Оценка стоимости бизнес-процессов
Далее, когда операция расписана максимально детально, производится оценка стоимости работы самого нижнего уровня. Для этого по каждой операции определяются расходуемые на ее выполнение ресурсы, например:
время сотрудников;
материалы;
программное обеспечение;
помещение;
оборудование и т.д.
После того как по каждой операции определен перечень ресурсов, оценивается расход ресурса на ее выполнение, а также стоимость этого ресурса. Для простоты расчета возьмем только 3 вида ресурсов, используемых при согласовании потребности в товаре с отделами:
время сотрудников;
помещение;
программное обеспечение.
Расчет производился следующим образом: рассчитывался расход каждого вида ресурса на выполнение одной операции. Например, сотрудников, которые принимают участие в выполнении данной работы, спрашивали, сколько в среднем времени тратит каждый из них на то, чтобы ее выполнить. Так, менеджеру по закупкам требовалось в общей сложности 3 часа, менеджеру по продажам — 1,5 часа и т.д. Далее рассчитывалась стоимость часа каждого сотрудника, исходя из его заработной платы. Так, зарплата делилась на количество рабочих дней в месяце, а затем — на 8 рабочих часов. Итоговая стоимость ресурса «время сотрудников» получалась умножением количества часов, затрачиваемых на операцию, и стоимости часа каждого сотрудника.
Что касается расчета использования такого ресурса, как «помещение», то в данной компании решено было перенести на операцию «Согласование потребности с отделами» стоимость аренды офиса менеджера по закупкам. Для этого годовая стоимость офисного помещения делилась на 12 месяцев, а далее — на количество рабочих дней и количество рабочих часов. Соответственно, стоимость аренды помещения зависела от времени, которое в среднем тратил менеджер по закупкам для выполнения оцениваемой работы. В случае компании «Омега» расход ресурса «помещение» был равен расходу ресурса «время менеджера по закупкам», т.е. 3 часа. Итоговая стоимость ресурса получалось умножением количества часов, затрачиваемых на операцию, и стоимости часа аренды офиса.
Стоимость последнего ресурса, «лицензионного программного обеспечения», также переносилась на операцию в зависимости от времени, которое менеджер по закупкам тратил на согласование потребности в данной программе (1 час). Зная, что ежегодное обновление программы стоит 7800 рублей, несложно было посчитать, во что обходится использование программы в течение 1 часа.
Итого, сложив стоимость используемых для выполнения операции ресурсов, мы получаем ее стоимость — 933 рубля.
Таблица 44. Оценка стоимости операции «Согласование потребности с отделами»
Ресурс | Расход ресурса | Стоимость единицы ресурса, рубли | Итоговая стоимость, рубли |
Время сотрудников | |||
Менеджер по закупкам | 3 часа | ||
Менеджер отдела продаж | 1,5 часа | ||
Начальник отдела закупок | 30 минут | ||
Помещение (включая свет, уборку и т.д.) | |||
Офис менеджера по закупкам | 3 часа | ||
Программное обеспечение | |||
Лицензионная программа «Х» | 1 час | ||
ИТОГО | 933 рубля |
Когда каждая операция оценена подобным образом, они в совокупности формируют стоимость бизнес-процессов, в которые входят.
Вернемся к компании «Омега» и процессу «Закупка». Теперь, оценив все входящие в него операции, можно вычислить стоимость всего процесса. В табл. 45 представлена стоимость операций, а также их доля в стоимости процесса, рассчитанная как частное стоимости операции и стоимости процесса. Более подробно расписана стоимость уже рассчитанной операции по согласованию потребности с отделами.
Таблица 45. Стоимость процесса «Закупка» и ее составляющие
Операция | Стоимость, рубли | Доля |
1. Консолидация потребности в товаре для всех отделов компании, из нее | 0,16 | |
1.1. Согласование потребности с отделами, в т.ч. | 0,08 | |
время сотрудников | ||
помещение | ||
программное обеспечение | ||
1.2. Сведение заявок в единую заявку | 0,05 |
1.3. Внесение корректировок | 0,03 | |
2. Распределение товара по поставщикам | 0,16 | |
3. Формирование заявок поставщикам | 0,13 | |
4. Формирование претензий поставщикам | 0,25 | |
5. Оформление возврата поставщикам | 0,12 | |
6. Мониторинг рынка поставщиков | 0,18 | |
ИТОГО |
Как мы видим, подобным образом может быть расписан любой процесс, чтобы в итоге в компании получилась система затрат, распределенных по бизнес-процессам, а далее — по операциям, вплоть до самого нижнего уровня. При этом каждый бизнес-процесс должен иметь вес в затратах, чтобы в дальнейшем при планировании или просто текущем анализе затрат компании можно было найти причину высоких издержек или иные способы повысить прибыль, так как все процессы будут прозрачны, а их стоимость
известна.