Уникальные ценности человечества
Во время битвы на Курукшетре, длившейся восемнадцать дней, Вьясу мучило раскаяние, так как он был связан родством с обеими враждующими сторонами. Потому он не в силах был смотреть на братоубийство. В один из тех дней он так терзался угрызениями совести, что поспешил уйти с пропитанного кровью поля брани, где вот-вот должна была начаться битва. Он шёл по дороге и вдруг увидел паука, быстро ползущего по земле.
— Чего ты так спешишь? — спросил мудрец.
Паук сбежал с дороги, заполз на муравьиную кучу и уже с этого возвышения ответил:
— Будто ты не знаешь, что боевая колесница Арджуны проедет сейчас по этой дороге! Если я попаду под её колёса, мне конец!
Вьясу рассмешил этот ответ, и он сказал:
— Ни один глаз не увлажнится, если ты умрёшь. Мир не ощутит потери, когда тебя убьют. Не останется пустоты, когда ты исчезнешь!
Паука это оскорбление задело за живое, и, весь трясясь от возмущения, он воскликнул:
— Как же так? Ты, надутый старик! Тебе кажется, что, если ты умрёшь, это будет огромная потеря, а обо мне никто даже не станет горевать. У меня ведь тоже есть жена и дети, которых я люблю, у меня тоже есть дом и запасы еды, я так же привязан к жизни, как и ты. Я чувствую голод, жажду, боль, печаль, радость, восторг и тоску при расставании с родными и близкими. Мир во мне и для меня так же велик, как и в людях и других существах.
Вьяса опустил голову и молча удалился, бормоча строку «сааманъям этатп пашубхир нарани» (Всё едино: и человек, и зверь, и насекомое, и червь). И всё же он сказал себе: «Познание высшего предела, стремление к красоте, правде и добру, постижение единства мира — все эти отличительные атрибуты мудрости являются уникальными сокровищами человека». И пошёл своим путём.
Ученик мудреца и слон
В одном лесу жил мудрец, имевший большое число учеников. Он учил их истине: «Бог живёт во всех вещах, и, зная это, вы должны преклонять колени перед всем, что увидите».
Раз один из его учеников пошёл в лес за дровами. По дороге он увидел мчавшегося ему навстречу взбесившегося слона. Человек, сидевший на слоне, закричал:
— Сходи с дороги, скорее сходи с дороги! Слон взбесился!
Но ученик, вместо того, чтобы убежать, вспомнил уроки своего учителя и начал рассуждать: «В слоне живёт Бог, так же как и во мне. Бог не может нанести какой-нибудь вред Богу. Зачем мне бежать?» Думая таким образом, он остался стоять на месте и приветствовал слона, когда тот подбежал ближе. Погонщик продолжал кричать: «Прочь с дороги!», — но ученик не двигался. Бешеный слон схватил его, поднял в воздух и со всей силой швырнул на землю. Ученик остался лежать на земле, весь окровавленный и без сознания.
Мудрец, услышав о несчастном случае, пришёл с другими своими учениками, чтобы отнести пострадавшего домой. Когда через некоторое время ученик пришёл в себя, он рассказал, что с ним случилось. Мудрец ответил ему:
— Мой друг, это правда, что Бог проявляется во всём, но если он был в слоне, он был также и в погонщике. Скажи же мне, почему ты не обратил внимания на предупреждение погонщика?
Учёные ничтожества
Жили в северной стране пятеро учёных. Один из них с десяти до тридцати лет изучал только логику — и ничего больше. Другой овладел наукой о языке. Третий преуспел в танцах и музыке. Четвёртый в совершенстве постиг искусство гадания. Пятый же врачевал недуги. Все впятером они отправились на юг в надежде нажить богатство и выгодно жениться.
Райя принял их в своём дворце, и каждый из пятерых в полном блеске показал свои способности.
— Какие умные люди! — сказал Райя.
— О, государь! — воскликнул Аппаджи. — Есть справедливая пословица: «Из книжной тыквы кари не приготовишь». Их знания — книжные знания. Может быть, они и великие знатоки в том, что изучали, но не сомневаюсь, что в повседневной жизни они окажутся не менее великими глупцами. Поручите-ка им приготовить себе обед.
Вняв его совету, император велел им сварить обед.
Пятеро учёных, укрывшись в тени большого дерева, принялись за дело. Подосланные Аппаджи соглядатаи наблюдали за каждым их движением, чтобы потом донести обо всём императору.
Знаток музыки и танцев поставил глиняный горшок на огонь и замурлыкал какую-то песенку. Мыслитель-логик набрал на пальмовый лист масла и стал размышлять: «Что же первооснова — масло или лист?» В поисках ответа на этот вопрос он перевернул пальмовый лист, и масло пролилось на землю.
— Ого! — вскричал он с видом человека, совершившего великое открытие. — Стало быть, первооснова — пальмовый лист.
Языковед отправился покупать творог. Услышав, как молочница кричит: «Кому твоооорогу! Кому твоооорогу!» — он начал выговаривать ей за то, что она растягивает гласные. Они долго бранились и ссорились, и языковед возвратился без творога. Прорицатель полез на дерево, чтобы нарвать листьев. Услышав, однако, цоканье ящерицы, он решил, что это недобрая примета, и спустился с пустыми руками. Лекарь перебрал овощи и отверг всё по разным причинам: от пизанга-де бывают ветры, от картофеля — несварение желудка, бобы — слишком тяжёлая пища. Услышав, что вода в горшке забурлила, знаток музыки и танцев принялся отбивать ритм. Но он никак не мог попасть в такт и в сердцах грохнул горшок оземь.
Так пятеро учёных возвратились во дворец голодные.
Соглядатаи доложили обо всём Аппаджи, а главный советник передал их рассказ Райе.
— Чего вы достигнете в жизни, если даже не умеете приготовить себе обед? — сказал император учёным ничтожествам и, щедро наградив их деньгами и золотом, отпустил восвояси.
Фотографирование лягушки
Однажды лягушка надумала сфотографироваться.
Естественно, рот у лягушек очень широкий, но эта лягушка не желала, чтобы её рот на снимке выглядел большим. Она надеялась, что фотограф сможет сделать, чтобы рот казался меньше.
Фотограф велел ей говорить: «Шампунь, шампунь». Таким образом, её губы округлялись, и рот выглядел меньше.
Но во время съёмки лягушка увидела в углу мармелад и вместо слова «шампунь» произнесла «мармелад».
Из-за этого её рот растянулся и стал ещё шире, чем прежде.
Хан — Тридцать Смертей
Жил в одной деревне человек. Был он большой хитрец и ловкач. И хотя ни читать, ни писать он не умел, но легко обводил вокруг пальца даже самых известных грамотеев и умников. А за работу он дал себе зарок никогда не браться. Хитростями и разными проделками добывал он себе кое-какое пропитание и большего не желал.
Однажды сел он есть. А поднос с едой облепила целая туча мух. Схватил он ветку, принялся их бить и бил до тех пор, пока не устал. Тогда он позвал жену и велел ей сосчитать дохлых мух. Жена насчитала тридцать штук.
— Хорошо, — произнес муж, — с нынешнего дня зови меня Хан — Тридцать Смертей.
Мало-помалу и жена и соседи привыкли звать его этим именем.
Случился как-то в их местах неурожай. Хан — Тридцать Смертей оставил свой дом и вместе с женой перебрался в другую деревню. Однажды призвал его к себе раджа и спросил:
— Чем ты занимаешься?
— Я делаю то, что не удается другим, — ответил хитрец.
— На эту деревню каждую ночь нападает лев, — сказал раджа. — Убей его и доставь мне. Убьёшь льва — получишь в награду сто рупий, не убьешь — наутро тебя повесят.
Хан — Тридцать Смертей вернулся домой, сел, понурив голову, и стал раздумывать, как ему выпутаться из беды. «Я за всю свою жизнь льва и не видел ни разу. Где уж мне убить его! Скорее он сам меня съест. А не убью льва — утром раджа повесит меня».
При мысли об этом из глаз у него полились слёзы. Жена принялась его утешать:
— Стоит ли об этом плакать? Вот стемнеет, и мы убежим отсюда куда-нибудь подальше.
Хану — Тридцать Смертей понравился совет жены. И они стали готовиться к ночному побегу. День прошёл. Наступила темнота. Все в деревне заснули.
— У нас набралось слишком много вещей, — сказала жена, — нам не унести всего. Сходи за деревню, там пасутся ослы горшечника. Приведи одного осла, мы нагрузим на него нашу поклажу и отправимся.
Хан — Тридцать Смертей вышел за деревню и наткнулся на того самого льва, который по ночам нападал на людей и утаскивал их. Хан — Тридцать Смертей никогда прежде не видел льва, к тому же и ночь была совсем тёмная. Он принял льва за осла, схватил его за уши, притащил домой и привязал к дереву. А жене он велел взваливать пожитки на осла.
Жена вытащила вещи из дома и вернулась, чтобы принести светильник. Выйдя со светильником, она увидела, что у дверей привязан не осёл, а лев.
— Лев! Лев! — закричала она в ужасе.
Хан — Тридцать Смертей со страху чуть не упал без памяти. Кинулись они в дом, заперли изнутри все двери, забились в угол и просидели так до утра.
Утром, едва рассвело, соседи увидели, что перед домом Хана — Тридцать Смертей привязан лев! Они побежали к радже и доложили, что Хан — Тридцать Смертей ночью поймал льва живым и привязал его возле своего дома. Раджа удивился и пожелал увидеть это чудо собственными глазами. Он велел позвать к себе Хана — Тридцать Смертей, но тот из-за запертых дверей ответил:
— Дайте мне поспать! Я всю ночь гонялся за львом и устал. Те сто рупий, что полагаются мне в награду, пусть просунут в дверную щель, а льва убьют и доставят во дворец.
Как ни звал раджа Хана — Тридцать Смертей, тот так и не вышел из дома. Да ещё пригрозил, что, если ему сейчас же не выдадут обещанную награду, он приведёт льва во дворец и выпустит там на свободу: пусть лев всех во дворце съест! Раджа испугался и велел тотчас просунуть в дверную щель Хану — Тридцать Смертей сто рупий. Привязанного льва кое-как убили.
А как только раджа уехал, Хан — Тридцать Смертей вышел из дома и начал перед всем народом хвастаться своею храбростью.
Хвост собаки
— Можно ли выпрямить хвост у собаки? — спросил однажды на совете Райя. — Если да, отсюда следует, что можно путём особых упражнений выправить человеческий нрав.
— Можно, — хором откликнулись придворные учёные. Но как ни старались они выпрямить собачий хвост, на какие только хитрости ни пускались — это им так и не удалось.
Тенали Раман долгое время морил своего пса голодом и довёл его до такого состояния, что бедняга даже не мог поднять хвост. Тогда-то наконец его висящий хвост и выпрямился.
Раман показал своего пса императору и так объяснил ему свой способ выпрямления хвоста:
— О государь! Сытая собака радостно вертит хвостом. Чтобы выпрямить её хвост, надо не давать ей еды или просто убить. Только таким путём можно изменить и людской нрав.
Хитрость против хитрости
В третий раз захотел делийский падишах испытать находчивость главного советника Райи. Одарив одну из своих танцовщиц золотом и дорогими вещами, он велел ей поехать в Виджаянагар и научил, как опозорить трон виджаянагарского императора.
Танцовщица так дивно плясала и пела во дворце Райи, что, не помня себя от восторга, император воскликнул:
— О чудо искусства! Проси у меня чего только пожелаешь. И я исполню любую твою просьбу.
Танцовщица поспешила поймать его на слове.
— О праведный государь! — вскричала она. — Разрешите мне справить большую нужду на ваш трон, великолепием которого восхищается весь мир!
Эти слова возмутили весь государственный совет. Но Райя вымолвил спокойным голосом:
— Я обещал — и сдержу своё слово. Завтра на восходе солнца можешь прийти сюда и выполнить своё намерение.
Безмерно огорчённый, император удалился в андапурам, велел позвать Аппаджи, который отсутствовал во время выступления танцовщицы, и рассказал ему обо всём случившемся.
— Не печальтесь, государь, — успокоил его Аппаджи, — я не позволю девадаси осквернить ваш трон, что-нибудь придумаю.
Наутро девадаси вошла в тронный зал, взобралась на трон и, не смущаясь присутствием мужчин, хотела было справить большую нужду.
Но тут Аппаджи крикнул ей:
— Погоди, бесстыжая. Император разрешил тебе справить большую нужду, но не маленькую. Если хоть одна капелька прольётся на трон, берегись — не сносить тебе головы!
Большая нужда справляется всегда одновременно с маленькой — так уж устроен человек. Поняла танцовщица, что её хитрость не удалась, и, опозоренная, бежала в Дели.