Развитие международно-правового регулирования по вопросам электронной коммерции. Конвенция ООН по использованию электронных сообщений в международных договорах 2005 г.

Электронный документооборот и электронно-цифровая подпись (ЭЦП) представляют собой правовые институты, далеко выходящие за рамки частного права, поэтому их регулирование должно осуществляться с учетом возможного их применения в сфере публично-правовых отношений. Правовую основу для электронной экономической деятельности формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г., создающее условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. Выработка специальных правоположений, направленных на упорядочение электронной коммерции, существенным образом осложнена в связи с участием в ней большого числа международных межправительственных и неправительственных организаций. Однако, одну из основных ролей играет ЮНСИТРАЛ, поскольку данный орган имеет большой опыт в области международной регламентации электронной коммерции, необходимые организационные, финансовые и интеллектуальные ресурсы. Действующие правовые акты, прежде всего, международные соглашения, как правило, не рассчитаны на применение к отношениям с использованием электронного обмена данными. При разработке многих международных документов, прежде всего соглашений по вопросам международной торговли, транспорта, таможенного оформления, международных расчетов, признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, во внимание принималась возможность существования документов лишь в письменной форме. Таких соглашений более тридцати. Осуществить единовременное и скоординированное внесение изменений во все эти международные договоры, различные по предмету регулирования и кругу участников, представляет собой сложную организационную и правовую проблему.

Конвенция ООН.

Цель конвенции: содействовать использованию электронных сообщений в международной торговле путем обеспечения того, чтобы контракты, заключенные с использованием электронных средств, и сообщения, обмен которыми осуществляется с использованием электронных средств, являлись действительными и подлежали исполнению в той же мере, как и их традиционные бумажные эквиваленты.

Конвенция об электронных сообщениях разрабатывалась в развитие более ранних документов, подготовленных Комиссией, и, в частности, Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях. Эти документы широко признаны в качестве стандартных законодательных текстов, в которых излагаются три основополагающих принципа законодательства в области электронной торговли, закрепленные также и в этой Конвенции, а именно принципы недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности.

Конвенция применяется ко всем электронным сообщениям, являющимся предметом обмена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится в договаривающемся государстве (ст. 1). Она также может применяться в силу выбора сторон. Из сферы применения Конвенции исключаются договоры, заключенные в личных, семейных или домашних целях, например договоры, относящиеся к сферам семейного и наследственного права, а также некоторые финансовые сделки, оборотные инструменты и документы о правовом титуле (ст. 2).

Кроме того, в Конвенции устанавливается общий принцип, согласно которому сообщения не могут быть лишены юридической силы на том лишь основании, что они были составлены в электронной форме (ст. 8).

Конвенция позволяет договаривающимся сторонам исключить ее применение или изменить действие ее положений в пределах, допускаемых иными применимыми законодательными положениями (ст. 3).

41. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена ГА ООН в 1966 году (резолюция 2205(XXI) от 17 декабря 1966 года). Функционирует с 1 января 1968 года. Учреждая Комиссию, ГА признала, что расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли, являются одним из препятствий торговым потокам. Комиссия в этой связи рассматривалась в качестве инструмента, с помощью которого ООН могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении препятствий в сфере международной торговли.ГА предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор Комиссия стала основным юридическим органом системы ООН в области права международной торговли.Комиссией подготовлены и приняты следующие документы:Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров принята ООН в 1974 г.;Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ - одобрен ООН в 1976 г.;Конвенция о морской перевозке грузов - одобрена на Конференции ООН в Гамбурге в марте 1978 г.;Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров - принята ООН в апреле 1980 г. в Вене;Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях - принята ООН 9 декабря 1988 г.;Конвенция о международной смешанной перевозке грузов;Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 год);Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (1997 год);Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 год);Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001 год).

Основная цель разработки законодательных актов в сфере электронной торговли – признание юридической и доказательственной силы электронных документов (сообщений, записей и т.д.), формируемых при совершении сделок, а также действительности договоров, заключенных с использованием электронных средств.Комиссия ЮНСИТРАЛ, как орган, отвечающий в системе ООН за содействие согласованию и унификации права международной торговли, провела серьезную работу по правовым аспектам электронной торговли, в результате которой в июне 1996 года был принят Типовой закон об электронной торговле. Главная цель Типового закона заключается в упрощении процедур электронной торговли путем закрепления свода международных норм, которые могут быть использованы государствами для принятия законодательства по устранению юридических препятствий и факторов неопределенности при использовании электронных технологий в международной торговле.

Типовой закон не содержит каких-либо положений, определяющих ответственность участников передачи электронных сообщений (отправитель, получатель, телекоммуникационная компания). В связи с этим было рекомендовано при создании нормативно-правовой базы использовать Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, конкретизировав его соответствующие положения, исходя из сложившихся условий каждой страны.В 2001 году ЮНСИТРАЛ разработан Типовой закон об электронных подписях. Для создания мировой системы регулирования электронной торговли на Второй министерской конференции ВТО в Женеве в мае 1998 года была принята Декларация по глобальной электронной торговле, в которой Генеральному совету ВТО было поручено разработать программу по изучению всех аспектов электронной торговли.

42.УНИДРУА — это международная неправительственная организация, занимающаяся вопросами подготовки международных конвенций и иных документов в сфере международной торговли. Среди других разработок этой организации наиболее известные Оттавские Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге и Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 года. Первая редакция Принципов международных коммерческих договоров (далее — Принципы) датирована 1994 годом. В 2004 г. вышла новая редакция. По своему юридическому статусу Принципы — это не международный договор (конвенция), обязательный для государства. Это скорее обычай международной торговли, который признается белорусским законодательством в качестве источника права (п. 1 ст. 1093 ГК РБ). По общему правилу, чтобы Принципы применялись (полностью или частично), во внешнеэкономическом договоре должна содержаться ссылка на них.

Принципы УНИДРУА подлежат применению:

если стороны согласились, что их договор будет регулироваться данными Принципами.

если стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «lex mercatoria» или аналогичными положениями (например, «principles of natural justice»).

если в контракте отсутствует соглашение о выборе применимого права.

могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов, а так же служить моделью для национального и международного законодательства (легли в основу ГК РФ, Литвы, Аргентины, Туниса, Квебека и др.).

Принципы Унидруа состоят из преамбулы, 7 глав и 4 разделов.

Цели:

Настоящие Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров.

Они подлежат применению в случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами.

Они могут применяться, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "lex mercatoria" или аналогичными положениями.

Они могут использоваться для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права.

Они могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов.

Они могут служить моделью для национального и международного законодательства.

Наши рекомендации