Анализ внешней среды компании
Внешние группы общественности
На данный момент торговый центр «Смайл» имеет следующих стейкхолдеров:
1. Посетители
2. Арендаторы
3. СМИ
4. Партнеры
5. Конкуренты
6. Органы власти
7.Некоммерческие организации
Среди внутренних стейкхолдеров можно выделить сотрудников компании. В зависимости от целей у торгового центра можно выделить несколько ключевых групп общественности. В первую очередь, это посетители и СМИ, но необходимо также помнить об арендаторах, так как с помощью них заполняются торговые центры.
Анализ текущей ситуации рынка торговой недвижимости
Ранее в первом разделе был проанализирован рынок аренды коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге за 2016 год. Среди анализа рынка аренды офисных и индустриально-складских помещений также был рассмотрен рынок аренды торговой недвижимости в общих чертах. Из основных тенденций можно выделить то, что главной особенностью стало обновление и перепрофилирование торговых центров без их закрытия. Также многие торговые комплексы столкнулись с проблемой падения покупательского спроса, в результате чего многие арендаторы стали уходить из классических торговых центров. Отличным примером адаптации к меняющимся рыночным условиям стало открытие культурно-образовательного центра «ОхтаLab» в торгово-развлекательном комплексе «Охта Молл». Стали пользоваться популярностью те торговые центры, в которых есть развлекательная составляющая, например, интересные лекции, мастер-классы и другие мероприятия.
Можно сделать вывод, что в этих условиях торговый центр «Смайл» также успешно адаптируется к меняющимся условиям за счет наличия развлекательной составляющей. Но существенным отличием является то, что именно этот торговый центр имеет сильную социальную направленность, что положительно влияет на имидж, на проходимость ТЦ и на многие другие факторы.
Конкурентный анализ
При изучении внешней среды компании необходимо также анализировать существующих конкурентов, знать их преимущества и недостатки для дальнейшего успешного построения стратегий продвижения. Как таковых прямых конкурентов у данного торгового центра нет, но можно выделить конкурентов по территориальному признаку.
Автор дипломной работы рассмотрел близлежащие торговые комплексы, которые находятся в пределах 3 километров от ТЦ «Смайл». Результаты анализа представлены в таблице № 3.
Таблица №. 3 ТЦ в окружении ТЦ “Смайл”
Название | Адрес | Арендаторы | Преимущества | Недостатки |
ТК Невский, ТРК Невский-2 | Пр-т Большевиков, 27 | Более 200 магазинов одежды, обуви, аксессуаров, супермаркет Домовой“, гипермаркет “Эльдорадо, “Детский мир” и др. | 1)Расположен очень близко к метро “Улица Дыбенко”. 2) Большая площадь (49 000 кв.м.). 3) Есть сайт и группа https://vk.com/nevskycentrespb | 1)На сайте редко обновляются новости. 2)Публикации в группе не вызывают большого отклика со стороны аудитории. |
ТК “Торговый Двор” | Пр-т Пятилеток,2 | Магазины мебели, техники, продуктов, салон красоты и др. | 1)Наличие сайта 2) Расположен близко к метро “Проспект Большевиков” | 1)Неудобный для восприятия сайт 2)Слабое онлайн и офлайн продвижение |
ТЦ “Лондон Мол” | Универмаги одежды и обуви, продуктовый гипермаркет, гипермаркет электроники и др. | 1)Есть удобный и понятный сайт 2)Хорошее онлайн продвижение 3) Есть детский семейный клуб (развлекательный проект для детей) | 1)Находится далеко от метро | |
ТРЦ “Мега-Дыбенко” | Мурманское шоссе, 12-й км. | Media Market,OBI, Ikea, “Ашан”, “Детский мир”, каток, 12-зальный кинотеатр “Киностар”, детский игровой центр и др. | 1)Огромная площадь ТРЦ 2)Известные посетителям арендаторы 3) Наличие сайта 4) Сильное онлайн продвижение (в контакте, фейсбук, инстаграме) | 1)Большая удаленность от метро |
ТЦ “Елизаровский” | ул. Бабушкина, 8, корп.2 | Магазины одежды, обуви, аксессуаров, зоотоваров, стоматологический кабинет, магазин техники и др. | 1)Наличие сайта 2) Разнообразный состав арендаторов | 1)Большая удаленность от метро 2)Не информативный сайт 3) Слабое онлайн продвижение |
Можно сделать вывод, что у торгового центра «Смайл» нет как такового ключевого конкурента. Однако, если рассматривать по территориальному признаку, то можно выделить ТК «Невский», так как он расположен недалеко от него, в нем также обширный состав арендаторов и ведется онлайн-продвижение в соц. сетях. Что касается самого ТЦ «Смайл», то у него множество преимуществ среди этих торговых комплексов. Во-первых, имеется удобный и информативный сайт: http://tc-smile.ru/. Во-вторых, активно ведется группа торгового центра https://vk.com/tksmile (количество подписчиков около 6 300). Публикации в группе имеют как информативный, так и развлекательный характер. Также следует отметить хорошую вовлеченность аудитории, она активно комментирует записи, делает «репосты», участвует в опросах и обсуждениях. Значительно облегчило восприятие информации в группе специальное меню с основными разделами (например, карта ТЦ, сайт ТЦ, акции, скидки, ваши объявления, задать вопрос и т.д.). Также у торгового центра существует страница в Instagram и Facebook.
Основной особенностью этого торгового центра является особая социальная направленность, которая выражается в проведении различных акций и специальных мероприятий. В качестве примера можно выделить социальный проект, который заключается в проведении бесплатных детских мастер-классов, ежегодного экологического фестиваля «Спасибо тебе!» и т.д.