Глава 3. реклама в западноевропейской средневековой культуре 81
тивов, которая принята при составлении родовых и государственно-политических гербов. Точнее передает содержательные особенности данного направления изобразительной рекламы термин
ЭМБЛЕМАТИКА.
Купеческие гильдии, по мнению медиевистов, были первыми профессиональными объединениями в средневековой Европе, вырабатывавшими свой внутренний устав и создававшими свои отличительные знаки. В Англии они заявляют о себе в XI в. На первых порах ведущей эмблемой становился иконный лик святого — покровителя данной местности или конкретного купеческого семейства. Таковым, например, для венецианских купцов был образ святого Марка. Святой Базиль считался патроном торговцев шерстью, а святой Кристин покровительствовал сапожникам. Постепенно эмблематика изобразительно обогащалась, втягивая как рыцарскую, так и общественно-политическую символику. Самая ранняя документальная запись о средневековом торговом знаке в Англии относится к 1266 г., когда королевским распоряжением хлебопеков обязывали ставить клеймо на свои изделия. С 1373 г. ставить клеймо на свои изделия пришлось изготовителям бутылок 26. .
XIII в. — расцвет ремесленнических цехов в Западной Европе и соответственно разнообразия цеховой эмблематики, игравшей рекламную роль. Наряду с геральдическими животными в ней широко применялось изображение орудий данного ремесла (ножницы у цирюльников и портных, наковальня с молотом у кузнецов) или продуктов труда (крендели булочников, обувь сапожников).
Своеобразные пометы па своих изделиях ставили мастера, производившие бумагу, и оружейники. Первые именуются водяными знаками, или филигранью, — узор запечатлевается в структуре бумажного листа и становится виден на просвет. "Во-Ыные знаки чрезвычайно разнообразны. В Италии XIV в. любили изображать ангела с крестом, венок, шлем, знамя; в Германии — свинью" 27. Некоторые мастера уже в начале XIV в. ставили на '.зделиях свою фамилию, например итальянские бумагоделы Г)абриано, чья продукция ценилась в Константинополе.
Фамилиями или прозвищами помечали клинки мечей оружейных дел мастера. В ходу была также гравировка на подобных изделиях пожеланий, девизов, заклятий.
26 ФолиД. Энциклопедия знаков и символов. - М„ 1996. С. 258.
27 КажданА. II. Книга и писатель в Византии. - М., 1973. — С. 26.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Подмастерье-каменщик получал после окончания пятилетнего обучения знак, который он обязан был ставить на каждом своем изделии. При его приеме в полнонравные члены цеха "знак заносился в братскую книгу под его именем и служил не только как способ легитимации закончившего свое учение работника, но и как знак для контроля степени доброкачественности и количества изготовленного, а также для определения того, что каждый заработал" 28. И сегодня в готических соборах Франции на каменных колоннах различимы не поддающиеся расшифровке знаки:
зигзаги, полукруги, полуэллипсы. Можно считать их личными пометами строителей собора.
Следуя опыту рыцарской геральдики, цеховые мастера сопровождали свои эмблемы девизами. Один из первых вербальных девизов, сопровождавших цеховую эмблему, относится ко времени французского короля Филиппа IV. Цех мастеров золотых дел Парижа получил от правителя герб, где изображались королевские лилии в соединении с золотым крестом и эмблемами ремесла — коронами и сосудами. Девиз же читался так: "Священные сосуды и короны - наши изделия" 29. Нам представляется возможным вести от подобных случаев отсчет появления рекламных слоганов.
Итальянский правовед Бартоло де Сассоферрато рассматривает гербовые изображения в своем трактате "О знаках и гербах" как средство личной и социальной идентификации, а также как способ утверждения права собственности на движимое и недвижимое имущество и произведенные продукты ремесла. Соответствующий четвертый тезис трактата звучит так: "Каждый может себе взять гербы и знаки, носить их и изображать на собственных вещах" 30. Так обозначена обобщенная правовая норма в трактовке конкретного юриста, но в реальности полноценного утверждения родового герба добиться было очень нелегко.
С большими сложностями на пути к общественному признанию своих эмблем сталкивались цеховые и коммерческие корпорации. Мешали конкуренты, изображавшие на своих эмблемах сходные символы, ломали первоначальные замыслы заказчиков гербовщики (обратим внимание на наличие и такой профессии), не хватало собственных материальных резервов для марки-
28 Шустер Г. История тайных союзов, обществ и орденов. — М., 1996. — С. 276. "" Арсенъев Ю. В. Геральдика. —М., 1908. — С. 87.
30 Сассоферрато Бартоло де. О знаках и гербах//Средние века. Вып. 52. — М., 1989.-С. 310.