Операции с товарами до предложения их покупателям
На организацию торгового процесса существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
- разгрузку транспортных средств;
- доставку товаров в зону приемки;
- приемку товаров по количеству и качеству;
- доставку товаров в зону хранения, подготовку их к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
- хранение товаров;
- подготовку товаров к продаже;
- перемещение товаров в торговый зал;
- выкладку товаров на торговом оборудовании[21]
Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале.[22]
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержек приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Все товары, поступившие в магазин, по своим свойствам неодинаковы и требуют различных условий хранения.
На торговых предприятиях предусматриваются специальные помещения, кладовые для различных товаров с учетом температурного режима, относительной влажности воздуха и правильной укладки. Нельзя хранить вместе продукты, легко воспринимающие запахи (сливочное масло, кондитерские изделия, мука) и остро пахнущие (сыры, копчености, сельдь). Товары, легко поглощающие влагу (соль, сахар), не следует хранить с товарами, содержащими ее в большом количестве (овощи, фрукты).
При размещении и укладке товаров необходимо максимально использовать площадь и емкость кладовых. Товары размещают по группам, видам, сортам. Это позволяет своевременно и правильно учитывать движение товаров, вести контроль за соблюдением сроков продажи и хранения.
Товары при хранении укладывают на подтоварники, поддоны, стеллажи. Правильная укладка предохраняет от повреждений товары и тару, устраняет бой, лом, утечку продуктов. Применение поддонов имеет большое значение не только для хранения товаров, но и для их транспортирования и продажи в торговом зале.
Хранение непродовольственных товаров в магазине может быть организовано по товарным группам (обувь, готовые платья и т.д.) или по потребительским комплектам («Товары для мужчин », « Товары для дома » и т.п.). При хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов.[23]
Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала.
Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:
1. Общие, к ним относятся:
- распаковка,
- сортировка,
- проверка правильности обозначения цен,
- придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка),
- укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый зал,
- размещение товаров в торговом зале,
- выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.
2. Специальные, включают в себя:
- комплектация, сборка и монтаж изделий, поступающих в разобранном виде,
- устранение мелких дефектов, накатку тканей, нарезку электропровода,
- фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения. Составные элементы процесса продажи товаров.[24]
Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.