Формы международной интеграции
В основу типологии интеграционных группировок положена оценка глубины сближения и взаимопроникновения национальных экономик стран-участниц на микро- и макроуровнях.
Выделяют 5 форм интеграции.
Преференциальные торговые соглашения
Первоначальный этап экономической интеграции – это преференциальное торговое соглашение. В рамках такого соглашения страны-участницы договариваются установить более низкие (льготные) тарифы в торговле внутри группировки по сравнению с торговлей с третьими странами, не входящими в группировку. Каждая из стран продолжает проводить свою собственную политику, но торговая политика каждой включает преференциальное отношение к другим странам – членам группировки. В рамках такого соглашения сокращаются не только тарифы, но и другие торговые ограничения на некоторые товары и услуги. Вместе с тем не происходит общего снижения внутренних тарифов или введения единого внешнего тарифа.
Примером такого рода торговых соглашений может служить преференциальный доступ на рынки ЕС товаров из стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона.
Зона свободной торговли
Следующая ступень интеграции — зона свободной торговли (ЗСТ), что означает устранение всех барьеров в торговле внутри группировки при сохранении различных барьеров в торговле с третьими странами. Зона свободной торговли может охватывать все или только часть торгуемых товаров. Участники ЗСТ отменяют внутренние тарифы и другие барьеры, которые ограничивают торговлю внутри ЗСТ, но не разрабатывают никакой единой торговой политики по отношению к третьим странам. Однако в соответствии с принципом не дискриминации в рамках ГАТТ/ВТО в зоне свободной торговли или в таможенном союзе должны быть устранены барьеры в торговле всеми или практически всеми товарами.
В настоящее время примерами зон свободной торговли могут служить такие объединения, как НАФТА, МЕРКОСУР, и др.
Таможенный союз
Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
В рамках таможенного союза, представляющего собой более совершенную, чем зоны свободной торговли, интеграционную структуру, страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенно-тарифных правил и процедур.
Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-нибудь товар становится выше средневзвешенного тарифа, существующего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешние источники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость от импорта.
В случае установления уровня внешнего тарифа ниже средневзвешенного для стран-участниц таможенного союза последние ориентируются на рынки третьих стран и, следовательно, принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями, чтобы создать стимулы для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции
Общий рынок
Четвертая ступень экономической интеграции — это общий (единый) рынок, при котором свободная торговля распространяется с рынка товаров на рынки факторов производства (миграция трудовых ресурсов и движение капиталов).
Форма общего рынка знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ – для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграционный процесс включаются факторы производства и, до некоторой степени, координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.
Необходимые условия:
v разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики;
v создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг, информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров;
v формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию;
v согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов.