Специализация магазина «Подворье»
Магазин «Подворье» «ПО «Коломенский Райпотребсоюз» специализируется на облегчение труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.
Данный магазин можно отнести к универсальному магазину, по причине того, что в нем используется универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. По конфигурации торгового обслуживания этот магазин можно отнести к разряду обслуживания через прилавок.
У магазина имеется в наличии различный ассортимент, который представляет собой набор товаров различных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
Главную долю в строении ассортимента занимают продовольственные товары – более 75%. В продаже находятся в основном товары повседневного спроса, которые чаще и даже ежедневно приобретаются населением и периодического спроса – когда покупка осуществляется периодически. Ассортимент товаров очень привлекает своим большим выбором, и он глубок в пределах отдельных наименований продукции.
Инструментом, с помощью которого осуществляется урегулирование ассортимента реализуемых товаров в магазине, является ассортиментный перечень [1]. В перечень включается список наименований товаров, который соответствует установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые должны быть всё время в продаже. Магазин оснащен всем необходимым торговым оборудованием, в том числе и холодильным, вследствие чего можно расширять ассортимент охлажденных и мороженых продуктов, особенно ставших столь популярными в последнее время быстрозамороженных ягод, фруктов и овощных смесей. Именно разнообразием этих продуктов магазин «ПО «Коломенский Райпотребсоюз» превосходит своих конкурентов.
На формирование ассортимента товаров в данном торговом предприятии сильное влияние оказывает социальный состав обслуживаемого населения, характер его трудовой деятельности, социальное обеспечение и уровень доходов.
Спрос покупателей формируется под влиянием различных факторов. На характер и структуру покупательского спроса влияют экономика района, климатические условия, покупательная способность, культурный уровень населения, а также его профессиональный и национальный состав. Важным фактором, оказывающим большое влияние на формирование спроса, является туризм.
Резкие изменения, происходящие в формировании спроса, задачи правильного построения ассортимента товаров в магазине, обеспечения бесперебойного снабжения населения и культурного обслуживания покупателей требуют от работников торговли повседневного, внимательного и тщательного изучения покупательского спроса [1]. Самая ответственная роль в этом вопросе принадлежит магазину.
Торгово-технологический процесс в магазине «Подворье» представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность различных операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов [1]. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
- операции с товарами до предложения их покупателям;
- операции непосредственного обслуживания покупателей;
- дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Организация хозяйственных связей торгового магазина с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли [1].
Основой торгово-хозяйственной деятельности является закупочная работа. Работа по закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относят:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- определение потребности в товарах;
- выявление и изучение источников закупки, и выбор поставщиков;
- установление хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и заключение договоров поставки;
- контроль исполнения договоров и хода поставки товаров [1].
Комплекс «Подворье» имеет смешанный ассортимент, который представляет собой набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Большую долю в структуре ассортимента занимают продовольственные товары.
Ассортиментный перечень товаров представлен в приложении 1 (Приложение 1.).
Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о необходимых потребителям товарах и ценах, которые они готовы за товары заплатить. Такая информация не только способствует изучению спроса, но и помогает выявить тенденции его изменения и развития. Изучение и прогнозирование спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы но закупкам товаров. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.
Изучение спроса организуется менеджером магазина и осуществляется повседневно под его руководством продавцами, заведующими секциями, отделами и товароведами.
В «Подворье» применяются следующие методы изучения покупательского спроса:
- учет неудовлетворенного спроса;
- учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже;
- определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков.
Так, в магазине потребительского общества «Коломенский Райпотребсоюз» продавцы на протяжении рабочего дня записывают в свои блокноты наименование и частоту спроса товаров, не имеющихся в продаже, или заполняют специальные бланки.
В конце рабочего дня продавцы информируют заведующего отделом или директора магазина о результатах своих наблюдений, которые потом обобщаются и анализируются.
Зачастую они применяют контрольные листки, которые лежат на видном месте в торговом зале. Покупатель, не найдя в магазине интересующий его товар, записывает об этом в листке спроса, одновременно указывая свой домашний адрес или телефон. Заполненный листок опускается в ящик. Листки на столе может заменить журнал учета спроса, в котором покупатель также может сделать соответствующие записи.
Директор магазина ежедневно группирует записи по видам товаров и содержанию замечаний, анализирует и сопоставляет их с предыдущими записями, определяет их типичность и актуальность. Результаты наблюдений продавцов и отдельные наиболее важные замечания, высказанные покупателями о том или ином товаре, директор должен записывать в «Журнал учета замечаний покупателей» [16]. Все отмеченные в журнале замечания сообщаются в промышленность и товароведам вышестоящей торговой организации для принятия соответствующих мер.
Одной из форм учета замечаний покупателей о товарах, имеющихся в продаже, является учет и регистрация дефектов изделий, обнаруженных в момент реализации или после покупки товара покупателями.
Учитывая и анализируя движение остатков по определенным наименованиям товаров, работники магазина получают возможность следить за полнотой ассортимента и предотвратить затоваривание не пользующимися спросом у покупателей товарами.
Управление рекламой на ПО «Коломенский Райпотребсоюз» осуществляет отдел сбыта.
Целью деятельности ПО «Коломенский райпотребсоюз» в области рекламы являются:
- величение объема продаж товаров «ПО «Коломенский Райпотребсоюз»;
- повышение осведомленности населения о деятельности «ПО «Коломенский Райпотребсоюз»;
- создание долговременного положительного образа предприятия;
- расширение рынка сбыта продукции.
Задачами рекламы являются:
- информирование о продукции ПО «Коломенский Райпотребсоюз», ее свойствах, цене, месте приобретения;
- формирование образа ПО «Коломенский Райпотребсоюз»;
- поддержание осведомленности о продукции и о компании;
- формирование предпочтения к марке ПО «Коломенский Райпотребсоюз»
- удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья.
Для привлечения внимания покупателей «Подворье» очень широко использует рекламную деятельность. Особое значение придается внутрифирменной рекламе. В ее задачи входит создание у своих сотрудников веры в свое предприятие, и чувства тесной взаимосвязи с его положением. Элементами рекламы являются такие факторы как внешний облик предприятия и его сотрудников, голос секретаря по телефону, название товара, качество обслуживания клиентов. Руководство ПО «Коломенский Райпотребсоюз» проводит совместные мероприятия с коллективом, по празднованию знаменательных дат, наиболее отличившиеся работники получают денежные и вещественные подарки. Руководство компании исходит из того, что чем больше ответственных и энтузиазных сотрудников, тем меньшее их количество необходимо, и как следствие меньше расходы фирмы.
В качестве наиболее эффективных каналов распространения рекламы в компании ПО «Коломенский Райпотребсоюз» рассматриваются следующие:
- реклама в Internet;
- печатная рекламная продукция;
- наружная реклама [16].
Реклама в компьютерных сетях – Internet – является абсолютно новой и очень эффективной при ее невысоких стоимостях по сравнению с другими видами рекламы. Все провайдеры (поставщики Internet) дают возможность организовать свою страничку (Web сайт) в WWW (World Wide Web) - глобальной гипертекстовой информационной системе. Гипертекст - текст с разметками, ссылающимися на другие места этого текста. Во время чтения такого текста можно увидеть выделенные слова, при нажатии курсором, на которые вы можете получить дополнительную информацию.
Для посетителей продуктового отдела имеется целый набор рекламной печатной продукции:
Буклеты – специальные издания, посвящены нашей фирме и ее товарам. В буклетах принято вместе с рекламным текстом помещать фотографии и короткие биографии первых лиц фирмы, назвать ее спонсорские и благотворительные акции, раскрывать участие в международных ярмарках и выставках [6].
Наружная реклама – является одним из элементов рекламы ПО «Коломенский Райпотребсоюз», и по оценке ее консультантов она не может начать рекламную кампанию. Она может ее продолжить и закончить. Все это связано с особенностями «наружки»: ее видят, проезжая или проходя по улице, одномоментно. Отсюда – требования особенной яркости и увеличенных размеров, четкости и броскости рекламных текстов.
Преимущества наружной рекламы в том, что она настигает потенциального покупателя неожиданно и в тот момент, когда он более всего расположен сделать покупку, принять коммерческое решение.
Таким образом, стратегия и тактика проведения рекламной кампании ПО «Коломенский Райпотребсоюз» состоит в поэтапной ее реализации, где особенно важная роль отводится планированию рекламных мероприятий. В соответствии с этим, план рекламных мероприятий отражает соответствующие пропорции в размещении рекламы. При этом за каждым мероприятием закреплен конкретный исполнитель – штатный или внештатный сотрудник ПО «Коломенский Райпотребсоюз».