Вопрос 44 персональные базы данных, проблема расколотых баз
Совет Европы принял 28 января 1981 г. в Страсбурге «Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера», которая вступила в силу 1 октября 1985 г.
Цель Конвенции – гарантировать на территории каждой страны каждому частному лицу независимо от его национальности и места проживания соблюдение его прав и основных свобод, и особенно его права на личную жизнь в аспекте автоматизированной обработки данных личного характера.
В Конвенции даны следующие определения:
• данные личного характера – любая информация, относящаяся к физическому лицу, идентифицированному или которое может быть идентифицировано («информационный субъект»);
• особые категории данных – данные личного характера, отражающие расовое происхождение, политические убеждения, религиозные верования или другие принципы, а также относящиеся к здоровью или сексуальной жизни;
• автоматизированная обработка данных подразумевает операции, выполняемые с помощью автоматизированных процессов: запись данных, применение к этим данным логических и (или) арифметических операций, их идентификация, извлечение или распространение;
• автоматизированная картотека – любая совокупность информации, являющейся объектом автоматизированной обработки; владелец картотеки – физическое или юридическое лицо, публичная власть, служба или другой орган, которые компетентны в соответствии с национальным законодательством решать вопрос о конечной цели картотеки, какие категории данных личного характера должны регистрироваться и какие операции должны производиться.
Особые категории данных подлежат автоматической обработке только в том случае, если внутреннее право предоставляет надлежащие гарантии. То же самое относительно данных личного характера, связанных с уголовным осуждением.
Институт персональных данных в России только формируется. Активизации его формирования способствует Интернет, в котором персональные данные подлежат защите.
Основной целью данного института следует считать защиту законных прав и свобод человека и гражданина.
Персональные данные по смыслу Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» представляются в качестве информации, неразрывно связанной с личностью ее обладателя
Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.
Формирование в их составе ряда самостоятельных групп сведений обусловлено необходимостью их повышенной правовой защиты. В этой связи принято различать:
1) общедоступные персональные данные, доступ к которым неограниченного круга лиц предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.
К разряду общедоступных персональных данных могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии субъекта персональных данных. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает, что требование о конфиденциальности информации не распространяется применительно к персональным данным в случаях, прямо оговоренных федеральным законом. Следует отметить, что в настоящее время ни один из действующих федеральных законов не содержит прямого указания на возможность свободного использования конфиденциальной информации;
2) персональные данные специальной категории, включающие в свой состав данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических
взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни лица.
В Российской Федерации основным законом, регулирующим правоотношения в области персональных данных, стал Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Сфера действия Федерального закона ограничивается исключительно обработкой персональных данных, подразумевая под этим, в силу буквального толкования термина, их сбор, хранение, их возможный анализ, и тем самым исключает возможность защиты индивидуальной информации при ее распространении, хотя по статистике чаще нарушение прав и законных интересов граждан и организаций является следствием незаконного распространения персональных данных.
Однако следует отметить, что в термин «обработка персональных данных» законодателем было заложено куда более расширенное содержание, чем это представляется на первый взгляд. По смыслу пп. 3 п. 1 ст. 3 настоящего Закона под «обработкой персональных данных» понимаются любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ст. 3 настоящего Закона).
Объективные сложности правового регулирования в сфере защиты персональных данных обусловлены необходимостью сбалансировать в законе противоречивые интересы, как минимум, трех групп субъектов:
1) граждан, чьи персональные данные собираются и обрабатываются (субъекты персональных данных);
2) государственных органов, обязанных обрабатывать персональные данные в связи с исполнением своих полномочий;
3) негосударственных организаций, заинтересованных в обработке персональных данных в соответствии с целями своей деятельности, в том числе в интересах бизнеса.
45.
Особая роль журналистики в жизни общества вызывает повышенные требования к работникам средств массовой информации. Речь идет как о профессиональной подготовленности, так и о понимании каждым журналистом своей ответственности перед обществом.
В нашей стране подготовка журналистов в классических университетах ведется с начала 40-х годов прошлого века, до этого журналистов готовили в КИЖах – коммунистических институтах журналистики. Еще в 80-х годах ХХ века журналистскую специальность в Советском Союзе можно было приобрести в 34 учебных заведениях – в университетах, партийных и комсомольских школах, военных училищах. Сейчас в России подготовка профессиональных журналистов ведется более чем в 120 вузах. На Дальнем Востоке первое отделение журналистики появилось во Владивостоке в Дальневосточном государственном университете в 1960 г. Сейчас в этом регионе журналистов готовят в вузах Биробиджана, Благовещенска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Южно-Сахалинска и Якутска. По данным опроса руководителей ведущих российских СМИ, проведенного в 2006 г. Институтом массовой коммуникации факультета журналистики СПбГУ, факультет журналистики ДВГУ занял пятое место среди журфаков страны по качеству журналистского образования.
Пятилетнее обучение в университете (сейчас большинство вузов переходит к четырехлетней подготовке журналистов на уровне бакалавриата) дает журналисту лишь базовое образование. Для профессиональной квалификации журналиста очень важны как самообразование, так и различные формы повышения квалификации – семинары, курсы, стажировки. Постоянно переподготовкой теле– и радиожурналистов занимается находящийся в Москве Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.
Проблема профессиональной ответственности изучается деонтологией (от греч. «deon» – должное и «logos» – учение). Журналистская деонтология представляет систему знаний о профессиональном долге и личностных качествах журналиста. Различают три аспекта профессиональной ответственности журналиста: гражданский, этический и юридический.
Гражданская ответственность журналиста подразумевает стремление следовать интересам общества и социального развития. Естественно, деятельность журналиста должна соответствовать концепции средства массовой информации, в редакции которого он работает, а концепция СМИ – характеру и потребности той аудитории, на которую оно рассчитано.
Этическая ответственность журналиста предполагает соблюдение принятых в журналистской среде принципов, норм и правил поведения. В профессиональной этике описываются правила поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – автор», «журналист – редактор», «журналист – коллеги» и др.). На основе представлений о профессиональном долге и высоконравственном его выполнении разрабатываются журналистские этические кодексы.
В нашей стране действует несколько этических кодексов журналистов. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был принят Конгрессом журналистов России в июне 1994 г. В апреле 1999 г. руководителями ряда федеральных и региональных телерадиокомпаний была подписана Хартия телерадиовещателей. В апреле 2003 г. была принята Антитеррористическая конвенция средств массовой информации, определяющая правила поведения СМИ в случаях освещения террористического акта и антитеррористической операции. В ряде регионов страны накануне избирательных кампаний представители журналистского сообщества подписывают соглашения «За честные выборы». В июне 2008 г. ряд средств массовой информации Алтайского края подписал документ, призванный регулировать конкурентные отношения в области печатных СМИ.
Соблюдение этических кодексов является добровольным, и допущенные нарушения могут быть осуждены только самим журналистским сообществом.
Юридическая ответственность журналиста предусматривает соблюдение правовых норм, прописанных в соответствующих документах (в Конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и других подзаконных актах). Основные права и обязанности российского журналиста зафиксированы в Федеральном законе «О средствах массовой информации». Юридические нормы, предусматривающие ответственность журналиста за его деятельность, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в ряде других федеральных и региональных законов. Нужно также учитывать, что в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» большинство редакций (с численностью сотрудников 10 и более человек) обязаны иметь свой устав, в котором, в частности, прописываются права и обязанности журналиста применительно к данному средству массовой информации.
Журналистское сообщество, исходя из своих специфических социальных интересов, создает различные профессиональные объединения журналистов. В 1990 г. был создан Союз журналистов России, объединяющий журналистские организации различных регионов страны. В дальнейшем возникли и другие профессиональные объединения: Медиасоюз, Национальная ассоциация телерадиовещателей и др.
Основные профессиональные праздники журналистов в нашей стране: 13 января – День российской печати, 7 мая – День радио; 21 ноября отмечается как Всемирный день телевидения. Ведущие журналистские издания – «Журналист», «Новости СМИ»,