Глава 25 средневековая культура и идеология
Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры. Варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических и культурных связей ограничивали кругозор людей того времени.
Глубокий кризис позднёантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объяснялся в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства. Аскетизм проповедовался с церковных кафедр и пропагандировался в специальной литературе того времени.
Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда не были известны точные науки и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире.
Особенно сильным было влияние церкви на мировоззрение человека в раннее средневековье (V—VIII вв.), когда в обществе установилась монополия церкви на интеллектуальное образование. Церковь подчинила своему господству все области знания. «... Церковная догма, — писал Ф. Энгельс, — являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви»'.
Образование в раннее средневековье. Церковь использовала некоторые знания античности при организации монастырских школ, необходимых для обучения духовенства. Уже в V в. Марциан Капелла дал сводное краткое изложение тех предметов, которые преподавались в античной школе и носили название «семи свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили «семь свободных искусств» на две части: первая — тривиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика); вторая — квадриум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика — как умение вести беседу, спорить и доказывать справедливость того или иного положения с помощью формальной логики, арифметика — как знание правил счета, а также умение толковать символическое значение чисел. Геометрия, куда входила и география, давала элементарные сведения об измерении пространств и составлении чертежей. Астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских религиозных праздников.
' Энгельс Ф. Юридический социализм. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 495.
Мироздание рассматривалось в свете положений священного писания. Вселенная, как и человек, считалась творением бога;
отрицалась вечность существования мира, о чем говорилось в античной философии. Господствовала геоцентрическая теория строения вселенной, но и она была приведена в соответствие с учением церкви. Вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижная земля, а вокруг нее вращались солнце, луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились бог и ангелы. Эта картина игнорировала научные представления о мире, сложившиеся еще в античности. Выше всех наук ставился авторитет священного писания и некоторых почитаемых церковных деятелей, таких, как Августин Блаженный, Исидор Севильский и др.
Представления о земле, на которой жили люди, выглядели крайне фантастично: устанавливали место, где находился рай, куда попадали души праведников-христиан после смерти, и т. п.
Все, о чем говорилось в священном писании, принималось на веру, которую ставили выше разума. Епископ Тертулиан изрекал: «Верю, потому что это абсурдно». Этот лозунг на несколько веков зачеркнул возможность обращения к разуму и занятия наукой. Но все же при разработке догматов христианской религии отцам церкви приходилось иногда обращаться к античному наследию: к астрономии, анатомии, геометрии Евклида, логике Аристотеля. Но явления природы толковались извращенно, в религиозно-христианском понимании. Изучались не конкретные реальные предметы и явления природы, а символы, скрытый смысл каждого явления как проявление божьей мудрости. Символизм пронизывал всю средневековую культуру.
Принятие христианства способствовало распространению письменности, грамотности, так как для христианского богослужения нужно было читать церковные книги. При монастырях создавались скриптории, где переписывались книги. Запись делалась на пергаменте, т.е. особым образом обработанной телячьей коже (иногда овечьей), так что на переписывание одной Библии шло большое количество шкурок (300). Поэтому книги были очень дорогие, их было мало. В библиотеках книги приковывались к столам цепями.
Кроме книг священного писания (Библия и Евангелие), в раннее средневековье был распространен особый жанр литературы — «жития святых», рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за христианскую веру людей, которые канонизировались церковью. Эта литература имела целью воспитать людей в духе смирения, терпения, покорности и стойкости в делах веры; кроме того, церковь проповедовала идею временных страданий в земной жизни и вечного существования после смерти в загробном мире, при этом обещалась жизнь блаженная и счастливая, если человек соблюдал все предписания церкви в своей земной жизни.
«Каролингское возрождение». Некоторое оживление в деле просвещения наметилось в VIII—IX вв. в период так называемого «Каролингского возрождения», значение которого сильно преувеличивалось буржуазной историографией. «Каро.тнгское возрождение» было вызвано необходимостью иметь в огромной империи Карла Великого грамотных и образованных слуг короля (судей, писцов, секретарей). Кроме того, церковь и государство нуждались в духовенстве, которое могло бы своей проповедью воздействовать на народные массы, воспитывать их в духе покорности властям и церкви. К своему двору император пригласил видных ученых из разных стран, таких, как Павел Диакон из Италии, Теодульф, ученый-гот из Испании. Особо значительную роль сыграл англосакс Алкуин, которому была поручена организация школьного обучения. Большой заслугой Карла было собирание античных рукописей, которые переписывались в специальных скрипториях, где трудились переписчики, выработавшие особый почерк, закругленный и каллиграфический (каролингский минускул); рукописи украшались миниатюрами и заставками. При дворе Карла был создан литературный кружок, получивший (по образцу античности) название «Дворцовая академия». В деятельности кружка принимал участие Карл, члены его семьи, духовные и светские сановники, учителя и ученики школы, открытой в Ахене. Один из участников кружка — молодой аббат Эйнгард написал биографию Карла Великого. Члены кружка читали творения античных авторов, сами писали поэтические и прозаические произведения, подражая писателям античности, но это подражание было чисто внешним, формальным. «Каролингское возрождение» было недолговечным.
Временный подъем феодально-церковной культуры наблюдался в англосаксонском государстве в IX в., в период правления короля Альфреда (871—900). Сам король довольно поздно научился латинской грамоте, но стал заботиться о том, чтобы сделать переводы некоторых книг с латинского языка на англосаксонский. Английское духовенство занялось переписыванием текстов священного писания, отцов церкви, а иногда и античных авторов, к которым делались объяснения и пересказы. Для подготовки грамотных клириков были открыты школы при епископских кафедрах. Начали регулярно вести летопись всех важнейших государственных событий. При короле Альфреде были собраны древние законы англосаксов («Правды») Кента, Уэссекса и Мерсии и к ним добавлены позднейшие законы «Правды Альфреда». Сам Альфред перевел всеобщую историю испанского священника Орозия, английскую историю Беды Достопочтенного, трактат Боэция «Об утешении философией»; при переводах он делал вставки по географии из рассказов путешественников, в частности датчанина Отгера, который объехал берега Норвегии и дошел до Белого моря, англичанина Ульфстана, проплывшего Балтийское море и описавшего быт эстов.
Школы и университеты. Однако влияние церкви на мировоззрение средневекового человека постепенно ослабевало. Стала развиваться культура светского характера. В Европе распространялось школьное образование, появлялись университеты, создавалась система схоластического обучения. Складывалась городская культура с ее светским характером и реалистическими тенденциями. Все это привело к появлению оппозиции идеологическому влиянию церкви.
В средние века в Западной Европе было несколько типов школ. Церковно-монастырские школы готовили клириков; все образование в них сводилось к изучению молитв и текстов священного писания на латинском языке, на котором совершалось богослужение. Другой тип школ создавался при епископских кафедрах; здесь-изучали «семь свободных искусств». В XIII в. из епископских школ иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет, который имел четыре факультета:
младший (артистический) и три специальных-медицинский, юридический и богословский. В XII в. в отдельных случаях роль университетов играли высшие итальянские школы, такие как Болонская юридическая школа и Салернская медицинская школа.
В XIII в. появились университеты и в других странах: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии. В XIV в. были основаны университеты в Чехии (Пражский), в Польше (Краковский), Германии (Гейдельбергский, Кельнский и Эрфуртский). В конце XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов. Большинство из них было учреждено с санкции римской курии. Обучение в университетах проходило в форме лекций. Профессора (магистры) читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора. Нередко на них выступали студенты. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.
Схоластика. Средневековая университетская наука получила название схоластики (от слова schola-школа); наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Схоластика не ставила цели открыть что-то новое, а только систематизировала то, что имелось в священном писании и являлось содержанием христианской веры. Она стремилась опереться на авторитеты, причем положения священного писания и священного предания схоласты стремились подтвердить ссылками не только на церковные авторитеты, но и на древних философов, главным образом Аристотеля. От него же средневековые схоласты заимствовали самую форму логического изложения в виде сложных суждений и умозаключений; отсюда пренебрежительное отношение к опыту и догматизм в выводах. Одним из основателей
ранней схоластики был Ансельм Кентерберийекий (1033—1108), который выше знания ставил веру и сводил философию к теологии.
Все же деятельность схоластов имела положительное значение: она способствовала развитию формальной логики; во все университетские программы включалось обязательное изучение Аристотеля. Схоласты попытались разрешить некоторые важные проблемы познания; они возобновили изучение античного наследия, познакомили Западную Европу с трудами древнегреческих и арабских учены-х. Наконец, они обращались к разуму человека, а не только к вере, стремились разобраться во многих вопросах философии и богословия с позиций изучения, рассуждения, понимания. Проблема познания еще в XI—XII вв. вызывала горячие споры между различными группами схоластов, получившими названия реалистов и номиналистов; основной спор касался природы общих понятий (универсалий). Некоторые схоласты высказывали мысль о том, что в мире существуют только единичные вещи и явления (res), доступные человеческим ощущениям;
общие понятия (универсалии) выступают лишь как названия, имена (nomen) обобщенных единичных явлений; это направление получило название номинализм. Оно допускало существование мира вокруг людей, воспринимаемое их чувствами и ощущениями. К. Маркс считал номинализм первым выражением материализма средних веков.
Противники номиналистов, наоборот, считали, что только общие понятия нашего ума реально существуют в действительности, единичные же вещи лишь несовершенное отражение этих понятий. Номиналисты и реалисты возобновили старые споры между идеалистами (последователями Платона) и материалистами (последователями Демокрита и Лукреция) в античной философии.
В процессе этих споров появились другие направления схоластики. Одно из них- концептуализм, — близкое к номинализму, было представлено магистром Парижской школы Пьером Абеляром, сыгравшим большую роль в развитии средневековой философии. Вольнодумство Абеляра навлекло на него гонения со стороны католической церкви. Главным источником понимания Абеляр считал окружающий нас мир, воспринимаемый и обобщаемый нашим разумом. Его главный тезис: «Я понимаю для того, чтобы верить» — подрывал догматы церкви, которая ставила веру выше познания. Школа, где преподавал Абеляр, стала центром оппозиции против ортодоксальной схоластики реалистов. Церковь признала учение Абеляра еретическим, ему было запрещено преподавать.
Греко-арабское наследие. С XI в. в результате крестовых походов Западная Европа познакомилась с культурой Востока и Византии. Возникли новые культурные центры в Испании и Сицилии. На латинский язык переводились труды греческих и арабских ученых, в частности сочинения Птолемея, Архимеда,
Галена, Гиппократа. Европейцы познакомились с трудами по физике и медицине великого таджикского ученого Авиценны (Ибн-Сина). Получили распространение сочинения арабского переводчика и комментатора Аристотеля Аверроэса (Ибн-Рошд), толковавшего учение Аристотеля в ином плане, чем в Западной Европе. Аверроэс отрицал сотворение мира богом, признавал вечное существование материи, сомневался в существовании загробного мира. Он был изгнан из Кордовы, а мусульманское духовенство запретило изучение трудов Аристотеля в Испании.
Знакомство с указанными трудами способствовало распространению в XIII в. вольнодумства и рационализма, в первую очередь в парижском университете. Магистры этого университета Амори Венский и Давид Динанский высказывали мысли о том, что бог в том смысле, как его понимала христианско-католическая церковь, не существует, что он — во всей природе, сливается с ней. Это пантеистическое представление получило широкое распространение. Жестоко преследуя подобные взгляды, церковь сама попыталась приспособить учение Аристотеля для обоснования догматов католической веры, отбросив все наиболее ценное в его трудах по натурфилософии.
Развитие схоластики в XIII в. Фома Аквинский. Знакомство с трудами, переводами и комментариями арабских ученых не прошло бесследно; в стенах парижского университета развернулась острая борьба. Магистр парижского университета Сигер Бра-бантский вслед за Аристотелем утверждал безначальное и вечное существование мира, отрицая сотворенность мира и человека богом. Церковь запретила преподавание не только аверроистов, но и натурфилософии Аристотеля. Сигер Брабантский был вызван в Рим и погиб в тюрьме.
Крупными схоластами ортодоксального направления были Альберт Великий (1193—1280) и Фома Аквинский (1225—1274). Альберт Великий был почитателем Аристотеля, автором многих сочинений не только богословского, но и естественно-научного характера. Фома Аквинский, известный философ средних веков, создал своеобразную энциклопедию католического богословия (Summa teologiae). В этом произведении все вопросы познания природы и общества рассматривались в ортодоксально-католическом духе. Он выработал общие принципы католического богословия, которые и по сей день церковь считает незыблемыми. Выдвигая идею гармонии веры и разума, он тем не менее подчинил науку богословию (наука-служанка богословия).
Кроме систематизации христианского вероучения, Фома Аквинский ставил вопросы, связанные с экономической жизнью того времени, стараясь примирить интересы феодалов и горожан. Он развил учение о греховности ссудного процента и о «справедливой цене». Ему принадлежит изречение, что все созданное богом совершенно, а отсюда вытекал вывод об извечности частной
собственности, сословной организации общества, незыблемости феодального государства. Он утверждал также приоритет церковной власти над светским государством. Философия Фомы Аквин-ского используется современным неотомизмом в борьбе с материалистическим мировоззрением.
Роджер Бэкон и опытное знание. Математика, физика и естественные науки развивались в то время вопреки церкви. Английский ученый монах францисканского ордена Роджер Бэкон (1214—1292) был одним из первых, кто настаивал на необходимости опытного метода в изучении природы. Опытное знание он противопоставлял ложным авторитетам. В своих сочинениях, основным из которых был «Большой труд», он выдвинул ряд замечательных догадок. Бэкон мечтал о летательных аппаратах, о подъемных кранах, облегчающих труд человека. Он установил способы получения многих химических веществ, составил рецепт пороха. Сочинения Роджера Бэкона католическая церковь предала анафеме, а сам он провел в заключении 14 лет.
Мистика. Кроме схоластики в средние века существовали иные направления философии и богословия, которые вели борьбу со схоластикой. Таким направлением была мистика. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. К известным мистикам средневековья относится Бернард Клервоскии, организатор второго крестового похода, долго и упорно боровшийся с Пьером Абеляром. В XIV в. получили известность немецкие мистики Иоганн Таулер и Фома Кемпийский, написавшие немало произведений и оказавшие большое влияние на деятельность немецких реформаторов радикального направления XIV в. Мистики отрицали роль разума в познании мира и бога, и в этом отношении они занимали более реакционную позицию, нежели схоласты. Но среди них были сильны демократические настроения; мистические секты критически относились к феодальному строю и предсказывали необходимость переворота и установления царства божия на земле. К ним относился Иохим Флорский (1132—1202), предвещавший наступление на земле «царства мира и правды», в котором не будет частной собственности, неравенства и эксплуатации.
Латинская литература XII—XIII вв. В XII—XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты): стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие пороки духовенства. В некоторых произведениях ученой поэзии имели место фольклорные мотивы: это басня «Об утерянной лошади», «Словопрение весны с зимой». Но в целом ученые-поэты были ограничены узким кругом феодально-теологического мировоззрения.
Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов (vagantes — «бродячие люди»), или голиардов, появившихся в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и средневековых университетов. Носителями этой поэзии были бродячие студенты. Их поэзия, вольнодумная, озорная, была очень далека от аскетических идеалов средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: «Бросим все премудрости, побоку учение, наслаждаться в юности — наше назначенье...» Или: «Жизнь на свете хороша, коль душа свободна, а свободная душа господу угодна!» Очень остро в их поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали римскую католическую церковь: «Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны полон он, и скверной все полно безмерно...» «Рим и всех и каждого грабит безобразно; пресвятая курия -это рынок грязный!» Ваганты были связаны с традициями латинской поэзии и заимствовали у нее стихотворные ритмы, даже когда писали пародии на богослужебные тексты. Большое влияние на их стихи оказала античная поэзия. Иногда в стихах вагантов звучали жалобы на их бесприютную и необеспеченную жизнь: «Не для суетной тщеты, не для развлечения — из-за горькой нищеты бросил я учение».
Церковь не уставала преследовать вагантов и за критику пороков церкви, и за прославление радостей земной жизни.
Героический эпос. В XI—XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ. В эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений:
героями эпоса всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства.
Величайшим памятником французского рыцарского эпоса является «Песнь о Роланде». В основе ее лежит действительное событие — поход Карла Великого в Испанию, когда арьергард его войска под предводительством Роланда был уничтожен басками. В поэме баски были заменены «неверными» — сарацинами, а испанский поход превратился в семилетнюю войну, в результате все событие приобрело иной социальный смысл. В песне франки оказываются жертвой низкого предательства графа Ганелона, в лице которого автор поэмы осуждает вероломство и феодальный произвол. Ганелону противопоставлен патриот Роланд, который целью своей жизни считает служение императору и «милой Франции». Но Роланд является также и верным вассалом своего сюзерена Карла: «Ведь для сеньора доблестный вассал обязан претерпеть великие страданья: снести и холод
и палящий жар и за него и плоть и кровь отдать...» Образ Карла воплощает идею государственного единства и величия. Злободневные мотивы этого произведения объясняют его популярность в широких кругах средневековой Франции. Во времена крестовых походов оно служило призывом к борьбе христиан против «неверных».
В «Песне о Сиде», возникшей в XII в. в Испании, отображена борьба испанского народа за освобождение страны от арабов. Прообразом героя поэмы послужил кастильский феодал Родриго Диас де Вивар (прозванный арабами Сидом-господином). Успехи реконкисты вдохновляли поэтов, а ее деятели заняли прочное место в народном испанском эпосе как герои.
Сид отбил у мавров Валенсию и разбил полчища альморави-дов, которые пришли на помощь мавританским князьям. В «Песне» Сид становится воплощением народного героя, пламенного патриота. В этом плане автор отошел от исторических фактов, так как Сид служил одно время у мавров. В отличие от исторического Сида герой поэмы ставит интересы страны выше своих личных интересов. Он предан королю как символу единства и могущества. Эта проповедь политической централизации имела прогрессивное значение. Образ Сида подвергся сильной демократизации — он простой рыцарь, хотя в действительности принадлежал к кастильской знати.
Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах» (1200 г.). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен «великого переселения». Историческая основа произведения — гибель Бургундского королевства на Рей не, разрушенного гуннами в 437 г. Но весь характер песни связан скорее с феодальной рыцарской Германией XII в., чем с жизнью варварского общества V в. При дворе бургундских королей царят рыцарские обычаи, пышные празднества, турниры. На этом основании некоторые зарубежные критики утверждают, что поэма — апофеоз феодальных порядков; Но это скорее осуждение злодеяний феодального мира.
Произведения средневекового эпоса — выдающиеся памятники мировой культуры.
Поэзия трубадуров. Рыцарский роман. В XI—XII вв. сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе.
Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг светской культуры в средневековой Европе. В Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия, прославлявшая интимные чувства и культ служения «прекрасной даме». Этот культ занимал центральное место в творчестве провансальских поэтов. Среди них были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди.
Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни (одним из ярких певцов любви был Бернард де Вентадорн, сын министериала), лирические песни, песни, посвященные политической тематике (наиболее яркие произведения трубадура Бертрана де Борна с антинародной направленностью), песни, выражающие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы, плясовые песни, связанные с весенними обрядами.
В северной Франции рыцарская лирическая поэзия создавалась труверами. В Германии развивалось творчество миннезингеров, «певцов любви», связанное с народными традициями. Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и легенд. Главная из них — история короля бриттов Артура и его рыцарей, живших в V—VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд составился бретонский цикл романов.
Большую роль в развитии куртуазного романа сыграл французский поэт Кретьен де Труа. Он создавал романы с таинственными приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств. Это роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской литературе XII—XIII вв. объясняется тем, что центральное место в нем отводится теме земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых поэтов.
Рыцарская литература, несмотря на ее ограниченный, классовый характер, способствовала развитию светской средневековой культуры, появлению интереса к личности человека и его переживаниям.
Городская литература. В развитии светских реалистических мотивов в средневековой культуре XII—XIII вв. большое место принадлежит городской литературе. Она также способствовала распространению критических и сатирических начал в литературе средневековья. Городская литература создавалась на национальных языках.
Расцвет городов повлек за собой глубокие сдвиги в истории средневековой культуры. В городах зародилась литература, сформировавшаяся на широкой демократической основе и тесно связанная с народным творчеством. Городские поэты ценили трудолюбие, практическую сметку, ум, хитрость, лукавство, а порой и пронырливость простых людей. Появляется и новый литературный герой — смышленый виллан, жонглер, хитрый и умный ремесленник, который часто оставляет в дураках феодалов, королей, всех власть имущих, гордящихся своим знатным происхождением. Особенно достается церковникам, как высшим, так и низшим, — они рассматриваются как тунеядцы, обманщики, стяжатели.
Популярным жанром городской литературы являлась стихотворная новелла, называвшаяся во Франции фаблио, а в Герма-' нии шванком, возникновение которой относится к XII в. Это произведения реалистического содержания с ярко выраженным сатирическим уклоном. К ним относятся «Завещание осла», «О буренке, поповской корове», где резко критиковалось корыстолюбие католического духовенства. В фаблио «О виллане, который тяжбой приобрел рай» содержалась критика церкви в целом;
в фаблио «О сером в яблоках коне» обличались богатые и знатные феодалы за их грубость и жестокость и восхвалялся простой и честный рыцарь. Фаблио и сирвенты на политические темы поэта Рютбефа (1230—1285) носили ярко выраженный антиклерикальный характер. В одной из сирвент он писал: «Рим должен быть основой святого, теперь же в нем царят продажность, зло. И те грязны, кто должен чистотой своей сиять, всем хуже оттого». Папа Александр IV осудил особой буллою сочинения Рютбефа на сожжение.
В то же время наряду со шванками и фаблио развивался городской сатирический эпос. Крупнейшим его памятником был «Роман о лисе», распространившийся в XII—XIV вв. во Франции. Он имел много вариантов, подвергался изменениям и был весьма популярным произведением, переводился на многие европейские языки. Поэма состояла из двадцати шести эпизодов, или ветвей. В ней рассказывается о борьбе лиса Ренара, ловкого, лукавого и умного, с тупым и кровожадным волком Изенгримом. Действие происходит то при королевском дворе, то в рыцарском замке, то в церкви. В «Романе о лисе» ярко звучат сатирические нотки. Ренар — олицетворение горожанина (хотя в некоторых вариантах он имеет замок), который выступает против феодалов, особенно крупных, рыцарей и духовенства. В этих столкновениях умный, находчивый лис всегда торжествует над крупными хищниками (медведь Браун, или Брен, — знатный феодал, злой и голодный волк Изенгрим — рыцарь, осел Бодуэн — придворный проповедник). Но сам лис Ренар становится хищником, когда он пытается обмануть и обидеть простых людей (куры, синицы, зайцы), и он терпит поражение.
Роман имел большой успех, ему подражали, его читали не только светские люди, но и монахи.
Другим выдающимся памятником городской литературы являлся «Роман о Розе», появившийся во Франции в XIII в. и переведенный на многие языки. Первая часть написана Гильомом де Лорисом (30-е гг. XIII в.) и носит аллегорический характер. В ней в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие, злоязычие и др. Вторая часть, написанная Жаном де Мёном (ученый горожанин) в 70-е гг. XIII в., являлась образцом средневекового свободомыслия.
Жан де Мен обличал невежество духовенства, осмелился критиковать папу, отрицал божественное происхождение королевской власти. В «Романе о Розе» утверждалось, что истинное благородство заключается не в знатных предках, а в личных достоинствах человека: «Все благородство в поведенье, а знатное происхожденье не стоит ровно ничего, коль сердце подло и черство!» Природа создает всех равными, утверждал Жан де Мен. Он заявил, что сущность религии в честной жизни, а не в пышных обрядах. Взгляды Жана де Мена отличались остротой и вольнодумством. Недаром некоторые исследователи называли его «Вольтером средневековья».
Крестьянская литература. Во второй половине XIV в. в Англии появились крупнейшие литературные произведения, в которых английский язык выступал в качестве национального литературного языка.
Большой интерес представляла появившаяся в XIV в. поэма Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре». Поэма носила аллегорический характер. Она написана в форме видений и снов, но в то же время широкая картина общественной жизни, которая дается в поэме, сочувствие угнетенным массам придавали ей глубокое социальное звучание. Действующие лица поэмы взяты из повседневной жизни Англии XIV в. Идея социальной справедливости, поставленная автором поэмы, немало способствовала воспитанию сознания народных масс Англии.
Изобразительное искусство в XI—XIII вв. Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. И не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому, что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Оно было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу? его доступности для всех — и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «Искусство — библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала. Из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это — очищающий душу огонь. С необычайной яркостью средневековые художники изобразили картины страданий и бедствий. Но необходимо иметь в виду, что скульптуру и живопись средневековых храмов нельзя рассматривать только как воплощение церковных доктрин. Обращаясь на языке искусства к широкому кругу зрителей, церковь должна была считаться с их представлениями и вкусами, т.е. искусство должно было быть доступным. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники. Поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов, и иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).
За время с XI по XIII в. в Западной Европе сменилось два основных архитектурных стиля — романский и готический. Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль: толстые стены, небольшая световая площадь, узкие проемы вместо окон, полуциркульная арка, такой же формы своды, массивные колонны, глубоко скрытая крипта — подвальное помещение. Церковь напоминала крепость, что было естественно для бурного, тревожного времени раннего средневековья.
Готический стиль в архитектуре связан с развитием средневековых городов. Основными типами городских построек были кафедральные соборы и ратуши, те и другие находились на центральной городской площади. Основная масса готических соборов возводилась в конце XII—XIII в.
Готические соборы в средние века были не только местом богослужения; здесь читались университетские лекции (Нотр-Дам в Париже), происходили диспуты на различные темы; перед собором разыгрывались театрализованные представления. Готические соборы — грандиозные сооружения большой высоты; для достижения такой высоты (до 150 метров) при сохранении легких колонн, резных стен и огромных окон использовалось техническое достижение в строительном деле: новая конструкция свода и применение опорных ребер (контрфорсов), укрепляющих своды. Гладкая поверхность стен скрывалась под кружевом каменной резьбы со множеством скульптурных изображений; для живописи использовались огромные окна (несколько метров высоты). Изображения на окнах, так называемые витражи, представляли собой мозаику из цветного стекла. На них обычно изображались сцены из священного писания, городской жизни, рыцарские турниры, эпизоды из истории страны. Готический собор возводился не одним поколением людей, постройка затягивалась иногда на столетие.
Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искусства являются собор Парижской богоматери, Реймский, Шартрский (Франция); Лондонское Вестминстерское аббатство и собор в Линкольне (Англия); Миланский собор (Италия). Из гражданских зданий — городская ратуша в Брюсселе, дом Жана Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (Франция).
Период готики был временем растущего спроса на книгу, порожденного созданием нецерковных школ, возникновением университетов, распространением образованности среди мирян