Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими лицами других государств 1965 г.
Основной задачей Вашингтонской конвенции является перевод инвестиционных споров из межгосударственных конфликтов в частно-правовую плоскость. На основе Вашингтонской конвенции был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — МЦУИС). Согласно п. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции в МЦУИС могут быть переданы любые инвестиционные споры по правовым вопросам между государствами-участниками и их лицами.
По Вашингтонской конвенции стороной спора может быть государство-участник, а также любое его подразделение или учреждение, указанное МЦУИС этим государством. В соответствии с п. 3 ст. 25 Вашингтонской конвенции согласие подразделения или учреждения государства-участника на юрисдикцию МЦУИС требует одобрения со стороны этого государства.
Инвесторы, которые могут выступать стороной в споре по Вашингтонской конвенции, означают:
♦ физическое лицо, которое имеет гражданство иного государства-участника, чем государство, являющееся стороной в споре, но исключает любое лицо, которое имеет также гражданство государства- участника, являющегося стороной в споре;
♦ юридическое лицо, которое имеет национальность иного государства-участника, чем государство, являющееся стороной в споре, и юридическое лицо, которое имеет национальность государства-участника, являющегося стороной в споре, но которое ввиду иностранного контроля стороны согласилось рассматривать как юридическое лицо другого государства-участника (п. 2 ст. 25).
Соглашение о передаче спора в МЦУИС должно быть составлено в письменной форме. Если обе стороны выразили свое согласие, впоследствии ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке.
МЦУИС осуществляет две основные процедуры урегулирования инвестиционных споров: примирение и арбитраж. Сторона, желающая возбудить производство, обращается с письменной просьбой к Генеральному секретарю МЦУИС, который направляет копию просьбы другой стороне. Просьба должна содержать, информацию о предмете спора, сторонах, об их согласии на мирное урегулирование разногласий. Генеральный секретарь регистрирует просьбу, если не сочтет, что спор явно выходит за рамки юрисдикции МЦУИС.
Для осуществления процедур урегулирования спора из списков кандидатов выбираются члены примирительной комиссии и арбитража. Главное различие между двумя процедурами урегулирования инвестиционных споров в МЦУИС заключается в результатах рассмотрения дела. Примирительная комиссия выясняет предмет спора между сторонами и добивается достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях комиссия может рекомендовать сторонам условия урегулирования. Если стороны придут к соглашению, комиссия составляет протокол.
Правовые последствия примирительной процедуры незначительны. В ст.35 сказано об этом. За исключением случаев, когда стороны в споре договорились об ином, ни одна из сторон в примирительной процедуре не вправе при любом другом разбирательстве приводить или ссылаться на мнения либо на заявления или признания, сделанные другой стороной в ходе примирительной процедуры.
Арбитраж предусматривает разрешение спора по существу и вынесение обязательного решения. Арбитраж разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые могут быть согласованны сторонами, а при отсутствии такого соглашения применяет право государства- участника, являющегося стороной в споре (включая нормы коллизионного права) (ст. 42 Вашингтонской конвенции).
Очень большое отличие арбитражной процедуры от рассмотрения спора комиссией заключается в полномочиях арбитража. Арбитраж не просто выясняет обстоятельства дела, он может предложить сторонам представить документы или иные доказательства, посетить место, связанное со спором, и провести такое расследование, которое сочтет целесообразным (ст. 43 Вашингтонской конвенции).
После вынесения решения Генеральный секретарь безотлагательно направляет заверенные копии арбитражного решения сторонам. Арбитражное решение считается вынесенным в день направления его заверенных копий. Арбитражное решение является обязательным и окончательным. Пересмотру оно не подлежит, но может дополняться и исправляться. В ст. 49 Вашингтонской конвенции особо оговариваются возможные ситуации в связи с этим. По просьбе любой из сторон, направленной в течение 45 дней считая с даты вынесения арбитражного решения, арбитраж может после уведомления другой стороны принять решение по любому вопросу, который не был урегулирован в арбитражном решении, и должен исправить любые опечатки, арифметические или подобные ошибки в арбитражном решении.
Пересмотр решения осуществляется по правилам ст. 51 Вашингтонской конвенции. Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить о пересмотре арбитражного решения на основании выявления какого-либо факта, который существенно влияет на решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен и что незнание заявителем данного факта не было результатом небрежности. Заявление должно быть подано в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.
Отмена решения по ст. 52 Вашингтонской конвенции возможна только в исключительных случаях, если:
♦ арбитраж был сформирован ненадлежащим образом;
♦ арбитраж явно превысил свои полномочия;
♦ имел место подкуп члена арбитража;
♦ имело место серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры;
♦ в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.
Заявление об отмене подается в течение 120 дней считая с даты вынесения арбитражного решения, за тем исключением, что в случае, если просьба об отмене основана на факте коррупции, такое заявление подается в течение 120 дней после выявления факта коррупции и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.
По получении просьбы председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет ad hoc в составе трех человек. Никто из его членов не должен быть членом арбитража, вынесшего решение. Комитет вправе отменить арбитражное решение в целом или в части. Комитет может, если, по его мнению, обстоятельства того требуют, приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения просьбы.
Кроме примирения и арбитража МЦУИС может осуществлять также некоторые другие процедуры. В 1978 г. были приняты Правила дополнительной процедуры. По Правилам дополнительной процедуры в МЦИУС могут быть переданы споры, не подпадающие под действие Вашингтонской конвенции (по сторонам или по предмету). Правила дополнительной процедуры позволяют, в частности, рассматривать споры по не инвестиционным вопросам. Необходимо только, чтобы они касались сделок, имеющих черты, отличающие их от обычных коммерческих сделок. Кроме того, предметом рассмотрения по Правилам дополнительной процедуры могут быть так называемые процедуры «по выяснению обстоятельств» (factfinding proceedings), доступ к которым могут иметь любые государства и частные лица, желающие осуществить процедуры исследования и представления фактов (examine and report on facts).
19. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
Данная конвенция на многосторонней универсальной основе развивает концепцию предоставления иностранным инвесторам в развивающихся странах финансовых гарантий от некоммерческих рисков. На момент ее заключения почти все развитые страны создали соответствующие национальные агентства, гос. структуры по предоставлению своим гражданам гарантий от некоммерческих рисков в связи с инвестициями в развивающиеся страны. Было создано также международное агентство — Межарабская корпорация по гарантиям инвестиций. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (далее — МАГИ) было создано в соответствии с Сеульской конвенцией, чтобы дополнить их деятельность.
В Сеульской конвенции устанавливается общая структура операций по предоставлению гарантий. В частности, ст. 16 конвенции предусматривает, что МАГИ не может обеспечить по договору о гарантии возмещение в случае полной потери капиталовложения инвестором. Это положение направлено против безответственного поведения инвесторов. Детали каждой гарантийной операции и конкретные договоренности между агентством и инвестором подлежат включению в договор о гарантии. В основе договоров о гарантии МАГИ лежит типовой контракт. В декабре 2003 г. был разработан новый типовой контракт. Он используется как основа для заключения договоров по обращениям, поданным после 1 января 2004 г. По типовому контракту МАГИ может предоставлять гарантии до 200 млн долларов США, если необходимо, могут использоваться процедуры сострахования (тогда лимиты больше). Конкретные условия определяются страной инвестирования и риском самого инвестиционного проекта.
Процедура заключения договора о гарантии выглядит следующим образом: Совет директоров определяет политику, правила и положения, применимые к гарантийным операциям. На их основе заключается договор, который утверждается Президентом под руководством Совета директоров. Таким образом, со стороны МАГИ в договоре задействованы Совет директоров и Президент.
Сеульская конвенция охватывает некоммерческие риски:
♦ риск, связанный с переводом валют, возникающий в результате ограничений и задержек со стороны принимающего правительства в конвертировании и переводе полученной инвестором местной валюты;
♦ риск экспроприации;
♦ риск войны и гражданских беспорядков;
♦ риск нарушения договорного обязательства, взятого принимающим правительством по отношению к инвестору, или отказ от такого обязательства (например, риск нарушения концессионного договора).
Действия правительства, на которые владелец гарантии дал согласие или за которые он несет ответственность, а также убытки, связанные с девальвацией или обесцениванием валюты, не подпадают под гарантии (ст. 11 Сеульской конвенции).
В ст. 12 Сеульской конвенции содержится определение видов инвестиций, подпадающих под гарантии. Приоритет за прямыми капиталовложениями. При этом Совету директоров оставлена возможность для маневра — он может распространить покрытие и на другие формы капиталовложений. МАГИ главным образом гарантирует капиталовложения на приобретение акционерного участия, различные формы прямых капиталовложений, среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные или гарантированные владельцами акционерного участия в предприятии (так называемые акционерные, или спонсорские займы).
В статье 12 (Ь) Сеульской конвенции за Советом директоров закреплено право квалифицированным большинством голосов распространить предоставление гарантии на портфельные инвестиции.
МАГИ ограничивает свои гарантии только надежными капиталовложениями. Агентство удостоверяется, что капиталовложение будет содействовать экономическому и социальному развитию принимающей страны, соответствовать законам и положениям этой страны (ст. 12 Сеульской конвенции).
Право на получение гарантии МАГИ ограничено для инвесторов, которые имеют национальность государств — участников Сеульской конвенции. Это физические лица, являющиеся гражданами государств-участников, за исключением граждан принимающей инвестиции страны. Положения ст. 13 (Ь) Сеульской конвенции разрешают ситуацию возможного двойного гражданства: гражданство государства-участника преобладает над гражданством государства, не участвующего в конвенции; гражданство принимающей страны преобладает над гражданством любого другого государства-участника. В случае, если инвесторы, претендующие на получение гарантии МАГИ, являются юридическими лицами, они должны быть сформированы и иметь основные учреждения в государстве-участнике, которое не является принимающей страной, или большая часть их капитала должна принадлежать гражданам такого государства.
В ст. 14 Сеульской конвенции гарантийные операции ограничиваются капиталовложениями, которые производятся на территории развивающегося государства-участника. Принимающие страны должны утвердить инвестиции. В ст. 15 Сеульской конвенции предусматривается, что договор о гарантии не заключается до утверждения принимающим правительством. Любое принимающее правительство может не дать такое согласие. Это позволяет принимающей стране оценить предлагаемое капиталовложение до выдачи согласия на него.
В ст. 18 (а) Сеульской конвенции предусматривается, что если МАГИ осуществляет выплаты инвестору по договору о гарантии, МАГИ уступаются права, приобретенные инвестором в отношении принимающей страны в результате события, повлекшего требования. В Сеульской конвенции закреплено признание цессионного права МАГИ во всех странах-членах.
Согласно Сеульской конвенции возможны также гарантии спонсорских капиталовложений. Они играют дополнительную роль. Согласно ст. 24 Сеульской конвенции МАГИ может гарантировать капиталовложения, не предусмотренные Сеульской конвенцией, если страна- член или страны-члены дают согласие стать спонсорами таких капиталовложений.
Спонсорские гарантии позволяют предоставлять гарантии в том случае, если по каким-то критериям (коммерческий характер риска, национальность инвестора, отнесение страны, принимающей инвестиции, к развитым государствам) обычные гарантии по Сеульской конвенции не могут быть предоставлены. Спонсорские гарантии предоставляются в следующем порядке. Страна — член MAГИ, 'предлагающая гарантию капиталовложения, принимает на себя условное обязательство о разделе ущерба на сумму гарантии, спонсором которой она является. Премии и другие доходы, связанные со спонсорскими гарантиями, накапливаются в отдельном целевом фонде, именуемом спонсорским целевым фондом. Административные расходы и платежи по требованиям, относящимся к спонсорским капиталовложениям, оплачиваются из средств этого фонда.