Тема 5. Покупательский спрос: механизм формирования и учёта в деятельности торговых организаций
Вопросы для рассмотрения:
1. Спрос как форма проявления потребностей. Факторы, влияющие на платежеспособность спроса.
2. Тенденции, характеризующие процесс развития покупательского спроса.
3. Прогнозирование спроса. Методы прогнозирования спроса на продукцию и услуги торговли.
4. Баланс денежных расходов и доходов населения как основной источник информации о спросе, его структура.
Потребность — осознанное человеком и обществом чувство нужды в различных благах, необходимых для обеспечения и поддержания жизнедеятельности, развития личности, функционирования социальной группы или общества в целом.
Спрос отражает потребности в приобретении на рынке определенного количества материальных и духовных благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных соответствующими денежными доходами.
Таблица1- Особенности спроса на продукцию и услуги торговлиОсобенности спроса | Характеристика |
1.Объект спроса | -услуга по производству продукции общественного питания, ее реализации и организации потребления и оказанию дополнительных услуг |
2. Комплексный характер объекта спроса | -спрос зависит от множества факторов (ассортимента, качества продукции, уровня обслуживания, наличия дополнительных услуг, нетрадиционностью системы обслуживания и проч.). |
3.Взаимозаменяемость продукции и товаров | -возможность замены одного блюда в меню другим |
4.Взаимодаполняемость продукции и товаров | -рост потребления одного вида продукции может привести к росту спроса на другой |
5.Дифференциация спроса | - зависимость от типов объектов питания и их специализации, от целей их создания и функционирования и мотивов посещения -психофизиологические особенности людей, их привычки, национальные традиции |
6.Сезонность | -сезонность производства некоторых продуктов питания (овощей, фруктов) - различия потребностей в питании в зависимости от сезона (по калорийности)- сезонность в потребности расширения сети (за счет открытия летних площадок) |
7.Колеблемость | -в зависимости от времени года и суток, по дням недели, с учетом праздников, торжественных событий |
8.Наличие физиологического предела | -убывающая предельная полезность-необходимость реализации концепции здорового питания |
Спрос классифицируется по следующим основным признакам:
Таблица 2. - Виды спроса в торговле
Классификационный признак | Виды спроса |
1 . По объему (объекту) | 1.1. Макроспрос 1.2. Микроспрос |
2. По субъекту спроса | 2. 1 . Спрос всего населения (совокупный) 2.2. Спрос различных социальных групп населения 2.3. Спрос экономических групп населения (по уровню материального достатка) 2.4. Спрос отдельных семей 2.5. Спрос отдельных граждан (индивидуальный) |
3 .По региональному признаку | 3.1. Спрос в масштабах страны 3.2. Региональный (спрос в масштабах краев, областей, республик, городов и т.д.) 3.2.1. Стационарный (спрос постоянно проживающих граждан) 3.2.2. Мобильный (спрос приезжего населения) |
4. По степени урбанизации | 4.1. Городской 4.2. Сельский |
5. По степени интенсивности (тенденция развития) | 5.1. Интенсивный 5.2. Стабилизирующийся 5.3. Пониженный (угасающий) |
6. По степени зрелости (развития) | 6.1. Сложившийся 6.2. Формирующийся 6.3. Потенциальный |
7. По времени предъявления | 7.1 Ретроспективный 7.2 Текущий 7.3 Перспективный |
8. По степени удовлетворенности | 8.1. Действительный 8.2. Реализованный 8.3. Неудовлетворенный |
9. По психофизической реакции | 9.1. Устойчивый 9.2. Альтернативный 9.3. Импульсный 9.4. Ажиотажный |
10. По частоте предъявления | 10.1. Регулярный 10.2. Сезонный 10.3. Периодический |
11. По целесообразности | 11.1. Рациональный 11.2. Иррациональный |
12. По состоянию рынка | 12.1. Отрицательный 12.2. Отсутствующий 12.3. Скрытый 12.4. Полноценный 12.5. Чрезмерный |
Спрос населения характеризуется объемом и структурой.
Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, направленных населением на покупку товаров и услуг при данном уровне цен. Он определяется величиной покупательных фордов населения, миграцией денежных средств, а также в условиях ненасыщенного рынка – размером неудовлетворенного спроса.
Структура спроса является его качественной характеристикой и отражает соотношение его видов и форм, классифицированных по определенным признакам.
Формирование и развитие платежеспособного спроса обусловлено влиянием ряда факторов, основными из которых являются:
- экономические
- социальные
- демографические
- природно-климатические
- национально-исторические
Кроме того, по характеру воздействия, факторы могут быть общими и специфическими; по возможности измерения факторы подразделяются на количественно измеримые и неподдающиеся количественному измерению
Тенденции развития спроса на товары, позволяющие оценить степень использования покупательных фондов, характеризует следующая система понятий и показателей:
1.Фактическая емкость рынка.
2.Эластичность спроса.
3.Частота и ритмичность покупок (посещений).
4.Особенности сегмента рынка.
5.Стадии зрелости товарного рынка.
6.Динамика развития спроса.
7.Колебания объема спроса (продаж).
Степень удовлетворения спроса измеряется с помощью следующих показателей на макро- и мезоуровнях:
1.Коэффициента реализации действительного спроса населения (Кдсн):
Кдсн = Т / (ПФ + Од),
где Т – объем розничного товарооборота;
ПФ – покупательные фонды;
Од – остаток денег на руках у населения во вкладах, предназначенных на покупку товаров.
2. Индекса изменения коэффициента спроса реализации (I кс) (действителен на микроуровне):
I кс = Крдс1 / Крдс0
3. Коэффициента охвата покупательных фондов населения товарооборотом (Копф):
Копф = Т /ПФ
4.Путем сравнения темпов изменения среднедушевого потребления с темпами изменения спроса, денежных доходов и цен.
Современный этап развития экономики характеризуется следующими закономерностями процесса развития спроса и его удовлетворения:
- на рынке ощущается дефицит покупательных фондов;
- значительная доля покупательского спроса реализуется посредством покупок товаров на вещевых и продовольственных рынках;
- объем покупательского спроса постоянно растет, что способствует росту реализованного спроса;
- больший объем покупательского спроса направляется на приобретение продуктов питания;
- покупательский спрос по общему объему сбалансирован с объемом товарного предложения.
Органами государственного управления Беларуси принимаются меры по повышению покупательского спроса сельского населения, что способствует сближению их спроса со спросом городского населения, поддержке отечественных товаропроизводителей и расширению ассортимента выпускаемой продукции, налаживанию в республике производства товаров, которые традиционно импортировались из-за рубежа, что приведет к улучшению структуры потребительского рынка.
В условиях рыночной экономики важно не только идти за спросом, но и уметь управлять им, т.е. создавать такие предпосылки, которые вели бы не только к развитию спроса, но и побуждали потребителей активнее совершать покупки.
Важнейшим элементом системы управления спросом является организация его прогнозирования.
Прогнозирование спроса – научное предвидение перспектив развития спроса, его количественных и качественных характеристик с целью разработки тактики управления ими в будущем. Оно осуществляется не только по общему объему, но и в разрезе товарно-групповой структуры, составным элементом которой является спрос на продукцию и услуги общественного питания.
Информационное обеспечение прогнозирования спроса: данные о денежных доходах и расходах населения; данные о численности и половозрастном составе населения, количестве семей; данные бюджетных обследований семей; планы перспективного развития производства, торговли; материалы опросов потребителей и специалистов, единовременных наблюдений и других специальных обследований и т.п.
Прогнозирование спроса осуществляется как в целом, так и по товарным группам.
Товарно-групповая структура спроса – это соотношение расходов населения
Спрос на продукцию общественного питания прогнозируется на уровне отрасли (используется для определения направления развития отрасли; прогнозирования товарооборота по отрасли и регионам), организации (для текущего планирования и оперативного управления).
К наиболее распространенным методам прогнозирования спроса на конкретные продукцию и товары относятся: нормативные методы, экспертные оценки, коэффициенты эластичности спроса от доходов, цен, структурные модели спроса, экономико-математическое моделирование в т.ч. путем экстраполяции динамического ряда и др..
Денежные доходы населения как количественный показатель представляют собой потенциальное и реальное средство реализации общественной стоимости, благодаря которому завершается воспроизводственный процесс и возобновляется новый его круг, так как при обмене на денежные доходы произведенный товар или услуга находят свое общественное признание, таким образом, реализуется их полезность.
По вещественному содержанию - это количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного времени в виде заработной платы и других доходов. Доходы могут быть как в денежной, так и натуральной форме.
Формируются денежные доходы населения за счет:
1.Оплаты труда.
2.Доходы работников от организаций, не учитываемые в составе ФЗП.
3.Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
4.Трансферты населению.
5.Поступления от продажи продукции сельского хозяйства.
6.Доходы от собственности.
7.Прочие доходы.
Использование денежных доходов населения идет по следующим направлениям:
1. Покупка товаров и оплата услуг.
2. Обязательные платежи, добровольные взносы и другие платежи.
3. Изменение задолженности населения по кредитам..
4. Сбережения.
Покупательные фонды населения – это часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров.
В современных условиях хозяйствования применение показателей денежных доходов и покупательных фондов населения в практике планирования спроса на продукцию и услуги общественного питания сталкивается с рядом проблем: отсутствие оперативной достоверной информации о состоянии денежных доходов населения; отсутствие обоснованных прогнозов денежных доходов населения на предстоящий период; использование новых методических подходов к разработке планов товарооборота (исходя из потребности в прибыли).