Средневековая культура

С V по XV век Три силы, определившие культуру Средневековья

• Традиции греко-римской культуры. • Дух варварства. • Христианство — новое духовное основание европейской культуры.

Особенности культуры Средневековья

• Восприятие всего через призму религии, Бог превыше всего, монашество («молящиеся») — самый почетный труд («воюющие» и «трудящиеся» ниже). • Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. • Мистицизм,иррационализм. • Культ аскетизма.

Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.

• Образование — религиозный характер, грамотность — редкое явление, университеты с XII века — преподавание на латыни. • В науке — господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту. • Сохранение пережитков язычества.

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Периодизация: XIV век — Треченто, Проторенессанс. XV век — Кватроченто, высокое Возрождение. XVI век — Чинквеченто, позднее Возрождение.

• Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства. • Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма. • Реформация — возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения. • Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

С XVII. до начала XX века — оформление западноевропейской культуры.

• Формирование нового, индустриального типа общества. • Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской. • Повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум, логику, факты. • Признание ценности образования, знания (XVIII век — век Просвещения). • Научная революция XVII-XVIII века — формирование основ современной науки. XIX век — век классической науки. • Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.

• Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.

Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика.

• В XIX веке — распространение реализма в искусстве.

• Рубеж XIX—XX веков — разочарование в идеалах, критика европейской культуры.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

С начала XX века

• Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма. • Динамичность, быстрая смена условий жизни. • Модернизм и постмодернизм. • Научно-техническая революция. • Компьютеризация — переход к новому типу общества — «информационному». • Глобальные проблемы.

• «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм).

16. Мифология.Миф — вымысел, принимаемый за правду. Характерные черты мифа:

1. Отождествление фантазии с реальностью. 2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. 3. Эмоциональная насыщенность. 4. Связь с магией.

Логика мифологического мышления

• Принцип антропоморфизма — все в мире уподобляется человеку. Анимизация — вещи и явления «оживляются» и «одушевляются». Артефактизация — вера в то, что вещи и явления не существуют сами по себе, а кем-то сделаны.

Структура культурного пространства

Культурные формы — формы человеческой деятельности, в которых добывается, сохраняется и используется социальная информация. Культурные парадигмы — осевые культурные формы: типы знаний, ценностей и регулятивов. Три основные области культуры: Духовная культура — сочетание знаний и ценностей (в плоскости осей Х и У). Социальная культура — социальные ценности и идеалы + регулятивы поведения, стремящегося к их воплощению (в плоскости осей У и Z). Технологическая культура — культура исполнения, изготовления, получения чего-либо; включает в себя знания и регулятивы (в плоскости осей X и Z). Границы между областями культуры относительны: любая культурная форма содержит и знания, и ценности, и регулятивы.

Культурные сценарии — обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами эталонные программы жизнедеятельности — пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей. Индивидуальный сценарий — конкретизация культурного сценария в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и личных особенностей

отдельного человека. Дух. К: мифология, религия, искусство. Соц. К:мораль,право,политика.Тех. К: техника,наука,инженерия.

Общие черты религии.

Основные элементы религии

1. Вера в Бога — существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека. 2. Эмоциональное отношение к Богу. 3. Вероучение — в священных текстах и их толкованиях. 4. Религиозный культ — личное обращение к Богу (молитва), коллективные богослужения, обряды, отмечающие рождение, вступление в брак, смерть; праздники, символика. 5. Организация верующих — церковь.

Функции религии

1. Душеспасительная (по отношению к личности). 2. Духовная (по отношению к культуре).

3. Мирская (по отношению к обществу).

БУДДИЗМ

Идейные истоки — брахманизм:

• Атман (Брахман) — единая мировая душа, лежащая в основе мироздания и являющаяся источником индивидуальных человеческих душ. • После смерти душа переселяется в другое тело или предмет. • Карма — закон посмертного воздаяния за поступки при жизни, определяющий судьбу души человека в последующем воплощении: переход в следующую варну выше или ниже либо в животное, растение, неживой предмет. • Сансара — круг преходящих событий земной жизни, в котором вращается душа, переселяясь из тела в тело. • Нирвана — состояние высшего совершенства и блаженства души, которое достигается после выхода ее из круга превращений (после брахмана) и воссоединения с Атманом.

Учение Будды: Основатель — Сиддхартха Гаутама, принц Шакьямуни, род. ок. 560 г. до н. э.

Четыре великие истины:

1. Жизнь полна страданий. 2. Причина страданий — желания. 3. Человек в силах устранить причину страданий, освободившись от желаний. 4. Есть путь к прекращению страданий — восьмеричный путь Будды — праведное знание, праведное мышление, праведная речь, праведное действие и т. д. Буддизм не требует полного отказа от мирских благ, а настаивает на равнодушном отношении к удовольствиям и невзгодам. Прошедший полностью весь восьмеричный путь достигнет нирваны — независимо от того, в какой касте он родился.

• Идеи непричинения вреда живому, ненасилия, общественного согласия, равноправия. • Умеренность, терпимость. • Стремление к духовному совершенствованию. • Разработка техник управления собственным телом, погружения в транс. • Традиции углубления в собственный мир, пренебрежения к земному, к хозяйственной стороне жизни — сдерживают развитие экономики, науки, что в итоге привело к научно-техническому отставанию стран буддийского Востока от Запада.

ХРИСТИАНСТВО

Истоки христианства. Библия.- Ветхий Завет, монотеизм иудейской религии, Синайские заповеди, записанные Моисеем (ок. 1230 г. до н. э.): чти отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй. Основы христианского вероучения Новый Завет. Заповеди Иисуса Христа (в Нагорной проповеди). Жизнь, распятие и воскресение Христа. Новый образ Бога: Иисус — бог-мученик, человеческий лик Бога. Вера, надежда, любовь — путь праведника. Царство Божие — не на земле, не на небе, а в душах людей. Заповеди Христа — нравственный идеал, к которому должен стремиться истинный христианин. Таинства - священные действия, через которые тайно дается человеку благодать Святого духа: Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование. Три ветви христианства

IV век н. э. — государственное признание христианской церкви в Римской империи. Первый и Второй Вселенские соборы: утверждение основного догмата христианства — Символа веры.

395 год — разделение Римской империи на Западную (столица — Рим) и Восточную (столица — Константинополь). Соперничество между Римскими папами и Константинопольскими патриархами привело к расколу на:• католичество, • православие.

В XVI-XVII веках (Лютер, Кальвин) возникает

• протестантизм

МУСУЛЬМАНСТВО

Вероучение ислама. Основатель — Мухаммед (ок. 610 г.). Священная книга — Коран, записанный после смерти Мухаммеда.

Пять столпов ислама: 1. Шахада — формула исповедания ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». 2. Салат (намаз) — обязательная молитва пять раз в день, по пятницам коллективно в мечети. 3. Саум — пост в месяц рамадан; запрещается днем есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения; ночью запреты снимаются. 4. Закят — обязательный налог в пользу бедных, уплата которого делает богатство праведным. 5. Хадж — паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин.

Особенности мусульманской культуры

Х-ХП века — расцвет классической арабской культуры.

• Многонациональность, объединяющие элементы — ислам и арабский язык. • Сочетание единой системы основных религиозных ценностей и жесткой регламентации культового и бытового поведения со свободомыслием в толковании богословских проблем ислама (нет централизованной церковной организации). Уважение к учености, забота о развитии просвещения: • Достижения науки (арабские цифры, развитие алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, химии, минералогии, ботаники, физиологии, языкознания). • Развитие медицины (применение антисептиков, нити для наложения швов, изобретение хирургических инструментов, «Канон медицины» Ибн Сины). • Отсутствие изобразительного искусства и театра (запрет па изображение живого), развитие орнаментального искусства и художественной каллиграфии.

Социально-политическая практика ислама: • Государственный характер религии и идеологии; Мухаммед основал религиозное государство. • Законы шариата должны исполнять и граждане, и государственные органы. • Дух «борьбы за истинную веру»; джихад (борьба с неверными). • Замедление экономического и культурного развития исламских стран. • Ограничение прав женщин (нельзя учиться, работать).

Наши рекомендации