Пути решения внешнего долга рф и перспективы долговой полики на 2012-2014 гг.
По проектам Министерства финансов РФ, подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную часть - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г.- 3,3%, в 2013 г.- 1,0%, в 2014 г.- 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.
По их прогнозам, дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012- 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012- 2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований.
Таблица 2 Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг., в млрд. долл.
Показатель | |||
Дефицит федерального бюджета | 1 570,5 | 1 744,3 | 1 648,4 |
Государственные заимствования, в том числе: | 1 592,3 | 1 601,7 | 1 626,1 |
· привлечение | 2 181,7 | 2 284,0 | 2 474,1 |
· погашение | -589,4 | -682,3 | -848,0 |
Государственные внутренние заимствования, в том числе: | 1 459,0 | 1 465,7 | 1 486,2 |
· привлечение | 1977,9 | 2082,2 | 2273,6 |
· погашение | -518,9 | -616,5 | -787,4 |
Государственные внешние заимствования, в том числе: | 133,3 | 136,0 | 139,9 |
· привлечение | 203,8 | 201,8 | 200,5 |
· погашение | -70,5 | -65,8 | -60,6 |
Использование Резервного фонда | -164,0 | -51,4 | 0,0 |
Использование ФНБ | 7,5 | 10,0 | 10,0 |
Приватизация | 276,1 | 309,4 | 300,0 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации | -120,2 | -85,8 | -248,7 |
По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного внешнего долга- 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). По программе министерства финансов, в предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб.
Таблица 3 Динамика государственного внешнего долга (млрд. руб.)
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody’s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.
Вместе с тем, как отмечают в министерстве финансов, имеющийся «запас прочности», не может рассматриваться, как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости РФ. Во- первых темпы роста самого долга, а соответственно и его облуживания, являются достаточно высокими. Во - вторых, возможны ухудшения макроэкономической ситуации, т.е. снижение цен на нефть, что не лучшим образом отразится на показателях долговой устойчивости страны. В- третьих, весьма вероятно лишение РФ одного из важнейших факторов финансовой стабильности- «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г. составит 1,6 трлн. руб., при условии сохранении цены на нефть в 2012 г. не менее 93 долл. США за баррель. При неблагоприятном же развитии ситуации, средства из Резервного фонда придется направить на выполнение расходных долговых обязательств, вплоть до его полного исчерпания, что повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание долга (Приложение 1).
При условии неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы государственного долга уже установлены на достаточно высоком уровне, дополнительные заимствования приведут к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с ухудшением их условий и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет.
Пока низкий уровень государственного долга позволяет проводить политику увеличения заимствований, не опасаясь критических показателей в долговой устойчивости. В условиях сохранения макроэкономической ситуации, в предстоящий период показатели долговой устойчивости РФ останутся на относительно безопасных уровнях. И при планируемых объемах заимствований нагрузка на бюджет будет оставаться в пределах нормы.