отделах

в оптовой торговле:

- оптовые надбавки, устанавливаемые в % к отпускной цене товара несобственного производства или импортера либо контрактной цене (при экспорте)

- оптовые скидки, определяемые по соглашению сторон вместо надбавки (дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам без взимания оптовой надбавки)

- вознаграждения в виде % со стоимости реализованных товаров за осуществление торгово-посреднических операций.

общепит:

- торговые надбавки, скидки на покупные товары и продовольственное сырье для изготовления продукции;

- наценка на продукцию собственного производства и часть покупных товаров, устанавливаемая в % к стоимости набора сырья или продукции в розничных ценах;

Предельные размеры наценок регулируются облисполкомами и Мингорисполкомом и зависят от категории организации общепита:

* первой категории (120-150%), Минск – 150%

* второй категории (50-100%), Минск – 70%

* третьей категории (30-60%), Минск – 40%

В настоящее время предельные размеры торговых надбавок устанавливаются как правило, только на социально значимые товары. По остальным же торговая и оптовая надбавки предельным размером не ограничиваются и формируются с учетом складывающейся в период реализации конъюнктуры рыка.

Торговые надбавки и скидки выполняют учетную, распределительную и стимулирующую функции.

В качестве экономической категории торговая надбавка является ценой за услуги, оказываемые торговлей отраслям материального производства по реализации продукции. В этом заключается основное назначение торговых надбавок.

n Расчет уровня дохода от реализации (Уд) через величину торговой надбавки (ТН):

n Уд= ТН х 100 / (100+ТН)

Уровень торговой надбавки (Утн) всегда больше уровня дохода от реализации (Уд) (доход считается от розничной цены, надбавка – к отпускной).

Наши рекомендации