Основные направления регулирования биржевой деятельности
Для участия в биржевой торговле достаточно большое число как продавцов, так и покупателей, необходим определенный механизм, позволяющий обеспечить соблюдение прав всех ее участников. Они должны быть уверены в том, что риск, связанный с их участием, сведен к минимуму. Осуществляется это с помощью регулирования биржевой деятельности, которое представляет собой определенное упорядочение работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.
Регулирование биржевой деятельности имеет исторически сложившиеся направления:
· со стороны государства. Государственное регулирование биржевой деятельности осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж;
· общественное регулирование или регулирование через общественное мнение; в конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Процесс регулирования на биржевом рынке включает:
· создание нормативной базы его функционирования (разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка па общепризнанную и всеми соблюдаемую основу);
· отбор профессиональных участников биржевого рынка (в том числе профессиональных посредников, удовлетворяющих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на что регулирующими организациями или органами);
· контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
· систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже (устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи).
Зарубежный опыт показывает, что государственные регулирование и контроль биржевой деятельности должны строиться на соблюдении следующих принципов:
· общественной полезности и доверия;
· гласности и открытости биржевых торгов;
· гарантии прав участников биржевой торговли и др.
Деятельность товарных бирж во всех странах регламентируется государством по законодательному и финансово-кредитному направлениям.
Через законодательный механизм государство определяет роль, место, права и обязанности бирж и брокерских фирм, регламентирует правила их деятельности, осуществляет контроль за соблюдением юридических прав клиентов биржи, посредников и самой биржи.
Через финансово-кредитный механизм, через налоговую политику проводится регламентация рыночной деятельности на биржах с целью создания равных экономических условий для реализации интересов всех сторон биржевой деятельности, а также соблюдения интересов государства и стабильности товарного и финансового рынков.
Так, в США регулирование фьючерсной торговли возложено на Комиссию по срочной биржевой торговле (Commodity Futures Trading Commission - CFTC) и на сами фьючерсные биржи. Комиссия имеет высшую власть в области фьючерсной торговли в США, но на практике она перекладывает на участников фьючерсной торговли обязанность разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению манипулирования рынком, наблюдая за этим процессом самоуправления.
Очевидно, что государственное регулирование биржевой деятельности не должно носить запретного характера. Его роль должна сводиться:
· к созданию единой правовой базы, обеспечивающей функционирование бирж;
· контролю со стороны государственных органов за их работой;
· лицензированию деятельности как бирж, так и участников биржевой торговли.
Принципы регулирования биржевого рынка отражают проверенную временем мировую практику биржевого рынка. Основными из указанных принципов являются:
разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участникам рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой.
максимально возможное раскрытие информации о происходящем на биржевом рынке (возможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, повышение степени доверия к бирже и ее членам);
обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг;
недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования;
обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка;
преемственность мирового опыта регулирования биржевого рынка;
оптимальное распределение функций регулирования биржевой деятельности между государственными и негосударственными органами управления.
Система государственного регулирования биржевого рынка включает:
• государственные и иные нормативные акты;
• государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления рынком включают: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление осуществляется путем: принятия государством соответствующих законодательных актов; регистрации участников рынка; лицензирования профессиональной деятельности на биржевом рынке; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление биржевым рынком ведется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
• систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);
• денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
• государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
• государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:
Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (напрямую регулирует деятельность фондовых бирж);
Федеральная комиссия по товарным биржам (осуществляет регулирующие функции по отношению к товарным биржам и фьючерсной торговле);
Министерство финансов РФ (устанавливает правила бухгалтерского учета, осществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение на биржах);
Центральный банк Российской Федерации (регулирует деятельность валютных бирж).
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский биржевой рынок:
Закон «О банках и банковской деятельности»;
Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»;
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»;
Закон «Об акционерных обществах»;
Закон «О рынке ценных бумаг»;
Указы президента по развитию рынка ценных бумаг;
Постановления Правительства Российской Федерации, относящиеся к регулированию рынка государственных ценных бумаг.