Чтение рук на основе игры противника и использование открытых карт
Есть две универсально применяемые методики для чтения рук во всех покерных играх и еще одна для игр с открытыми картами, таких как семикарточный стад, разз и холдем. Наиболее часто вы анализируете действия соперника (чек, ставка, рейз) в играх с открытыми картами, глядя на эти открытые карты и пытаетесь понять, исходя из этого, что за рука сейчас у оппонента. Затем вы соотносите действия, которые он сделал на протяжении всего розыгрыша, с его предполагаемыми картами и приходите к выводу о наиболее вероятной комбинации, которая у него сейчас есть.
Вот пример простой проблемы в чтении рук для пояснения. Играют в семикарточный стад и ваши оппоненты имеют следующие руки
Игрок А
Игрок В
Игрок С
Вы
Игрок А с парой тузов ставит; игрок В с парой королей отвечает; игрок С с парой дам отвечает. Никто не поднимает выше. Вы последний вступаете в игру. Как вы должны сыграть с вашей парой семерок?
Если Вы соотнесете то, что вы видите на столе, с тем, что соперники сделали, то без сомнений вы должны сбросить эти карты; ваши три семерки не имеют шансов. Ключевой фактор состоит в том, что пара дам осталась в игре. Игрок А может ставить с парой тузов и не иметь ничего больше. Но игрок В тоже заколлировал; у него должно быть как минимум еще что-то для подъема королей. Будучи приличным игроком, Игрок С должен понимать это. Итак, Игрок С не может ответить, не имея что-то, что побьет королей. Каковы же его возможные карты? Игрок С не может иметь тузов и дам или королей и дам, потому что третий туз а третий король уже заиграны. Значит, он должен иметь три дамы или лучше, и хотя ваши три семерки могут побить первые две руки, они не смогут побить трех дам (или лучше) Игрока С. Таким образом, вы сбросили.
Вот хороший пример этого стиля чтения рук, который к сожалению стоил мне половину банка. Я играл пятикарточный стад хай-лоу-сплит с заменой в конце. С открытыми А,8 я заколлировал максимальный рэйз на третьей улице, несмотря на то, что два других игрока имели 6 и 5 в открытую. Был еще один игрок в банке с очевидной парой королей. Когда пришла последняя карта, я имел А,8,6,3 в открытую. Одни 6,5 были сброшены, но не смотря на силу моей руки, другой игрок остался в розыгрыше с неясными 6,5,10,Q в открытую. И конечно, пара королей осталась в игре. Теперь я стал ставить и повышать, надеясь, что обладатель Q,10-лоу выйдет из розыгрыша. Но этот игрок хорошо прочитал меня. Он даже и не думал менять одну из своих рук.
Я пытался выиграть целый банк, хай и лоу от двух королей, но Q,10-лоу был достаточно умен, чтобы прочитать мою руку. Он сказал себе: «Склански изображает 8-лоу, но может ли он иметь 8-лоу? Нет. Почему? Потому, что он никогда бы не ответил все эти повышения на третьей улице с тремя картами к 8-лоу, когда два другие игрока в банке играли так, что имеют три карты к 6-лоу».
Значит, у него должен быть ещё туз в загашнике (хоул-туз - закрытый туз). Конечно же, он был абсолютно прав. Я выиграл хай на двух тузах, побив двух королей, но обладатель Q,10-лоу был вознагражден за свою столь меткую отгадку, получив полбанка за выигранный лоу (который я бы выиграл у обладателя пары королей, имея пару тузов, которые считаются также как низшая пара). Обладатель Q,10-лоу пронаблюдал, как я разыгрывал свою руку не только в конце партии, а с самого начала. Он соотнес мои ходы с моими открытыми картами и пришел к совершенно правильному заключению о том, что было у меня в руке. Он также проанализировал очередность, в которой мне доставались эти открытые карты. Он знал, что я начинал с А,8, затем получил 6 и 3. Если б он не знал этого - к примеру, не был бы уверен, начинал ли я с А,8 или же с А,6, — он был бы не в состоянии абсолютно определенно заключить, что у меня пара тузов.
Таким же образом вы используете логику для чтения рук. Вы интерпертируете ходы оппонентов в каждом круге, и при игре с открытыми картами вы замечаете карты, которые они берут в каждом круге, обращая особое внимание на очередность их прихода. Затем вы складываете эти два компонента - ходы и открытые карты - для того, чтобы сделать вывод о наиболее вероятной комбинации противника.
В предыдущем случае, когда мы играли хай-лоу-сплит, обладатель Q,10-лоу мог заранее приписать мне определенную комбинацию. Однако общая ошибка как раз и заключается в том, что люди чересчур рано полагают, что отгадали комбинацию соперника, и затем придерживаются начального мнения независимо от того, как складываются дальнейшие события. Игрок, поднявший ставку на третьей улице в семикарточном стаде с открытым королём, может иметь двух королей, но также у него может маленькая хоул-пара (в загашнике) с королём в качестве старшей, или флеш на трёх, или J,Q,K, вплоть до любых комбинаций. Скороспелое, необратимое заключение может привести к дорогостоящим ошибкам впоследствии, поскольку вы можете скинуться на лучшей руке, либо же остаться в игре с явным минусом.
На самом деле в играх типа семикарточного стада, холдема, либо разза надо представить несколько комбинаций у противника с самого начала и с течением игры илиминировать некоторые из них на основе его последующих ходов и карт, которые он получает. В результате этого дедуктивного процесса у вас должно сложиться полное мнение о том, какая карта у противника (или что он хочет натянуть), к концу раздачи.
Предположим, например, что в семикарточном стаде игрок стартует с дамой пик, затем получает 2♠, потом 7♠ и 5♥, и все время делает ставки. У вас пара 10-к, которая, к сожалению, не укрупняется. Противник делает ставку в конце партии, и вы прекрасно знаете, что можете побить только блеф. Вопрос становится ребром: а может, мальчишка блефует? Ведь имея что-то типа флеша на четырёх и маленькой пары, он вполне мог играть точно так же - полублеф до конца, зная, что вам не пришло ни одной опасной карты. Поэтому, несмотря на то, что партнёр, возможно, накопил пару дам или две пары с дамами старшими, также может быть, что он гол, как сокол. Вы, конечно, можете ответить на его последнюю ставку, учитывая ваш потенциальный выигрыш с банка, но в то же время надо отдавать себе отчет в том, что, возможно, он начинал с полублефа, а закончил, натянув комбинацию на последней карте.
Теперь представим, что ваш партнёр в семикарточном стаде начинал с той же дамы пик, а вы с той же пары 10-к. И опять он ставит всю дорогу. Но на этот раз ему приходит 7♦, потом 4♣ и за ней J♥. Теперь, если он сделает ставку в конце партии, вы почти стопроцентно должны сбросить вашу пару 10-к, поскольку если он купил 7♦ и 4♣ и продолжал делать ставки, вы должны выбросить из головы потенциальный флеш в качестве одной из его надежд. Значит, почти наверняка он ставил до конца в рост банка, имея, по крайней мере, пару дам, — а вероятнее, две пары. Как ни странно, часто случается, что хотя карты оппонента выглядят вполне безобидно на столе, они гораздо опаснее, если он делает ставку в конце партии, поскольку нет абсолютно никаких указателей на то, что, возможно, он кричал на полублефе, а в конце ему пришла карта.
В конце партии становится особенно важным представлять карту оппонента. Чем лучше вы прочтёте его руку к концу партии, тем точнее вы сможете оценить свои шансы на выигрыш - 20%, 60% или прочее. Вы используете свои способности по чтению рук для расчёта этих процентов и затем решаете, как играть самому.
На практике большинство игроков, конечно же, не отгадывает точные цифры типа 20% либо 60%, но по крайней мере они пытаются определить, какая у оппонента рука - плохая, средняя, хорошая, либо лучшая. Предположим, ваш противник делает ставку в конце партии. Обычно, если человек делает ставку, это значит, что у него либо блеф, либо хорошая, либо шикарная рука, но не посредственная. Если бы она была посредственной, наверное бы он спасовал. Если у вас тоже только посредственная рука, вы должны решать, каковы шансы того, что оппонент блефует, и стоит ли уравнивать ставку, учитывая шансы банка. Если у вас очень хорошая рука, вы должны решать, хорошая ли рука у оппонента, либо просто блеск. Если вы думаете, что по всей вероятности у него только хорошая рука, тогда надо поднимать ставку. Но если вы думаете, что у него может быть ураган, тогда надо просто уравняться. Если вы стопроцентно уверены, что у него непробиваемая рука, тогда можно даже скинуться на очень хорошей комбинации, в зависимости от суммы банка. Перед вами стоят два вопроса. Первый: что пытается изобразить оппонент? Второй: мог ли он иметь комбинацию, которую он изображает, и разыгрывать ее таким образом? Когда вы сделали вывод о карте оппонента на основе его игры и открытых карт, вы на базе ваших личных карт и размеров банка решаете, стоит ли ставить, пасовать, уравниваться, подниматься или что-то ещё.
В играх с открытыми картами мы заметили, что один из способов чтения рук состоит в том, чтобы рассмотреть варианты различных комбинаций оппонента и затем отмести некоторые из них с течением торговли. Второй или, точнее сказать, вспомогательный способ чтения рук заключается в том, чтобы просчитать ходы обратно. Это-то и сделал мой противник в хай-лоу-сплите (предыдущий пример). Предположим, что последней картой в холдеме приходит двойка, а оппонент, молчавший вначале, внезапно делает ставку. В таком случае надо рассмотреть его ходы в предыдущих стадиях. Если была бы торговля на флопе или на четвёртой улице, тогда противник не уравнялся бы на ерунде типа двух хоул-2-к. Поэтому сейчас он ставит либо на блефе, либо потому, что у него что-то, помимо этих 2-к. С другой стороны, если все спасовали на флопе и на четвёртой улице, весьма возможно, что он натянул три 2-ки под конец. Вы должны проследить каждый шаг партнёра от начала до конца партии, чтобы определить его наиболее вероятную комбинацию.