Тема 1. таможенное дело и таможенная политика в

ТЕМА 1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств.

Под принципами перемещения через таможенную границу понимаются основные

положения, которыми обязаны руководствоваться все лица перемещающие товары через

таможенную границу.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную

границу таможенного союза;

 международные договора государств - членов таможенного союза, регулирующих

таможенные правоотношения в таможенном союзе;

 решения Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения

в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом

таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного

союза.

 таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной

территории таможенного союза.

 если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное

регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с

законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство

действует на территории этого государства - члена таможенного союза.

 при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного

регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов

таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации

таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено

Таможенным кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными

договорами государств - членов таможенного союза.

 при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований,

установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются

таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного

регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов

таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического

пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено Таможенным

кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами

государств - членов таможенного союза.

 Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен,

применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-

тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств -

членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления

нарушения установленных требований, если иное не установлено Таможенным

кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами

государств - членов таможенного союза.

Тарифные и нетарифные меры регулирования в таможенном деле.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование

внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты

общенациональных интересов. Государственная политика каждого государства по

ведению внешней торговли осуществляется посредством таможенно-тарифного

регулирования (применения импортного и экспортного таможенного тарифа) и

нетарифного регулирования, в том числе путем обложения налогами, введения

количественных ограничений, лицензирования, квотирования, запрет экспорта или

импорта, валютное регулирование и т.п.

ТЕМА 2. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Система таможенного права. Источники таможенного права. Соотношение

С другими отраслями права.

Основными источниками таможенного права Республики Беларусь являются:

 Конституция Республики Беларусь;

 Ратифицированные международные договоры;

 Решения Комиссии таможенного союза

 Таможенный кодекс Республики Беларусь и Таможенный кодекс таможенного союза;

 Соглашения и решения межгосударственного совета Евразийского экономического

совета.

Конституция Республики Беларусь закрепляет основы всей правовой системы

Республики Беларусь, основные права и свободы человека и принципы устройства

государства, является базой всего действующего законодательства Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает авторитет

общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им

законодательства.

Международные правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь,

касающиеся таможенных вопросов. Регулируют таким образом, что если международным

договором Республики Беларусь установленные иные правила, чем предусмотрены

законом, то применяются правила международного права.

Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные

акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией

Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует

Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь

тогда, когда полномочия на издание на издание декрета или указа были предоставлены

законом.

Основными международными документами в области таможенного права являются:

 Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров

(Брюссельская Конвенция 1983г.);

 Брюссельская конвенция о карнете АТА (1961г.);

 Стамбульская конвенция о временном ввозе (1990г.);

 Международная конвенция о взаимном содействии в предотвращении, расследовании

и пресечении таможенных правонарушений 1997г.;

 Иные конвенции;

 Двусторонние и многосторонние договоры Республики Беларусь с иностранными

государствами в области таможенного дела.

Таможенный кодекс содержит и определяет правовые, экономические основы

таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и

экономической безопасности Республики Беларусь и таможенного союза, развитие

внешнеэкономических связей Республики Беларусь в рамках таможенного союза,

обеспечение защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц и

соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Исходя их выше изложенного, ТК ТС определяет:

 Понятие таможенного дела;

 Дана классификация таможенных процедур;

 Определен порядок взимания таможенных платежей;

 Регламентирован порядок таможенного декларирования;

 Определены меры, осуществляемые таможенными органами при проведении

таможенного контроля;

 Валютное законодательство определяет таможенные органы как органы валютного

контроля;

 Определены лица, которым предоставляются льготы при пересечении таможенной

границы;

 ТК таможенного союза определяет ведение таможенной статистики и товарной

номенклатуры внешнеэкономической деятельности» регламентирует порядок сбора и

обработки сведений о перемещении товаров и транспортных средств через

таможенную границу, а также ведение специальной таможенной статистики;

 Устанавливаются составы преступлений в сфере таможенного дела (контрабанда,

дознание);

 КоАП и ПИКоАП перечислены административные таможенные правонарушения и

производство по делам о таких правонарушениях;

 Таможенные органы должны обеспечивать заинтересованных лиц информацией по

вопросам таможенного дела, а также проведения консультирования.

 Регулирует распоряжение товарами и транспортными средствами и использование

полученных средств;

 Регламентирует ответственность таможенных органов Республики Беларусь и их

должностных лиц;

 Определяет правовой статус должностных лиц таможенных органов.

 Регулирует ключевые вопросы в области таможенного права, как:

 Временные (сезонные) и особые пошлины;

 Методы определения таможенной стоимости товаров и порядок их применения;

 Тарифные льготы;

 Международные соглашения;

Иными важнейшими нормативно-правовыми актами в области таможенного дела,

являются:

 Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле»

 Уголовный кодекс;

 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и

процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных

правонарушениях;

 Указы Президента

 Декреты Президента

 Постановления Правительства Республики Беларусь;

 Нормативные акты, изданные Государственным таможенным комитетом.

Иные нормативные акты.

Таможенное право, являясь комплексной отраслью права Республики Беларусь, по

своему содержанию тесно связанно со всеми отраслями права, это и конституционное

право, административное право, гражданское право, уголовное право, УПК, ГПК,

трудовое право, международное публичное право, воздушное, экологическое и т.п.

Субъекты таможенного права.

Субъекты таможенного права – это участники таможенных правоотношений, т.е это

лица имеющие права и обязанности в таможенной сфере.

Субъекты таможенного права разделены на два вида:

 Специальные субъекты: таможенные органы; государственные служащие таможенных

органов.

 Иные субъекты: юридические лица; физические лица; международные организации,

имеющие отношения к таможенному делу.

Согласно ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на ввоз на территорию

таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных

средств.

Никто не может быть лишен такого права или ограничен в праве на ввоз в Республику

Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств, за

исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и законодательными актами.

Способность субъектов таможенного правоотношения осуществлять свою

деятельность в сфере таможенного дела, является правоспособностью.

Правоспособность подразделяется на специальную и общую.

Специальная, относится к юридическому лицу, который обладает гражданскими

правами и несет только те обязанности, если оно соответствующим образом

зарегистрировано; допущено к той или иной деятельности, которой он вправе заниматься.

Общая правоспособность относится к физическим лицам к которым относятся

граждане таможенного союза, иностранные граждане и лица без гражданства.

ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУ

4.1. Место и время прибытия товаров на таможенную территорию таможенного

союза

После пересечения таможенной границы лица, в фактическом владении которых на

момент такого пересечения находятся товары, обязаны доставить ввезенные ими товары в

пункт ввоза и предъявить их таможенному органу путем размещения в зоне таможенного

контроля пункта ввоза. При этом не допускается изменение состояния товаров или

нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение

наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных

обстоятельствах:

-если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в пункт ввоза

прерывается, а также если водное или воздушное судно делает вынужденную остановку

или посадку на таможенной территории Республики Беларусь вследствие аварии,

действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке

товаров, осуществлению остановки или посадки в пункт ввоза, перевозчик обязан принять

все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший

таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также

перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство

международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место,

указанное таможенным органом.

-расходы, возникшие у перевозчиков или у иных лиц в связи с соблюдением

требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.

При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию

таможенного перевозчик в течение 30 минут после размещения товаров в пункте ввоза

обязан уведомить таможенный орган о таком прибытии путем представления

таможенному органу документов.

Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Перевозчик вправе представить документы таможенному органу до фактического

прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных

документов в соответствии Кодексом таможенного союза.

От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены таможенным

агентом (представителем).

При уведомлении о прибытии перевозчик представляет таможенному органу

следующие документы:

1) при международной перевозке автомобильным транспортом:

документы на транспортное средство международной перевозки;

международную товарно-транспортную накладную;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

2) при международной перевозке внутренним водным транспортом:

общую декларацию;

декларацию о грузе;

декларацию о судовых припасах;

декларацию о личных вещах экипажа судна;

судовую роль;

список пассажиров;

документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;

коносамент или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора

перевозки.

3) при международной перевозке воздушным транспортом:

стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными

соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах

(грузовая ведомость);

документ, содержащий сведения о бортовых припасах;

авиагрузовая накладная;

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже

(пассажирская ведомость);

документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.

4) при международной перевозке железнодорожным транспортом:

железнодорожная накладная;

передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;

документ, содержащий сведения о припасах;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

Не зависимо от вида транспорта, на котором осуществляется международная

перевозка, при уведомлении о прибытии перевозчик представляет таможенному органу

разрешения (лицензии) уполномоченных государственных органов на ввоз товаров,

ограниченных к перемещению через таможенную границу таможенного союза по

основаниям неэкономического характера при ввозе, если такие разрешения (лицензии) не

представлены таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных

средств на таможенную территорию таможенного союза.

4.2. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

Убытие товаров с таможенной территории допускается в пунктах вывоза во время

работы таможенных органов в таких пунктах.

В целях убытия товары, вывозимые за пределы таможенной территории

таможенного союза, прибывшие в пункт вывоза, должны быть предъявлены таможенному

органу путем размещения в зоне таможенного контроля пункта вывоза.

Товары, предъявленные таможенным органам в пункте вывоза, находятся в зоне

таможенного контроля такого пункта до завершения в отношении их таможенного

оформления и таможенного контроля, за исключением товаров, в отношении которых

таможенное оформление не производится либо они освобождены от таможенного

контроля.

Убытие товаров допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза

выдается таможенным органов в отношении товаров, помещенных под таможенную

процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.

4.3.Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного

союза

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного

союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их

помещения под определенный таможенный режим либо таможенную процедуру,

допускающие вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, за

исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных

характеристик при нормальных условиях транспортировки и хранения, а также изменения

количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в

случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо

действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими

нормативными правовыми актами, действующими в таможенного союза, - при изменении

сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ

Инкотермс 2000

Сборник правил интерпретации международных таможенных терминов, разработанных

и систематизированных на основе сложившегося опыта мировой торговли и введенных в

коммерческий оборот Международной торговой палаты в 1936г. в целях:

 Единого толкования условий поставки;

 Упрощения процесса условий поставки и особенностей транспортировки;

 Исключение споров меду продавцом и покупателем в распределении рисков и

расходов, связанных с доставкой товаров.

В «ИНКОТЕРМС» условия поставки товаров разделены

на 4 группы:

 Группа Е – это условия, по которым покупатель получает товар на складе (заводе)

продавца;

 Группа F – условия, по которым продавец обязан доставить товар до транспортных

средств, указанных покупателем;

 Группа С – условия, по которым продавец должен заключить договор перевозки,

однако он не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных

расходов, возникающих после отгрузки или отправки товаров;

 Группа D – условия, по которым продавец несет все риски и затраты, связанные с

доставкой товаров в пункт назначения

 Группа E – EXW

 Группа F – FCA, FAS, FOB

 Группа С – CFR, CIF, CPT, CIP

 Группа D – DAF, DES, DEQ, DDU, DDP

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Административное право: Учебное пособие /Д.А. Гавриленко, С.Д.Гавриленко;

Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. Мн.: Амалфея, 2002. 416 с.

2. Государственный таможенный контроль и оформление: учебно -методическое

пособие/ А.А.Чепик, В.К. Роман. -Мн.: БИЛ - С Плюс,

202006.-62с.

3. Жагоров СВ. Таможенное право: курс лекций для студентов

экономических специальностей - Гомель: УО «Белорусский торгово-

экономический университет потребительской кооперации», 2004г. -100с.

4. Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь. Мн.: Амалфея,

2002.400 с.

5. Острога В.А. История таможенного дела и таможенного права

Беларуси. Мн., ООО «БИП-С Плюс», 2005.- 154с.

6. Таможенное дело. Словарь справочник. Под. общ.ред. А.Н. Сиротского.

Мн., РУП «Белтаможсервис», 2004. -367с.

6. Таможенное дело: учеб. пособие /Т.В. Сорокина, ЛИ. Татарышкина, И.В.Цыкунов и

др.; под ред.Т.В. Сорокиной - Мн.: БГЭУ, 2006. -159 с.

7. Шматков И.И. Таможенное право Республики Беларусь. Общая часть. Мн.,

Белтаможсервис, 2008. – 351с.

Дополнительная литература.

8. Бякишев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. М. Проспект, 2006. -

335 с.

9. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право. Учебник для

вузов, 5-е издание. - М.: Дашков и К., 2004. - 639 с.

10. Киотская конвенция как международный правовой документ в таможенном

деле // Таможенные ведомости. - 2000, - №1. - С.21-

11. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур

(Киотская конвенция) от 18 мая 1973 года,// [Электронный ресурс].- 11.09.2007.

Режим доступа http: // www.ilts.ru/ center.php? newlin =l&mid=644

12. Сандровский К. Международное таможенное право: Учебник. - 2е изд., испр. -

К.: О-во «Знания», КОО, 2001. - 461 с.

Нормативный материал

13. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г, (С измен, и

дополн. от 24 ноября 2004.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /

ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики

Беларусь — Минск. 2010г.

14. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. последующими

измен, и дополн.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО

«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь —

Минск. 2010г.

15. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

от 21 апреля 2003 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО

«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь —

Минск. 2010г.

16. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных

правонарушениях// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр

Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь —

Минск. 2010г.

17. Таможенный кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс: Беларусь

[Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

18. Таможенный кодекс таможенного союза // Консультант Плюс: Беларусь

[Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

19. О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза // Консультант

Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр

правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

20. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества N

18"О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики

Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"(Принято в г.Минске

27.11.2009) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

21. "Соглашение о единых Правилах определения страны происхождения товаров"

(Заключено в г.Москве 25.01.2008) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.

ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации

Республики Беларусь — Минск. 2010г.

22. Решение Комиссии таможенного союза N 130(ред. от 19.12.2009)"О едином

таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь,

Республики Казахстан и Российской Федерации"(Принято в г.Минске 27.11.2009) //

Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

23. Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными

материалами Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных

процедур в редакции Протокола 1999 г.// Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.

ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации

Республики Беларусь — Минск. 2010г.

24. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999г. // Консультант Плюс:

Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

25. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля

1999г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

26. Об экспортном контроле: Закон Республики Беларусь от 6 января 1998

г. (С измен, и дополн. от 01 ноября 2004.) // Консультант Плюс: Беларусь

[Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2007.

27. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики

Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-3 (в ред. от 05 января 2008 № 317-З

Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр»,

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

28. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при

осуществлении внешней торговли товарами: Закон Республики Беларусь от

25.11.2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

29. О ратификации Соглашения об упрощенном порядке таможенного оформления

товаров, перемещаемых между государствами-участниками Таможенного

союза: Закон Республики Беларусь от 12 мая 2000 г. // Национальный реестр

правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 50. 2/158.

30. O ратификации Решения Совета глав правительств Содружества Независимых

Государств о Правилах определения страны происхождения товаров: Закон

Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. // Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь. 2002. №84. 2/874.

31. О Таможенном тарифе: Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993г. (В

редакции Закона от 2007г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /

ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики

Беларусь — Минск. 2010г.

32. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики

Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 (в ред. 26.11.2007. № 7) // Консультант Плюс:

Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Национальный центр

правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

33. Об установлении тарифных преференций: Декрет Президента Республики Беларусь

от 18 апреля 2003г. № 14 (ред. 01.11.2007г.)// Консультант Плюс: Беларусь

[Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

34. Oб установлении ставок ввозных таможенных пошлин: Указ Президента Республики

Беларусь от 31августа 2007 г. N 699 // Консультант Плюс: Беларусь

[Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

35. О ставках вывозных таможенных пошлин: Указ Президента Республики

Беларусь от 31.12.2007г. N 700 // Национальный реестр правовых актов Республики

Беларусь.03.01.2008.№ 1/9289

36. O таможенных сборах: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. N

443 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

37. О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного

пользования: Указ Президента Республики Беларусь от 15.102007г. № 503 (в

ред. 31.12.2007г.)// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр

Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь —

Минск. 2010г.

38. O геральдической знаке - эмблеме таможенных органов Республики Беларусь: Указ

Президента Республики Беларусь от 2 марта 2001 г. № 125 // Консультант Плюс:

Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2010г.

39. Об утверждении Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных

органов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая

2001 г. № 243 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО

«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь —

Минск. 2010г.

40. О правопреемстве Республики Беларусь в отношении Конвенции о создании

Совета Таможенного Сотрудничества»: Постановление Кабинета Министров

Республики Беларусь от 26 октября 1993 года № 732 // Консультант Плюс: Беларусь

[Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь — Минск. 2010.

41. О сотрудничестве Республики Беларусь с международными

межправительственными организациями: Постановление Совета Министров

Республики Беларусь от 19 мая 1997 года № 520 // Консультант Плюс: Беларусь

[Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой

информации Республики Беларусь - Минск. 2010.

42. О времени работы таможенных органов в пунктах ввоза и вывоза: Постановление

Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 августа 2007г.

N 92 «» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 212.

8/17016.

43. Об утверждении Программ обучения и повышения квалификации специалистов по

таможенному оформлению и определении перечня учреждений образования,

осуществляющих обучение и повышение квалификации специалистов по

таможенному оформлению: Постановление Государственного таможенного

комитета Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от

24 июля 2007 N 80/38а // // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО

«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь —

Минск. 2010г.__

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

1. Понятие, предмет и метод таможенного права таможенного союза. Элементы этого

понятия.

2. Толкование понятий

товары, контрафактные товары, отечественные товары, иностранные товары,

транспортные средства, валюта Республики Беларусь, валютные ценности, ввоз и

вывоз, перемещение через таможенную границу, лица, резиденты и нерезиденты

(физические лица, юридические лица, предприятия и организации и т.д.), лица,

перемещающие товары, перевозчик, таможенный перевозчик, таможен процедура,

выпуск, таможенное оформление, меры экономической политики, таможенные

платежи, таможенная пошлина, таможенный сбор, налоги и сборы, таможенная

задолженность, транзит.

3. Понятие и принципы государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности в Республике Беларусь.

4. Формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности.

5. Таможенный кодекс таможенного союза. «О таможенном регулировании в Республике

Беларусь» Закон.

6. Таможенное и тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

7. Таможенное дело и таможенная политика в Республике Беларусь.

8. Таможенная территория и таможенная граница.

9. Основные источники и система таможенного права таможенного союза.

10. Таможенные органы Республики Беларусь. Порядок их создания, реорганизация и

ликвидация. Их правовое положение и структура.

11. Основные функции таможенных органов.

12. Служба в таможенных органах.

13. Организация взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь с иными

правоохранительными органами.

14. Правовое регулирование перемещение через таможенную границу товаров и

транспортных средств, основные принципы.

15. Понятие таможенных процедур. Их правовые особенности регулирования.

16. Таможенные процедуры экспорта, реэкспорта и транзита. Условия и порядок их

установления.

17. Таможенные процедуры уничтожения и отказа в пользу государства. Условия и

порядок их установления.

18. Таможенные процедуры переработки на (вне) таможенной территории и для

внутреннего потребления. Условия и порядок их установления.

19. Таможенные процедуры беспошлинной торговли, отказа в пользу государства,

уничтожения. Условия установления и порядок их снятия.

20. Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада. Условия и

порядок их установления.

21. Понятие и сущность декларирования.

22. Основное назначение и порядок применения предварительных операций. Временное

хранение.

23. Формы и способы декларирования.

24. Общее описание и назначение документа «декларация на товары»

25. Декларанты, таможенные представители. Их особенности отличие права и

обязанности.

26. Понятие и виды таможенных платежей. Основные положения.

27. Таможенные пошлины и иные таможенные платежи.

28. Законодательство о валютном регулировании.

29. Обеспечение уплаты таможенных платежей.

30. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей.

31. Принципы и формы таможенного контроля.

32. Сущность, специфика перемещения через таможенную границу транспортных

средств.

33. Правовая основа перемещения физическими лицами наличной валюты, платежных

документов в иностранной валюте и памятных монет из драгоценных металлов. Условие

их перемещения.

34. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля.

35. Права должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля.

36. Таможенный контроль. Его сущность, формы и правила проведения.

37. Зоны таможенного контроля.

38. Валютный контроль.

39. Место государственного таможенного комитета и таможен в системе органов,

осуществляющих валютный контроль.

40. Законодательные акты регулирующие деятельность органов валютного контроля.

41. Налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

42. Льготы по таможенным платежам.

43. Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным

контролем.

44. Страна происхождения товара, особенности определения.

45. Таможенная стоимость и методы ее определения.

46. Понятие и виды таможенных тарифов их функции.

47. Тарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности.

48. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности.

49. Принципы организации работы таможенного перевозчика.

50. Типы складов временного хранения (СВХ). Порядок выдачи лицензии на создание

СВХ и его эксплуатацию.

51. Международная основа Товарной номенкла<

Наши рекомендации