Разработка критериев проблемности бизнес-процессов
Данная методика предполагает определение критериев оценки проблемности бизнес- процессов. Критерии могут быть разработаны экспертами (взаимодействие между участниками процесса, прозрачность и управляемость процесса и т.д.), либо можно использовать стандартные показатели (доля стоимости процесса от общих расходов компании, доля сбоев при выполнении процесса и т.д.). По каждому критерию процессы оцениваются по 5-балльной шкале, а затем выводится средняя оценка, как и в методике экспертной оценки (рис. 35).
Рис. 35. Разработка критериев проблемности для оценки бизнес-процессов Расчет индекса проблемности процессов
Для наглядности используют матрицу, где по горизонтали заносятся критерии, а по вертикали — оцениваемые бизнес-процессы (табл. 21).
Давайте снова рассмотрим пример компании «Эврика», только применительно к оценке проблемности бизнес-процессов.
Экспертами были разработаны следующие критерии оценки проблемности бизнес- процессов (в процентах):
доля стоимости процесса от общих расходов компании;
доля сбоев при выполнении процесса;
степень фрагментарности процесса;
удовлетворенность клиентов процесса.
Таблица 21. Расчет индекса проблемности процессов
Бизнес- процессы | Баллы, набранные критериями | Индекс проблемности (по шкале от 1 до 5, 1 — наименее проблемный, 5 — наиболее проблемный) | |||
Критерий | Критерий | Критерий | Критерий | ||
П1 | |||||
П2 | |||||
П3 | |||||
П4 | |||||
П5 | |||||
П6 | |||||
П7 |
Первые два критерия — стандартные, два других были разработаны экспертами компании. Фрагментарность процесса показывает, насколько процесс непрерывен. Если процесс выполняется одним подразделением, то фрагментарность его 0%. Если же каждую операцию выполняет сотрудник другого подразделения, фрагментарность процесса составит 100%. Можно рассчитать фрагментарность процесса внутри одного подразделения. Здесь будет применимо то же правило: если все операции выполняет один сотрудник, процесс будет неразрывен, а если каждую операцию выполняет новый сотрудник, то процесс на 100% фрагментарен.
Удовлетворенность клиентов процесса измерялась методом опроса и анкетирования, где требовалось указать степень удовлетворенности результатами процесса.
Оценке подлежали все те же три основных бизнес-процесса:
торговля чаем;
торговля одеждой;
торговля мебелью.
На основе разработанных критериев была проведена оценка проблемности бизнес- процессов компании «Эврика», результаты которой приведены в табл. 22.
Критерии проблемности бизнес-процессов
Таблица 22. Критерии проблемности бизнес-процессов компании «Эврика»
Бизнес- процессы | Значения критериев | |||
Критерий 1 | Критерий 2 | Критерий 3 | Критерий 4 | |
Доля стоимости, % | Доля сбоев, % | Степень фрагментарности, % | Удовлетворенность клиентов, % | |
Торговля чаем | ||||
Торговля одеждой | ||||
Торговля мебелью |
Каждый критерий оценивается по 5-балльной шкале (табл. 23)
Таблица 23. Проблемность бизнес-процессов компании «Эврика»
Бизнес- процессы | Балы, набранные критериями | Индекс проблемности (по шкале от 1 до 5, 1 — наименее проблемный, 5 — наиболее проблемный) | |||
Критерий 1 | Критерий | Критерий 3 | Критерий 4 | ||
Доля стоимости, % | Доля сбоев, % | Степень фрагментарности, % | Удовлетворенность клиентов, % | ||
Торговля чаем | 3,3 | ||||
Торговля одеждой | 4,6 | ||||
Торговля мебелью | 2,1 |
Итак, каждому процессу по каждому критерию присваивалось значение в %, а затем это
значение оценивалось в баллах (по 5-балльной шале). Итоговый балл рассчитывался как среднее арифметическое.
Оказалось, что бизнес-процесс «Торговля одеждой» является самым проблемным, а значит, подлежит оптимизации в первую очередь.
Методика простой оценки проблем процесса
Согласно данной методике, в каждом из оцениваемых бизнес-процессов выделяются проблемы, потом они суммируются. Процесс, содержащий наибольшее количество проблем, подлежит оптимизации в первую очередь.
Результаты анализа проблемности процессов заносятся в таблицу (табл. 24).
Таблица 24. Методика простой оценки проблем процесса
№ | Бизнес-процессы | Проблемы | Индекс проблемности (количество проблем) |
1. | |||
2. | |||