Тема 6. Организация биржевой торговли и её участники. Биржевой товар
План
1. Участники биржевой торговли
2. Процедура проведения биржевых торгов
3. Биржевой товар
Участники биржевой торговли
Особенностью биржевой торговли является то, что она ведется не самими продавцами или покупателями, а их представителями - биржевыми посредниками, которых делят на брокеров и дилеров.
Брокеры — члены биржи или их представители, заключающие биржевые сделки по поручению клиентов за комиссионное вознаграждение.
Дилеры — члены биржи, которые заключают биржевые сделки от своего имени и за свой счет, иногда выступают как брокеры, но основные доходы образуются за счет разницы между продажной и покупной ценой товара.
Биржевые спекулянты — члены биржи, которые не имеют заинтересованности в соответствующем наличном рынке, но ведут торговлю фьючерсными контрактами в надежде получить прибыль за счет правильного прогноза цен.
Маклеры, ведущие биржевые торги в конкретной секции; помощники маклера, фиксирующие заключение сделок в своей секции.
Клерки, выполняющие различные обязанности в торговом зале биржи.
На открытых биржах заключать сделки имеют право члены биржи (брокеры, дилеры) и их представители, а также разовые и постоянные посетители.
Брокерской деятельностью является совершение операций с ценными бумагами в интересах клиента по договору поручения или договору комиссии. Для того чтобы осуществлять брокерскую деятельность, необходимо получить лицензию (брокерская лицензия).
Для успешной работы на бирже брокер должен:
хорошо разбираться в том биржевом товаре, который является объектом торговли;
знать правила торговли той биржи, на которой он работает;
уметь вести биржевой торг;
найти правильный подход к клиентам, которых представляет на бирже;
определить доход от тех сделок, которые заключаются по его инициативе на бирже.
Брокер является профессиональным участником биржевой торговли, он действует на организованных рынках и наиболее подготовлен к тому, чтобы оказать помощь клиенту, который бы хотел продать или купить товар на бирже. Отношения между брокером и клиентом возникают по инициативе клиента, но брокер не должен пассивно ждать, когда кто-то из пользовавшихся его услугами захочет снова обратиться к нему или порекомендует этого брокера своим знакомым, собирающимся заключать сделки на бирже.
Основным каналом, с помощью которого брокерские фирмы могут привлечь клиентов к сотрудничеству, являются рекламные объявления. Во всем мире подобная информация имеет множество разных форм, причем наилучшей являются печатные объявления - в изданиях, адресованных деловым людям, или в финансовых колонках известных газет. При этом в рекламном объявлении брокерской фирмы может содержаться информация, описывающая направления работы и деловую политику фирмы, размеры ее операций и способствующая тем самым привлечению клиентов, заинтересованных в соответствующем виде сделок. Биржи и регулирующие органы предъявляют свои требования к брокерам. Наиболее отработанными являются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг. Так, для физических или юридических лиц, занимающихся брокерской деятельностью, устанавливаются следующие виды требований: финансовые; профессиональные и квалификационные к руководителям и специалистам; организационно-технические; специальные.
Размер собственного капитала должен соответствовать требованиям на момент получения лицензии, а также в течение всего срока осуществления соответствующего вида деятельности. Руководители и специалисты, в обязанности которых входит выполнение функций, непосредственно связанных с осуществлением брокерской деятельности, должны удовлетворять квалифицированным требованиям, установленным Федеральной комиссией.
Брокерские фирмы, работающие на бирже, проходят соответствующую аккредитацию, т.е. биржа устанавливает соответствие фирмы тем требованиям, которые к ней предъявляются. На некоторых биржах, кроме аккредитации самой фирмы, требуется аккредитация брокеров, которые будут ее представлять в ходе биржевых торгов. Брокерская фирма, прошедшая аккредитацию, вносится в реестр биржи и получает номер (код, шифр), под которым будет действовать при заключении сделок. На отдельных биржах цифровой код брокерской фирмы заменяют или дополняют буквенным, тогда он содержит строго определенное количество букв (от 4 до 6).
Прибегая к услугам брокерской фирмы, клиенты имеют следующие преимущества:
1. значительно увеличивается объем торговых операций без роста собственных затрат на эти цели;
2. появляется возможность располагать услугами высококвалифицированного торгового персонала;
3. затраты на услуги, связанные с проведением торговых операций с участием брокерской фирмы, исчисляются в размере определенного процента от их объема.
Дилерской деятельностью является деятельность по купле-продаже ценных бумаг юридическим лицом от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Для того чтобы осуществлять дилерскую деятельность, необходимо получить лицензию (дилерская лицензия). Федеральная служба по финансовым рынкам выдает лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности без ограничения срока действия. Дилерская лицензия может быть выдана организации, которая отвечает требованиям ФСФР.
Дилер - это профессиональный участник биржевой торговли, выступающий при заключении сделок от своего имени и за свой счет. Дилером может быть только юридическое лицо. Для работы в качестве дилера на рынке ценных бумаг необходима лицензия. Порядок выдачи лицензии для дилера аналогичен порядку ее получения брокером.
Во время торгов на бирже осуществляется непосредственный контроль за соблюдением законодательства биржей и биржевыми посредниками.
Контролировать биржевые торги имеют право: государственный комиссар, члены биржевого комитета, члены ревизионной комиссии, старший маклер и начальник отдела организации торгов на бирже.