Создание единой информационной среды
Чтобы качественно собирать и хранить информацию, необходимую для работы отдела сбыта, нужно:
1) предоставить сотрудникам удобное средство для сбора такой ин
формации;
2) определить «формат», в котором будет собираться информация,
то есть выделить те характеристики клиента, которые вам нуж
ны, и дать сотрудникам форму для сбора такой информации.
Пример формы для сбора информации о клиентах приведен на рис. 8.
Управление продажами
«§ 12СВД», РкЬ». Г. Коетеом*. 5ЛЖИН: |
[5#« сраи«!гв р»!«вР4, ««ер «а р»*к& ««ив«г*к иэдр-жкА В 299* а> |
Рис. 8. Карточка клиента (За1ез Ехрег11.9)
Профессиональные пакеты позволяют создать единую корпоративную базу по клиентам, которая размещается на сервере компании. В этом случае все ваши сотрудники будут работать с единой базой, а значит, использовать одинаковые формы для сбора информации о клиентах.
Информация к размышлению
Какие риски снижает использование единой базы данных по клиентам?
• «Пересечение» менеджеров по одному и тому же клиенту.
• Использование клиентом различных примеров давления на постав
щика типа «мне другой ваш сотрудник обещал скидку» и т.п.
• При поломке компьютера менеджер по продажам может пересесть
за другой и продолжить работу.
• Потеря информации или контакта с частью клиентов (в т.ч. при
уходе сотрудника).
Кроме того, использование одинакового профессионального программного обеспечения позволяет установить стандарты работы с клиентами и контроля работы, а также снижает затраты на обучение новых сотрудников.
Глава 6, Информационные технологии
Сбор информации о потребностях клиентов и работе с ними
Как только мы начинаем задумываться о повышении эффективности сбыта, нам тут же становится нужна информация о клиентах, чтобы ответить на вопросы:
♦ кто является основным покупателем нашей продукции;
♦ где они расположены;
♦ какой деятельностью занимаются;
♦ с кем из клиентов какой наш менеджер работает и насколько ак
тивно;
♦ клиенты из какой отрасли являются нашими основными покупа
телями?
Профессиональные программы позволяют собирать такую информацию в процессе работы с клиентами, причем сбор информации не будет отвлекать продавцов от работы, ведь эта информация нужна им самим! Смотрите, как можно использовать одну и ту же информацию для различных целей (табл. 9).
Таблица 9
Варианты использования информации о клиенте различными сотрудниками
Информация | Менеджер | Руководитель отдела продаж |
Адрес компании | Выставление счета, место презентации и т. п. | Анализ продаж в географическом разрезе |
Отрасль | Специфика клиента, наличие рекомендаций от похожих компаний | Анализ в отраслевом разрезе, оценка доли отраслевого рынка вашей компании |
Размер компании | Прогноз размера заказа, специфика работы с компанией | Сегментация клиентов, составление портрета клиента |
История работы с клиентом | Более эффективное взаимодействие с клиентом | Анализ работы менеджера с клиентом (интенсивность, результативность, частота контактов) |
Какие потребности хочет удовлетворить клиент с помощью продукта | На что сделать упор при презентации товара клиенту | На что сделать упор в рекламных материалах и маркетинговых акциях при продвижении продукта. На что сделать упор при обучении менеджеров презентации продукта |
Продолжение Ч>
Управление продажами
Таблица 9 (продолжение)
Информация | Менеджер | Руководитель отдела продаж |
По каким причинам клиент отказывается от покупки | Подбор аргументов для снятия возражений | Рекомендации другим подразделениям по улучшению качества продукта, ценовой политике, доработке информационных материалов и т. п. |
Какие еще товары и услуги могли бы заинтересовать клиента | Создание базы потенциальных клиентов на случай расширения ассортимента | Оценка потенциального спроса на новый продукт или услугу |
Когда клиент собирается сделать следующую покупку | Когда снова позвонить клиенту | Прогноз продаж на долгосрочный период |
Помогая менеджеру собирать такую информацию о клиентах, руководитель помогает себе собрать необходимые данные для анализа и текущей работы. Также эта информация при необходимости может использоваться сотрудниками отдела маркетинга, сервиса и руководителями компании.
Информация к размышлению
Может быть, проще собирать информацию о потребностях клиентов с помощью маркетинговых исследований?Далеко не всегда можно утвердительно ответить на этот вопрос. Представьте такую ситуацию: вы давно хотите купить себе хорошую иномарку и иногда даже заходите в автосалоны, чтобы просто прицениться и посмотреть на предмет своей мечты. И вот к вам на бензозаправке подходит интервьюер и спрашивает: «А не планируете ли вы поменять ваши "Жигули" на машину иностранного производства?» Вы ему честно отвечаете, что давно об этом мечтаете, и жена об этом тоже мечтает, и вообще наши машины до сих порплохо собирают, и... — наверняка вы найдете, что сказать. А если интервьюером будет молодая симпатичная девушка, то вы даже попросите сразу прислать вам на дом счет на новую машину, но...
Но потом вы приезжаете домой и вспоминаете, что ребенку скоро в школу и надо купить ему... скоро зима, а ваша старая куртка уже никуда не годится... на даче надо обязательно летом поменять крышу, а то она уже начинает протекать... что-то стала барахлить стиральная машина... и т.д. и т.п.
Если все так, то вы скорее всего не купите иномарку в ближайшее время. А теперь внимание! Что скажет про вас интервьюер? Что, возможно, вы скоро решите купить иномарку. Что скажет про вас продавец
Глава 6, Информационные технологии________________________________ 93
автосалона, в который вы регулярно заходите? Что вы уже так долго собираетесь, что еще не скоро что-то купите.
И продавец будет прав! Он показывал вам продукт, и вы его не купили. Он не говорил с вами о ваших мечтах, как интервьюер, и не делал выводов на основе этого. У продавца более объективная информация. И даже если продавцом тоже окажется симпатичная девушка, вы все равно вряд ли измените свое решение.
Точно так же, собирая информацию о потребностях ваших клиентов, вы как продавцы будете получать более объективную информацию об их планах по покупке вашей продукции, чем заказывая проведение исследования.
Р. 5. Не стоит из этого делать вывод, что собственная информационная система полностью заменяет маркетинговые исследования. Но тратить средства на проведение специальных исследований вам потребуется только в том случае, если вы сами будете не в состоянии получить такую информацию.
Автоматизация работы менеджеров
Если вы хотите, чтобы основную часть времени ваши сотрудники занимались именно продажами, необходимо предоставить им удобные инструменты для выполнения типичных работ. Основные группы таких работ представлены на рис. 9.
Чтобы определить необходимость автоматизации работы менеджеров в вашей компании, заполните таблицу (табл. 10). Во втором столбце приведены средние по российскому рынку затраты времени в тех компаниях, где менеджеры не используют специализированных программ в своей работе. Если вам сложно сразу написать необходимые цифры, то просто проведите опрос среди своих сотрудников.
Теперь сравните получившуюся у вас в графе «Итого» цифру с продолжительностью рабочего дня менеджера. Затраты времени на большинство указанных операций могут быть снижены практически до нуля за счет применения современных информационных систем. В среднем по рынку получается, что менеджер тратит 2 часа из 8-часового рабочего дня, или 25 % времени, на осуществление действий, которые за него мог бы делать компьютер. Интересно, сколько получилось у вас?
Далее сложите суммарную зарплату всех менеджеров в отделе продаж и посчитайте соответствующую долю от этой суммы (при среднерыночных показателях это будет 25%). Вы можете сэкономить эти деньги, если работа менеджеров будет автоматизирована. Определите, выгодно это для вас или нет, и принимайте решение.
Управление продажами
Отчетность по результатам работы
Ведение клиентской базы, истории своих отношений с клиентами, результатов продаж, заключенных договоров и т. п. |
Быстрое оформление всех необходимых документов через учетную систему |
П 1 | "] 1 | |
\А | 1 !л | |
; 4 | ||
ш |
Организация и планирование работы с клиентами
Удобная рассылка рекламных материалов клиентам
Рис.9. Группы типовых работ, которые могут быть автоматизированы с помощью компьютерной системы
Таблица 10