Тема 4. Византийская культура. Средневековая культура Западной Европы.

Византийская культура.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенёс свою столицу в город Византий (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру - ромейской, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом».

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия, Антиохия, Никея, Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он также является создателем церковных песнопений.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени, оно сложилось под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. На смену непримиримости христианства ко всему, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием.

Выделяют следующие периоды истории византийского искусства:

· раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века);

· ранневизантийский период, "золотой век" императора Юстиниана I (527-565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века);

· иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717-741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» - во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы;

· период Македонского Возрождения (867-1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации;

· период консервантизма при императорах династии Комнины (1081-1185) эллинистических традиций (1261-1453).

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики (похвальная публичная речь) и псалмы (христианская лирическая молитвословная поэзия) пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Начало византийской литературы относится к VI-VII векам, когда греческий язык становится господствующим в Византии. Памятники народного творчества Византии до нас не дошли. Сохранилась главным образом литература, созданная церковью. Среди дошедшей до нас церковной литературы выделяется церковная поэзия гимнов. Наиболее крупными представителями её являются: Роман Сладкопевец (VI век), сириец, написавший около тысячи гимнов, император Юстиниан Великий (527-565), Сергий, патриарх Константинопольский, которому принадлежит акафист Богородице по случаю победы над аварами в 626, Софроний, патриарх Иерусалимский и другие.

Из прозаических видов особенно процветает история, авторы которой подражали манере Геродота, Фукидида, Полибия, например в VI веке - Прокопий Кесарийский, Пётр Патрикий, Агафия (историк и поэт), Менандр Протектор, Феофилакт Симокатта; к тому же времени относится Иоанн Малала, монах из Антиохии Сирийской, составивший всемирную хронику. Вторую половину IX века византийской литературы называют веком учёных энциклопедистов; в его сборниках и переработках сохранился драгоценный материал древности, заимствованный из утраченных ныне писателей. В первом ряду деятелей IX-X веков следует назвать Константинопольского патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом. Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.

Первый расцвет приходится на V-VII вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в. при императоре Юстиниане Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VIII-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм - философское учение, в противоположность материализму считающее началом или субстанцией вещей не материю, а дух.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные, прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю. В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Храм примечателен еще и тем, что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей ГаллыПлацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты.

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой. В последний период существования Византии (XIII -XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает, прежде всего, мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам от нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись, представляющая собой вид станковой культовой живописи. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.

Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХII вв., когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии.. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В отличии от живописи, скульптура в Византии находилась в упадке. Церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них. Таким образом, главное поприще деятельности для скульптуры было закрыто, и ей оставалось исполнять только саркофаги, орнаментальные рельефы, небольшие диптихи, даримые императорами сановникам и церковным иерархам, переплёты для книг, сосуды и пр. Материалом для мелких поделок такого рода, служила в большинстве случаев слоновая кость.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Музыка сопровождала служение в храмах, развивались новые жанры вокального искусства. Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). В книге "О церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во время конных процессий, и песни при императорском застолье, и песни-аккламации, и т.п. В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.

В сельскохозяйственной технике сохранялись бесколесный плуг, молотьба с помощью запряженных в деревянные сани быков и ослов. Земледелие было двухпольным, важную роль играло виноградарство, садоводство и разведение оливы. Применялось искусств. орошение. Ручная или приводимая в движение скотом мельница с ХI в. вытесняется водяной; позднее появляется ветряная мельница. В ювелирном и шелкоткацком производстве Византия до конца ХII в. занимала первое место в Европе; в кораблестроении - первоначально обгоняла Западную Европу (с IХ в. применялся косой парус).

В IV- VII вв. поддерживались традиции античного образованности, сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа), возник новый - Константинополь. С кон. VII в. высшее образование практически исчезло; возродилось лишь с IХ в. (Магнаврская школа в Константинополе). В 1045 был основан Константинопольский университет с 2 факультетами: юридическим и философским. При церкви св. Апостолов была создана высшая медицинская школа.

Химия и ее спутница алхимия были неразрывно связаны с потребностями ремесел. Значительного уровня достигло изготовление красок и стекла. Большую роль она играла в медицине. Огромное практическое значение имело изобретение в Византии в VII в. греческого огня. В 678 сирийский архитектор Калинник впервые предложил применить в морском бою против арабских кораблей зажигательную смесь, дающую не гасимое водой пламя и даже воспламеняющуюся при соприкосновении с водой. Состав греческого огня долгое время хранился в глубокой тайне; позднее было установлено, что он состоял из нефти, смешанной с асфальтом, смолами, негашеной известью и др. горючими веществами. Это изобретение на долгое время обеспечило Византии перевес в морских сражениях.

В медицине создавались труды, обобщающие врачебный опыт. Крупным мед. центром была Александрия, где изучалась анатомия. Врач Орибасий из Пергама (326-403) составил мед.энциклопедию в 76 томов. Ко 2-й пол. IV в. относится деятельность врача Филагрия (диагностика и терапия болезней печени и селезенки) и Посидония (попытка локализовать психические способности в различных участках мозга). Врач Аэций из Амиды составил руководство по медицине в 16 книгах, Александр Тралльский - труд по патологии и терапии внутренних болезней, переведенный впоследствии на латынь, сирийский, арабский языки. Павел Эгинский был автором руководства по хирургии и акушерству, получившего затем известность у арабов. Медицинское обслуживание стояло на высоком уровне: так, в Константинополе в ХII в. была создана больница из 5 отделений со специальным штатом врачей.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

Наши рекомендации