Договоры на перевозку конкретных партий

В таких договорах участвуют три субъекта: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. У каждого – свои права и обязанности.

Это особый комплексный вид обязательства, где из договора двух лиц и юридического факта отправки груза другому лицу – получателю – возникает сложное обязательственное соглашение между тремя субъектами.

Перевозка осуществляется на основании транспортных документов. На железной дороге: отправитель заполняет транспортную железнодорожную накладную на вагонную, контейнерную или мелкую отправку (в одном экземпляре, подписывает отправитель). Она выдается получателю вместе с грузом, станция выдает квитанцию о приеме груза со своим штемпелем (в 1 экз.) с тем же номером, что и у накладной. У станции остается корешок дорожной ведомости на перевозимый груз. Подобным же образом оформляются перевозки и на речном транспорте.

Существуют особенности при автомобильной транспортировке:

1) шофер обязан предъявить служебное удостоверение и путевой лист со штампом автопредприятия;

2) оформляется товарно-транспортная накладная (в 4 экз.), подписывается грузоотправителем. Прием к перевозке осуществляется подписью шофера во всех экземплярах. Один экземпляр остается у отправителя.

При воздушной перевозке отправитель составляет грузовую накладную (в 3 экз.), она заверяется перевозчиком и один экземпляр – «квитанция» вручается отправителю; 2-й остается у авиапредприятия и 3-й уходит с грузом.

При морской перевозке отправитель оформляет «погрузочный ордер»; перевозчик выписывает «коносамент» (ст.144 Кодекса). После погрузки перевозчик взамен коносамента дает «бортовой коносамент», в котором указывается наименование судна и дата погрузки. Он подписывается капитаном судна (в необходимом количестве экземпляров).

Виды коносамента:

1) именной коносамент – с указанием определенного получателя;

2) ордерный коносамент – с указанием выдачи груза по приказу отправителя или получателя;

3) на предъявителя.

Коносамент выполняет две функции: это – способ оформления договора перевозки и товарораспорядительный документ. Он может предлагаться для продажи, в том числе на товарной бирже.

Грузоотправитель несет имущественную ответственность за все последствия неправильности (неточности или неполноты) сведений, указанных им в транспортной накладной (ст.33 Транспортного устава железных дорог и в других уставах) – презумпция ответственности.

Отправитель обязан поместить груз в тару или в упаковку, обеспечить сохранность при перевозке; обязан обеспечить необходимыми вспомогательными материалами (стойками, щитами, креплениями).

Погрузка производится силами отправителя или за отдельную плату перевозчиком. Устанавливают нормативные сроки погрузочных (разгрузочных) работ в путевых листах или в товарно-транспортной накладной (в таймшире на морском транспорте). За нарушение этих сроков предусмотрены крупные штрафы.

Транспортная маркировка – нанесение на таре словесных, знаковых и цифровых обозначений, определяющих порядок манипулирования с грузом. Требования к ней определены правилами перевозок. Каждое отдельное место должно иметь цифровую маркировку в виде дроби, в числителе которой – номер транспортной накладной или коносамента, а в знаменателе – порядковый номер каждого отдельного места.

Оплата перевозки (ст.764 ГК) производится отправителем до сдачи груза к перевозке наличными деньгами; чеками; платежными поручениями. Окончательные расчеты производятся в пункте назначения. Отправитель обязан проверять исправность и пригодность транспортного средства.

Доставленный груз выдается перевозчиком получателю, указанному в транспортной накладной (коносаменте). Получатель обязан принять и вывезти груз, даже если его поставка не предусматривалась договором.

Груз в порту выдается получателю, указанному в именном коносаменте, либо в обмен на экземпляр ордерного или предъявительского коносамента, пересланного отправителем получателю.

На железной дороге груз выдается с обязательным участием работника станции с проверкой количества и состояния груза в случаях:

1) поступления его в неисправном вагоне или контейнере;

2) поступления его с нарушенными пломбами или неясными оттисками пломб;

3) погрузки или выгрузки груза перевозчиком;

4) наличия признаков несохранности при перевозке на открытой платформе.

И в других установленных случаях.

Наши рекомендации