Практическое применение анализа Фибоначчи на инвестиционных рынках
Джо ДиНаполи
УДК 33 ББК 65.42 Д44
Издание осуществлено при финансовом содействии
компании «ОФИН Трейд»
Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 24/27
МОСЭНКА ПЛАЗА III 6 этаж
Перевод с английского Шматов А.
Редактор Чевтаева И.
Научный редактор Чекулаев М.
Выпускающий редактор Осипов В.
Джо ДиНаполи
Д44 Торговля с использованием уровней ДиНаполи. — М.: ИК Аналитика, 2001.-332 с.
Copyright © 1998 Coast
Investment Software, Inc.
and Joe DiNapoli
© Перевод на русский язык,
оформление
ISBN 5-93855-010-6 «ИК«Аналитика», 2001
ОТ АВТОРА |
Создание этой книги оказалось нелегкой задачей. Написать ее было бы невозможно без помощи многих людей. Я глубоко ценю их труд и благодарю за оказанное содействие:
Пэт Причард (Pat Prichard) за ее терпение, усердие, любовь и силу характера. Ли и Дейва Винфилд (Lee and Dave Winfield) за их великодушие, талант и потраченное на меня время.
Элис Пиччиотти (Elyce Picciotti) и Стива Роула (Steve Roehl), владеющих многочисленными техническими навыками и позволивших ими воспользоваться. Тима Слэйтера (Tim Slater), Нила Хьюза (Neal Hughes) и Дайэн Беланжер (Dian Belanger) за бескорыстные советы как улучшить этот проект.
Моих замечательных студентов и клиентов за то, что вдохновляли меня и поощряли приступить к этой работе.
Дэна, Хэнка и Карла, наполнивших эти страницы жизнью.
"Эспен графике"™ (Aspen Graphics™) за разрешение воспроизвести графики, созданные с помощью их превосходного программного обеспечения.
Моих коллег, многие из которых пожелали остаться неназванными или кого я просто не упомянул. Спасибо за то, что вы поделились со мной своими знаниями открыто и без каких-либо условий: Ларри Песавенто (Larry Pesavento), Джейк Бернштэйн (Jake Bernstein), Билл Вилльямс (Bill Williams), Стив Конлон (Steve Conlon), менеджер торгового зала Чикагской биржи по прозвищу "Бог", чье имя я давно забыл, наконец, последний в списке, но не последний по значению Роберт Крауз (Robert Krausz).
СОДЕРЖАНИЕ |
О НАЗВАНИИ ЭТОЙ КНИГИ:................................................................... xvi
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................ xvii
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ............................................................ г
ГЛАВА 1.
МЕТОДЫ ТОРГОВЛИ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ ТОРГОВЫЕ СИСТЕМЫ
ПОЗИЦИОННАЯ И ВНУТРИДНЕВНАЯ ТОРГОВЛЯ.............................................. 3
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:....................................................................................... 3
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ:........................................................................................... 4
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ:............................................................................. 4
ВОТ БЫЛО БЫ ЗДОРОВО.............................................................................. 4
РЕАЛЬНОСТЬ................................................................................................. 4
А ЧТО НАСЧЕТ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ?............................................ 6
ВОТ БЫЛО БЫ ЗДОРОВО.............................................................................. 6
РЕАЛЬНОСТЬ................................................................................................. 6
НЕМНОГО ИСТОРИИ:.......................................................................................... 7
1. ГЕРОИ:................................................................................................................ 8
2. ОТКАЗ СИСТЕМЫ:............................................................................................ 8
3. УЧЕНИЧЕСТВО:................................................................................................ 9
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТОРГОВЛЯ:........................................................................ 10
РЕЗЮМЕ:.............................................................................................................. 13
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОРГОВЛИ: ................................................................. 13
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
МЕХАНИЧЕСКОЙ ТОРГОВЛИ:..................................................................... 13
АСПЕКТЫ МЕХАНИЧЕСКОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОРГОВЛИ: 14
ПОЗИЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ В СРАВНЕНИИ С
ВНУТРИДНЕВНОЙ ТОРГОВЛЕЙ.......................................................................... 15
НЕДОСТАТКИ ВНУТРИДНЕВНОЙ ТОРГОВЛИ............................................. 16
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНУТРИДНЕВНОЙ ТОРГОВЛИ....................................... 16
АЛЬТЕРНАТИВА:................................................................................................. 17
V111
ГЛАВА 2.
ПРЕДПОСЫЛКИ,
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.................................................. 19
ТРЕНД:................................................................................................................... 19
НАПРАВЛЕНИЕ:..................................................................................................... 25
ДВИЖЕНИЕ:.......................................................................................................... 25
НЕСПОСОБНОСТЬ:............................................................................................ 25
ВЕДУЩИЕ ИНДИКАТОРЫ:................................................................................. 27
ОТСТАЮЩИЕ ИНДИКАТОРЫ:.......................................................................... 27
ЦЕЛИ РАЗУМНОЙ ПРИБЫЛИ:.......................................................................... 29
ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА:..................................................................................... 29
ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ И НЕПОДТВЕРЖДЕННЫЕ:......................................... 29
ОШИБКА:............................................................................................................... 30
ТОРГОВАТЬ ХОРОШО:...................................................................................... 30
ТОРГОВЫЙ ПЛАН:.............................................................................................. 30
РЕЗЮМЕ:.............................................................................................................. 30
ГЛАВА 3
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ
УСПЕШНОЙ ТОРГОВЛИ................................................................................... 31
1. УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ И САМОКОНТРОЛЬ..................................... 32
2. РЫНОЧНАЯ МЕХАНИКА:............................................................................... 33
3. АНАЛИЗ ТРЕНДА И НАПРАВЛЕНИЯ............................................................ 34
4. ОЦЕНКА ПЕРЕКУПЛЕННОСТИ И ПЕРЕПРОДАННОСТИ........................ 34
5. ТЕХНИКА ВХОЖДЕНИЯ В РЫНОК (ВЕДУЩИЕ ИНДИКАТОРЫ)............. 34
6. ТЕХНИКА ВЫХОДА ИЗ РЫНКА (ВЕДУЩИЕ ИНДИКАТОРЫ).................... 34
ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:.................................................................................. 34
РАЗДЕЛ 2. КОНТЕКСТ........................................................ 35
ГЛАВА 4.
АНАЛИЗ ТРЕНДА
СМЕЩЕННЫЕ СКОЛЬЗЯЩИЕ СРЕДНИЕ..................................................... 37
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:..................................................................................... 37
СМЕЩЕННЫЕ СКОЛЬЗЯЩИЕ СРЕДНИЕ....................................................... 38
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 39
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ:........................................................... 41
IX
ГЛАВА 5.
АНАЛИЗ ТРЕНДА
КОМБИНАЦИЯ MACD/STOCHASTIC............................................................. 51
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:......................................................................................... 51
ПРОГРАММЫ, ПРОГРАММИСТЫ И ПРОБЛЕМЫ:............................................... 51
ПОЖАЛУЙСТА, ВСТАНЬТЕ! ПРАВИЛЬНЫЙ СТОХАСТИК:................................. 52
СТОХАСТИК ЛЭЙНА (СЫРОЙ СТОХАСТИК):...................................................... 52
БЫСТРЫЕ СТОХАСТИКИ: ................................................................................... 53
МЕДЛЕННЫЕ (ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ) СТОХАСТИКИ:...................................... 54
МОДИФИЦИРОВАННАЯ СКОЛЬЗЯЩАЯ СРЕДНЯЯ (MAV):................................. 54
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СТОХАСТИК:................................................................ 55
НАСТОЯЩИЙ СТОХАСТИК:.................................................................................. 55
ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ СТОХАСТИК:.................................................................. 55
БАРЫ, ВЫРАВНИВАЕМЫЕ ПО РЫНКУ, И БАРЫ,
ВЫРАВНИВАЕМЫЕ ПО ВРЕМЕНИ:....................................................................... 56
ВЫБОРКА ДАННЫХ:.............................................................................................. 57
ПРОГРАММИСТЫ И ОБНОВЛЕНИЕ:.................................................................... 57
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОХАСТИКА........................................................................ 59
КОМБИНАЦИЯ MACD (DEMA) СО СТОХАСТИКОМ: ......................................... 59
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:....................................................................... 67
РЕЗЮМЕ:.............................................................................................................. 69
ГЛАВА 6.
ИНДИКАТОРЫ НАПРАВЛЕНИЯ.................................................. 71
МОЩНЫХ МОДЕЛЕЙ, СОЗДАЮЩИХ
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТОРГОВЫЕ СИГНАЛЫ..................................................... 71
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:........................................................................................ 71
"СИГНАЛ ДВОЙНОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ" ИЛИ КОРОТКО - "ДВОЙНОЕ РЕПО" ... 72
ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:...................................................................................... 74
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:....................................................................... 76
"НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ДВОЙНОЕ РЕПО":............................................................ 86
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:....................................................................... 87
СИГНАЛ "ЕДИНИЧНОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ" ИЛИ "ХЛЕБ С МАСЛОМ":................. 90
НЕСОСТОЯВШИЕСЯ МОДЕЛИ:............................................................................ 94
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ "ГОЛОВА И ПЛЕЧИ":.......................................................... 94
"НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПРОРЫВ ТРЕУГОЛЬНИКА" ИЛИ "ООПС":...................... 97
"УГАСАЮЩАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ" ИЛИ "РАДОСТЬ СТЕРВЯТНИКОВ":.............. 98
"РЕЛЬСЫ":.............................................................................................................. 98
"ДВОЙНИКИ":.................................................................................................... 105
"РАСТЯЖКА":....................................................................................................... 105
"ФИБ-ПРИСЕДАЮЩИЙ": .............................................................................. 105
ФИЛЬТРОВАНИЕ "ФИБ-ПРИСЕДАЮЩЕГО":...................................................... 108
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:..................................................................... 109
х
ГЛАВА 7
ОСЦИЛЛЯТОРЫ ПЕРЕКУПЛЕННОСТИ И ПЕРЕПРОДАННОСТИ -
ЧТО РАБОТАЕТ И НЕ РАБОТАЕТ, И ПОЧЕМУ............................................. 111
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:...................................................................................... 111
СТОХАСТИК:........................................................................................................ 112
MACD:................................................................................................................... 113
ИНДЕКС ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ (RSI):......................................................... 113
ИНДЕКС ТОВАРНОГО КАНАЛА (CCI):................................................................ 114
ОСЦИЛЛЯТОР БЕСТРЕНДОВОСТИ:.................................................................. 115
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСЦИЛЛЯТОРА БЕСТРЕНДОВОСТИ:............................... 116
ПРОРЫВ ВОЛАТИЛЬНОСТИ:.............................................................................. 121
ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:.................................................................................... 124
ОСЦИЛЛЯТОР-ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ™:.................................................................. 127
РЕЗЮМЕ............................................................................................................... 128
РАЗДЕЛ 3. УРОВНИ ДИНАПОЛИ......................................... 129
ГЛАВА 8.
АНАЛИЗ ФИБОНАЧЧИ, ОСНОВЫ............................................. 131
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:....................................................................................... 131
НЕМНОГО ИСТОРИИ:......................................................................................... 132
ПРОИСХОЖДЕНИЕ:............................................................................................ 133
АФИША: ............................................................................................................ 135
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:..................................................................... 142
ГЛАВА 9.
УРОВНИ ДИНАПОЛИ™........................... 143
ВВЕДЕНИЕ и ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ:.................................................................. 143
ПРИНЦИП ВОЛН ЭЛЛИОТТА:............................................................................. 144
УРОВНИ ДИНАПОЛИ™:....................................................................................... 144
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:......................................................................................... 145
РЫНОЧНЫЙ РАЗМАХ: 145
НОМЕР или ТОЧКА РЕАКЦИИ: 145
ФОКУСНОЕ ЧИСЛО:.......................................................................... 146
ФИБ-УЗЕЛ или УЗЕЛ:........................................................................ 146
ЦЕЛЕВАЯ ТОЧКА:.............................................................................. 146
СКОПЛЕНИЕ:..................................................................................... 146
МАРКИРОВКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ: 147
ЦЕПЬ РАЗУМНОЙ ПРИБЫЛИ: 147
СОГЛАСИЕ:........................................................................................ 147
СЕРИЯ ФИБОНАЧЧИ: 148
xi
УРОВНИ ДИНАПОЛИ™ или D-УРОВНИ™: 148
ПРИМЕРЫ:......................................................................................... 149
ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:.................................................................................... 156
ПРОПОРЦИОНАЛЬНО-РАЗМЕТОЧНЫЙ ЦИРКУЛЬ:.......................................... 157
ГЛАВА 10.
УРОВНИ ДИНАПОЛИ™........................... 159
МНОЖЕСТВЕННЫЕ ФОКУСНЫЕ ЧИСЛА и РЫНОЧНЫЕ РАЗМАХИ................. 159
МНОЖЕСТВЕННЫЕ РЫНОЧНЫЕ РАЗМАХИ:..................................................... 162
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ:.............................................................. 165
БОЛЬШЕ ФОКУСНЫХ ЧИСЕЛ:............................................................................ 165
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ НА ФОКУСНОЕ ЧИСЛО:.............. 169
МЕНЬШЕ - ЭТО БОЛЬШЕ.................................................................................... 170
СОКРАЩЕНИЕ РЯДОВ ФИБОНАЧЧИ: 170
ГЛАВА 11.
ТОРГОВЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ Уровней Динаполи™ ... 173
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:...................................................................................... 173
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ..................................................... 173
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ПРИМЕР ТОРГОВЛИ:.................................................. 176
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ:.............................................................. 179
АНАЛИЗ РАСШИРЕНИЯ D-уровней™ и LPO:..................................................... 179
БОЛЬШЕ О РАЗМЕЩЕНИИ СТОПОВ:................................................................ 184
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:................................................................................................... 188
РАСПЕЧАТКИ FIBNODES™:................................................................................ 189
ПРИ МЕР С ДОУ-ДЖОНСОМ:............................................................................. 192
РАСПЕЧАТКИ ЦЕЛЕЙ FIBNODES™:................................................................... 194
СОГЛАСИЕ ПО БОНДАМ НА ПЕРЕХОДЯЩИХ ДАННЫХ:................................. 195
СКРЫТЫЕ D-уровни™:........................................................................................ 197
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ:............................................................... 201
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА ФИБОНАЧЧИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ДВИЖЕНИЯ РЫНКА:............................................................................................ 203
ГЛАВА 12.
СВОДИМ ВСЕ ВМЕСТЕ.............................................................. 205
БАЗОВЫЙ ПРИМЕР........................................................................................ 205
СЦЕНАРИЙ 1:....................................................................................................... 207
СЦЕНАРИЙ 2:....................................................................................................... 210
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ:............................................................... 211
ТЕПЕРЬ ВЕРНЕМСЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:................................................. 215
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:..................................................................... 215
XII
ГЛАВА 13.
ТАКТИКА ФИБОНАЧЧИ............................................................. 217
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:...................................................................................... 217
"БОНСАЙ": ТЕХНИКА ВХОДА И РАЗМЕЩЕНИЯ СТОПОВ................................ 219
"КУСТЫ": ТЕХНИКА ВХОДА И РАЗМЕЩЕНИЯ СТОПОВ................................... 221
"САПЕР А": ТЕХНИКА ВХОДА И РАЗМЕЩЕНИЯ СТОПОВ................................ 222
"САПЕР В": ТЕХНИКА ВХОДА И РАЗМЕЩЕНИЯ СТОПОВ................................ 227
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКТИК ВХОДА ПО ЧАСОВОМУ ГРАФИКУ S&P:............... 228
ТОРГОВЛЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ (Рисунок 13-11):................................................ 231
"СТИРКА И ПОЛОСКАНИЕ": УКРЕПЛЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ............................. 234
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:..................................................................... 235
ГЛАВА 14.
УКЛОНЕНИЕ ОТ ТИПИЧНОЙ ОШИБКИ..................................... 237
ПРИМЕР С ГОДОВЫМИ БОНДАМИ:.................................................................. 237
БОЛЕЕ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД:................................................................................ 242
ВОПРОС............................................................................................................... 246
ГЛАВА 15.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО РЫНОЧНЫХ ПРИМЕРОВ............................ 247
ДОЛГОСРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ СОЕВОЙ МУКОЙ:............................................... 247
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:...................................................................................... 247
КОНТЕКСТ:.......................................................................................................... 247
ВЫПОЛНЕНИЕ СДЕЛКИ:..................................................................................... 249
ТОРГОВЛЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ:........................................................................... 254
ТОРГОВЛЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ:........................................................................... 258
ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:.................................................................................... 260
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ:............................................................... 260
БЫЛА ЛИ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?....................................................................... 261
ЕЩЕ О ЛЕГКОЙ ЖАТВЕ:..................................................................................... 261
КРАТКОСРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ S&P:................................................................... 262
ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ:...................................................................................... 262
ТРЕНД:................................................................................................................. 262
АНАЛИЗ ПЕРЕКУПЛЕННОСТИ И ПЕРЕПРОДАННОСТИ:.................................. 264
НАПРАВЛЕНИЕ:................................................................................................... 264
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СДЕЛКИ:.............................................................................. 265
ПСИХОЛОГИЯ СДЕЛКИ:..................................................................................... 267
РЫНОЧНАЯ МЕХАНИКА:..................................................................................... 268
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ:............................................................... 271
ЭПИЛОГ................................................................................................... 273
Х111
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................... 275
ПРИЛОЖЕНИЕ А