Процедура проведения биржевых торгов
Биржевая торговля проходит в специально организованном месте биржи — операционном зале, размеры, планировка и оснащение которого могут быть различными на каждой бирже, но существуют общие требования к его организации и оснащению (рис. 9.1).
Операционный зал должен быть разделен на торговые секции (биржевые ямы) так, чтобы при одновременном начале сессии во всех них громкое объявление цены не мешало бы работе в другой. Пол в биржевой яме находится на 1,5-2 м ниже уровня зала, чтобы участники торгов хорошо видели маклера и друг друга. Каждая биржевая яма специализируется на торговле конкретным товаром в определенное время. Число биржевых ям обычно определяется руководством биржи в зависимости от номенклатуры основных товаров.
Каждая биржа должна обеспечивать инфраструктуру связи операционного зала биржи и остального мира, т. е. брокеры должны иметь возможность быстро получать поручения от клиентов и сообщать о заключенных сделках и текущей информации. Средствами связи должны быть оборудованы кабинки для брокеров, расположенные по периметру биржевой ямы. Все сведения о биржевой торговле из каждой биржевой ямы должны поступать на главное информационное табло биржи, и любой там находящийся должен видеть отмеченные на нем котировки.
Биржевые торги могут быть организованы в разных формах:
• по форме проведения - постоянные и в виде сессий; контактные (традиционные) и бесконтактные (электронные);
• по форме организации - простой аукцион, двойной аукцион;
• по форме осуществления - биржевая торговля по поручению (брокеры), самостоятельные биржевые операции (дилеры).
Биржевые торги обычно проходят два раза в день: утренняя и вечерняя биржевые сессии, которые ведутся непрерывно или с перерывами на 5-10 мин. О начале и окончании биржевой сессии, как правило, оповещают звонком. На электронных биржах брокеры могут торговать в те часы, когда обычная биржа закрыта.
Традиционная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда покупатели повышают цену спроса (нельзя называть цену ниже уже предложенной), а продавцы снижают цену предложения (нельзя называть цену выше уже предложенной).
При совпадении цены заключается сделка, которая регистрируется, а информация о ней поступает в информационные каналы. Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на покупку и на продажу составляет 0,1 % уровня цены. Если наблюдается конкуренция продавцов при недостаточном платежеспособном спросе или конкуренция покупателей при избыточном спросе, то применяется простой аукцион: английский, голландский или заочный.
В настоящее время неотъемлемой составляющей большинства бирж являются электронные торги, которые проводятся наряду с традиционной торговлей. Первая электронная система была установлена на Новозеландской фьючерсной и опционной бирже и начала функционировать в январе 1985 г. Сейчас около 30 товарных бирж используют системы электронной торговли.
Предметами электронной биржевой торговли в основном являются фьючерсные контракты на финансовые инструменты (валюту, фондовые индексы, процентные ставки и т.п.), однако на европейских и американских биржах очень активно ведется электронная торговля традиционными биржевыми товарами (сельскохозяйственные товары, металлы, нефть и нефтепродукты).
Заключение биржевой сделки в электронной системе состоит из нескольких последовательных этапов:
• введение участником заявки через терминал;
• проверка в специальном контролирующем модуле кредитоспособности участника;
• подбор приказов покупателей и продавцов по алгоритму «цена / время»;
• поступление информации о выполненных приказах (цена товара, его количество, наилучшие цены продажи и покупки) после заключения сделки на те терминалы, с которых поступили эти приказы; неисполненные приказы остаются в системе до тех пор, пока они не будут выполнены или отозваны;
• направление отчета о сделке после подтверждения ее в расчетную палату, где осуществляется клиринг;
• внесение изменений в счета продавцов и покупателей в расчетной палате в соответствии с результатами сделки.
Биржевой товар
Исторически сложилось, что торговля на биржах ведется по ограниченному числу наименований товаров, так как не всякий товар пригоден для биржевой торговли. В России согласно Закону РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» биржевой товар - это «...не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле».
Каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, выставляемых на торги. Номенклатура биржевых товаров с годами меняется, однако ко всем товарам, продаваемым через биржу, предъявляются установленные практикой биржевой торговли требования, позволяющие определить их принадлежность к биржевым.
Для активизации оборота биржи концентрируют торговлю таким образом, чтобы товар поставлялся лишь в определенные месяцы, например для сельскохозяйственных товаров выбор месяца поставки связан со сбором урожая, а для других товаров может быть выбран любой месяц поставки.
Стандартизация позволяет систематизировать биржевой товар по крупным качественным партиям, что значительно упрощает биржевые операции. Считается, что стандартизация образует главный признак подлинно биржевого товара.
Еще одним требованием, предъявляемым к биржевым товарам, является их массовость, т. е. товар не должен быть монопольным ни в производстве, ни в потреблении. Сосредоточение на бирже большой численности продавцов и покупателей в одно время позволяет организовать массовую реализацию продукции, унифицированную в соответствии с биржевыми стандартами. Это дает возможность наиболее правильно устанавливать спрос и предложение, а, следовательно, способствует формированию реальных рыночных цен. Что касается производства, то уникальная продукция единственного производителя, готовая продукция не должны допускаться на биржу, так как увеличение или уменьшение их производства во многом зависит от воли производителя, который тем самым может манипулировать ценой. А ведь требование свободного ценообразования является еще одним необходимым условием для биржевого товара. Цены на биржевые товары должны свободно устанавливаться в соответствии со спросом и предложением, а также иными факторами (экономическими, политическими, социальными, форс-мажорными), происходящими по самым различным причинам.
Валюта является своеобразным товаром, но и для этого биржевого товара выполняются все требования, предъявляемые к нему. В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований, а в настоящее время объектом биржевой торговли являются примерно 70 видов товаров. В мировой практике выделяются следующие основные классы биржевых товаров: вещественные биржевые товары; ценные бумаги; иностранная валюта; индексы биржевых цен; процентные ставки по государственным облигациям.
Номенклатура вещественных биржевых товаров традиционно состоит из двух основных групп:
1) сельскохозяйственных и лесных товаров и продуктов их переработки (около 50 видов);
2) промышленного сырья и полуфабрикатов (около 20 видов).
Основные товары первой группы: зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь); масличные (льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло, шроты); продукция животноводства (живой крупный рогатый скот, свиньи, мясо, окорока); пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, яйца, картофель, концентрат апельсинового сока, арахис, перец); текстильные товары (хлопок, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен); натуральный каучук; лесные товары (пиломатериалы, фанера).
Группа промышленного сырья и полуфабрикатов включает: цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий); драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий); энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо).
Ценные бумаги как биржевой товар условно можно разделить на два больших класса в зависимости от того, на что по преимуществу или целиком распространяется имущественное право - на сам актив или на изменение его цены: I класс - основные ценные бумаги (акции, облигации, векселя, закладные, варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки); II класс - производные ценные бумаги (фьючерсные контракты товарные, валютные, процентные, индексные и другие, свободно обращающиеся опционы). Примерно с 70-х годов XX в. началась торговля фьючерсными контрактами на финансовые инструменты. На развитие и рост таких рынков повлияли изменения в мировой экономике, прежде всего длительная и очень высокая инфляция, которая поставила проблему защиты от колебаний валютных курсов и колебаний курсов других финансовых средств - облигаций, акций и казначейских билетов.
С развитием фондового рынка появились и фьючерсные контракты на индексы, которые стали выступать как объекты торговли. Свое название индексы получают по имени создателя методики или названию информационных агентств, которые их рассчитывают и публикуют. Наиболее известными в мире индексами являются индекс Доу-Джонса, индекс Standard and Purs, индекс Нью-Йоркской фондовой биржи и др. Среди основных российских индексов следует выделить индекс Skate press, фондовые индексы АК&М, индексы Интерфакса, фондовый индекс журнала «Коммерсант», ROS-индекс и др.