Сущность, формы и этапы международной экономической интеграции.

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Сущность заключается в том, что на микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Первый этап — этап преференциального торгового соглаше­ния — включал в себя два договора: торговое соглашение по углю и стали (ЕОУС), подписанное в Париже в 1952 г., и соглашение по совместному использованию атомной энергии. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смыс­ле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, преду­сматривающие сохранение националь­ных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

Второй этап — этап зоны свободной торговли — характеризует­ся постепенной отменой квот и таможенных пошлин на ряд това­ров. Предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударст­венным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств. Одной из первых вводится единая сельскохозяйственная политика в 1962 г. В 1963 г. подписывается Яундское соглашение, в соответствии с которым страны имели право вступать в ассоцииро­ванные отношения с развивающимися странами.

Данный этап охватывает период с 1958 по 1968 гг.

Третий этап — этап таможенного союза — включает в себя две стадии: раннюю (1969-1974 гг.) и зрелую (1975-1986 гг.). Ранняя стадия характеризуется единой внешнеторговой политикой в от­ношении третьих стран и первым расширением интегрированного объединения — в 1973 г. К интеграции присоединяются Дания, Ирландия, Великобритания. В это время возникает совместная деятельность в рамках общих программ: программы по охране окру­жающей среды, программы научно-технических исследований. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

Четвертый этап — этап общего рынка (1987-1992 гг.) — характе­ризуется ликвидацией барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства. Этот процесс проходил постепенно — было выдвинуто более 300 инициатив, обеспечивающих свободу пе­редвижения товаров в рамках группировки. Интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики.

Пятый этап — этап экономического и валютного союза (с 1993 г. до наших дней), который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Договор о Европейском союзе подписан в 1992 г. в Маастрихте 12 странами ЕЭС, вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Цели, указанные в договоре.

1) создание экономического и валютного союза (ЭВС). С 1 января 1994 г. функционирует европейский валютный институт во Франкфурте, его заслуга — евро; 2) единая внешняя политика и общая система безопасности (тер­риториальная целостность, политическая независимость, демо­кратические устои и экономическая стабильность);

3) сотрудничество в правосудии (борьба с наркотиками, предо­ставление политического убежища);

4) укрепление внутренней демократии стран ЕС и режима прозрач­ности (работа над союзным гражданством в дополнение к на­циональному).

Вопрос № 13

Наши рекомендации